Из опыта работы по формированию нравственности обучающихся начальных классов

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА РЕБЁНКА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ.


Истинный показатель цивилизации
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожая,
а облик человека, воспитываемого страной.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к нравственности, к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Именно поэтому, сегодня как никогда ранее, встаёт проблема приобретения опыта нравственного поведения школьников.
Иван Фёдоров в первой русской печатной азбуке 1574 года писал: «духовные семена надо по вселенной рассевать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». Я считаю, что со времён Ивана Фёдорова и до наших времён, в формировании нравственных чувств особая роль отводится урокам литературного чтения. Литература занимает особое место в формировании духовного мира личности, его нравственности. Время, в которое мы живём, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к нравственному совершенствованию. Анализ же содержания книг для чтения помогает детям усвоить важнейшие нормы нравственности: честность, уважение к старшим, дружба, отношение к труду, доброта, справедливость, отношение к маме, природе, скромность, выносливость, благородство. В этом я отдаю предпочтение литературному чтению Л.Ф. Климановой из УМК «Перспектива». Её учебник максимально наполнен высокоморальными произведениями, позволяющими формировать нравственные чувства ребёнка. Работая с текстами, я уделяю особое внимание ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Создаю на уроках чтения ситуации, когда ученик должен оценить поведение персонажа, посочувствовать, сопереживать или оправдать оступившегося героя. В этом плане даю следующие задания детям:
- Представь понравившегося героя.
- Расскажи, с кем бы ты не дружил.
- Помоги герою исправиться.
- Как бы ты поступил на месте героя.
- Расскажи, что тебя возмутило.
- Дай совет герою произведения.
- Переделай непонравившийся тебе фрагмент.
Очень любят мои обучающиеся упражнение «Ситуация». Предлагаю детям сказку «Маша и медведь» и даю задание:
- Как сделать так, чтобы Маша и медведь подружились? Дети, работая в группах или по одному, придумывают различные версии. Мы все их обсуждаем и выбираем самую оптимальную.
Предлагаю ситуации из жизни:
- Вы катаетесь на катке, а на лавочке сидит грустная девочка. Ваши действия.
- Вы сидите в автобусе, и в автобус вошла старушка.
- Мама отдыхает, а вам хочется поиграть.
- Бабушка моет посуду, а вы смотрите мультики.
Предлагаю детям самим придумать возможные ситуации друг другу. Не секрет, что дети часто говорят правильно, а поступают неправильно. Тогда предлагаю детям за определённое время понаблюдать за поведением обучающихся в школе, дома, на улице и подготовить выступление, что не понравилось и как нельзя поступать. Стараюсь помочь ребёнку накопить опыт нравственного поведения. Ведь только на основе достаточного нравственного опыта у ребёнка может сформироваться нравственное поведение и нравственные поступки. А уже система поступков ведёт к приобретению нравственной привычки.
Учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой даёт возможность формировать очень актуальное чувство для нашего неспокойного время – чувство этнотолерантности. В учебнике представлены различные жанры произведений разных народов: сказки, пословицы, загадки, песенки. Мы с детьми разбираем содержание, обсуждаем поступки героев, анализируем их чувства. Я подвожу детей к мысли, что все народы похожи друг на друга: все хотят мира, добра, справедливости, уважения. Добиваюсь, чтобы сработало «золотое правило» нравственности: относитесь к другому так же, как к себе, а к себе, как к другому.
В последнее время всё чаще стали обращаться к проблеме формирования культуры общения младших школьников. В первую очередь это связано с требованиями к современному человеку изменившегося общества. Считаю, что коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции младшего школьника. В формировании культурной речи мне помогают уроки риторики. На них я знакомлю детей с правилами, регулирующими поведение говорящего и слушающего, знакомлю детей с мимикой, жестами, позой говорения, тоном, темпом, динамикой речи. На уроках и внеклассных мероприятиях знакомлю детей с речевыми правилами, которые определяют этичность нашей речи: приветствием, прощанием, извинением, благодарностью, просьбой, советом, вежливым отказом. «Учимся извиняться», «Что значит простить», «Праздник вежливых слов», « Обидеть человека просто» - далеко не весь список наших мероприятий. На них учу детей понимать другого, терпеливо выслушивать другого, приходить на помощь, принимать мнение другого. Ещё в этом мне на помощь приходят коллективные дела в классе, где нужно вместе принимать решение, вместе планировать работу, вместе находить пути реализации проекта, вместе выходить на защиту сделанного. Это школьные конкурсы, концерты, субботники.
Считаю, что очень важную роль в формировании нравственных чувств имеют эмоции. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, ребёнок может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдержать гнев и ярость, проявить любовь, страсть, нежность. Э.Шим писал: «Мальчишка не научится любить природу, пока не пожалеет замёрзшего в снегу воробья С таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека». Наиболее эффективным, на мой взгляд, является путь формирования эмоциональных чувств опять же через произведения художественной литературы – неоспоримое сильнодействующее средство воспитания эмоций ребёнка. Герои детских книг заставляют юных сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Работу над произведением строю так, чтобы дети не только испытывали те или иные эмоции вместе с героями произведений, но и размышляли над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства. Для себя выработала следующие линии работы над художественным произведением:
- Линия сюжета, где анализирует событие или поступок.
- Линия героя, где анализируем чувства героев, их эмоции.
- Линия читателя, где раскрываются личные чувства каждого ребёнка.
- Линия автора, где определяем мнение автора и сравниваем со своим.
Стараюсь, чтобы каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя из этого, уже другие с ребёнком считаются, ценят его. Я не только сама учу детей, но обращаюсь к ним за помощью и советом, в результате чего формирую взаимное доверие и сотрудничество для более тесного сближения и доверия друг к другу. Работая в таком плане, я формирую у детей эмоциональную компетентность: умение правильно реагировать на окружающий мир и окружающих людей.
Большую роль в приобретении нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам отвожу этическим беседам и классным часам. «Учимся дружить», « Что значит быть добрым», « Праздник вежливых ребят», « Скромность украшает человека», « Что такое хорошо и что такое плохо» - наши традиционные мероприятия. В процессе этических бесед привлекаю ребят к активному обсуждению нравственных проблем, учу отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Стараюсь проявить большую духовную близость к детям: проявляю уважение к внутреннему миру ребёнка, остерегаюсь прямолинейности, бестактности. Этическую беседу строю на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Включаю в этические беседы инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, обмен мнениями, диалог. Назначение моих этических мероприятий помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды и привычки.
Одним из направлений нравственного воспитания считаю формирование экологической культуры младших школьников, так как в наше время снизилось бережное отношение к природе.
В этом плане я провожу много праздников, конкурсов, бесед, игр, экскурсий, которые вводят нас в мир природы. «Волшебница - зима», «Как нам жить в дружбе с природой», «Птичья столовая», «Сохраним красоту природы», «Природа сердится», «Природа благодарит», «Правила друзей природы», «Красная книга села», «Путешествие в Экоград» - классные часы, которые я провожу с детьми. Через исследовательскую деятельность обучающихся формирую чувство гордости за родную природу, формирую экологическую культуру, реализую принцип сотрудничества детей и природы, учу детей беречь, любить и охранять природу.
В течение всего учебного года провожу экскурсии в природу. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, создаю в коллективе эмоциональный настрой, распределяю между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такие экскурсии дают мне возможность воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достояниюприроде. Я считаю, что эстетическое чувство природы, чувство общности с природой важно развивать и формировать, когда складывается духовный мир растущего человека, т. е. в младшем школьном возрасте.
Формирование экологической культуры младшего школьника тесно сплетается с патриотическими чувствами. Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Я считаю, что именно в младшем возрасте возникают большие возможности для развития у дутей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине. В этом плане я провожу мероприятия по таким разделам: «Моя Родина», «Государственная символика России», «Богатыри земли русской», «Человек и космос», «Этих дней не смолкнет слава», «Я – гражданин». В ходе реализации данных разделов формирую не только родиноведческие понятия и представления, но и такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, чувство уважительного отношения к старшему поколению.
Конечно, нельзя описать всю свою работу, но закончить хочется словами Ф. Шиллера: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце». Это должны помнить в своей работе все мы – педагоги.