Методические рекомендации по формированию действий контроля и оценки у учащихся начальных классов

Формирование действий самоконтроля и самооценки
у младших школьников
Современным обществом все в большей степени востребованы люди, которые не просто обладают творческим потенциалом, коммуникативными качествами, но и готовы к анализу, способны к оценке собственной деятельности, к саморегуляции. Поэтому с момента поступления ученика в школу одной задач учителя является подготовка ребенка к жизни в обществе в соответствии с принятыми в нем нормами, к его успешной социализации. Каждый учитель по – своему решает эту задачу. Одним из путей к развитию вышеуказанных качеств ребенка является путь через включение его в деятельность контроля и оценки собственной деятельности и ее результатов. Д. Б. Эльконин выделял такую деятельность как «центральную педагогическую задачу» начальной школы. [2]
Анализ анкет педагогов, осваивающих разные учебные программы, и наблюдения за организацией ими учебного процесса, показали, что в образовательной практике контрольно-оценочной деятельности учащихся уделяется недостаточно времени на уроке. Такая работа проводится бессистемно, при этом преобладает контроль по результату, а оценка – орудие в руках учителя. В тоже время, в современной школе система контроля и оценки не может ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания, а функция оценки должна заключаться в предоставлении ученику сведений об успешности его учебной деятельности. Поэтому с первого дня школьной жизни действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителей должны включаться в контекст всей учебной работы. Важным является поэтапное проведение ребенка по видам контроля и оценки. Представленная в статье система работы по введению разных видов контроля и оценки в начальной школе (Таблица 1) основана на работе А.Б.Воронцова [1].
Таблица 1. «Очередность введения разных видов
контроля (самоконтроля), оценки (самооценки)»




Рефлексивный контроль +рефлексивная оценка




Прогностический контроль+
прогностическая оценка
Прогностический контроль+
прогностическая оценка



Пооперационный контроль

Пооперационный контроль

Пооперационный контроль


Итоговый контроль
Итоговый контроль
Итоговый контроль
Итоговый контроль

Контроль по результату+итоговая оценка
Контроль по результату+ итоговая оценка
Контроль по результату+ итоговая оценка
Контроль по результату+ итоговая оценка
Контроль по результату+ итоговая оценка


Введение действий контроля и оценки в такой последовательности определялось тем, что дети, осваивая один вид контроля, начинают сами или с помощью учителя испытывать потребность во введении следующего вида контроля. Например, освоив контроль по результату, учащиеся понимают, что если ответ неверный, то у них отсутствует информация о причине ошибки, появляется необходимость в пооперационном контроле.
Наиболее очевидным для учителя и учащихся является контроль по результату и итоговая оценка. Контроль по результату – вид контроля, который «проводится после осуществления действий путем сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом». [2] Итоговая оценка – «определение учеником того, освоил он заданный способ действия и продвинулся на ступеньку выше именно в этом отношении». [2]
На разных этапах урока с помощью знаков «+»/ «?» или других обозначений такой контроль позволяет зафиксировать правильно или неправильно выполнено задание и побуждает детей самих решать: «Я умею это делать или нет». Оценивание результатов своей деятельности осуществляется на критериальной основе, для осознания ребенком того, что проверялось в ходе выполнения задания, какие требования предъявлены к работе, за что они себя могут оценить. Это важно, поскольку, особенно в начальной школе, учащийся, писавший строчку букв целый час, оценивает себя высоко, при этом в строке может не быть ни одной правильно написанной буквы. Ребенок оценивает усилия, свое старание, тогда как, если ребенок знает, что красивая буква – это буква, написанная, во-первых, до середины строки, во-вторых, с наклоном справа налево, в-третьих, в соответствии с образцом легко найдет пусть одну, но правильно написанную букву и оценит ее, а заодно поймет, какие недочеты есть у остальных букв, над чем ему надо поработать (Рис. 1).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Рис. 1 Работа Данила (1класс)
Начали мы с обучения первоклассников действиям оценки, взаимооценки и самооценки на первых неделях сентября. Нами были отобраны занятия, предложенные Цукерман Г.А., Поливановой К.Н. в рамках курса «Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе» [3], которые позволяют формировать у ребенка представление об оценке и самооценке, дают им новое, школьное наполнение.
Перед выполнением любого задания на уроке дети рисовали столько линеек – шкал, сколько качеств работы будет оцениваться, и подписывали под ними первые буквы оцениваемого качества. Например, при оценке поделки на уроке технологии с учениками обговаривалось, что можно оценить в работе. Были выделены критерии «Аккуратность», «Самостоятельность выполнения», «соответствие Замыслу». С учащимися обговаривалось, конкретизировалось, что значит «аккуратность», «самостоятельность», «соответствие замыслу». Под линеечками подписывались буквы «А», «С», «З» и обсуждалось, в каком случае крестик можно будет поставить на самый верх – работа выполнена идеально с точки зрения данного критерия или почему крестик может быть помещен ниже.
Собрав работы, учитель ставил свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означало: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывал ребенку свои критерии оценивания и просил в следующий раз быть к себе добрее или строже.
В октябре месяце наряду с «линеечками» вводятся и другие средства оценивания и самооценивания. На первых порах мы использовали «смайлики» и цветовые обозначения, предложенные авторами образовательной программы «Школа 2100» в «Ежедневниках первоклассника» для оценки впечатления о своей деятельности на уроке. Для этого в конце каждого урока учащиеся открывали дневник, и, после рефлексии деятельности на уроке, каждому предлагалось обозначить либо цветом, либо «смайликом» доволен он собой на уроке, почему у него такое впечатление о своей работе, а затем поделиться с классом своей оценкой, прокомментировав ее. Предметом оценивания могут быть как учебные действия и их результаты, так и способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
Далее вводился такой вид контроля как итоговый. Итоговый контроль «отражает уровень сформированности знаний по предметам и основным компонентам учебной деятельности школьников» [2]. Традиционно он осуществляется учителем. Но и к нему можно привлечь учащихся. Это позволяет традиционный урок работы над ошибками превратить в урок, который называется «Урок анализа причин ошибок». После выполнения и проверки заданий учителем работы раздаются детям, и они выписывают количество реально набранных баллов за каждое задание проверочной работы в таблицу. Вариант такого задания (1 полугодие 1 класса) и таблица «Как я изучаю грамоту» (Таблица 2):
Записать письменными буквами под диктовку учителя: г, И, у, С, м.
Выписать из предложенных на доске согласных букв только те, которые обозначают звонкие согласные звуки: п, р, л, с, м, т.
Записать слоги: пы, ра, ти.
Выполнить звуковой разбор слова, списав его с доски: кино.
Записать под диктовку предложение: «У лисы нора».

Таблица 2 «Как я изучаю грамоту» (Варя 1 класс)

Баллы отражают не только уровень, но и динамику продвижения ребенка в качестве усвоения учебного материала. Таблицы анализируются с помощью вопросов: какой результат у вас самый лучший? Что пока не получается? В чем может быть причина? Индивидуально по типу ошибок учителем подбираются задания для каждого ребенка, с целью проведения коррекционной работы. Дети нравится этот вид работы, поскольку в отличие от традиционного урока, каждому дается возможность выявить, сформулировать и проговорить свои учебные успехи и затруднения.
Приведем фрагмент урока, на котором учащиеся совместно с учителем анализируют свои достижения.
-Какой вид работы мы
·проводили вчера? ( Проверочную работу.)
-Зачем необходимо иногда выполнять такие задания? (Чтоб мы поняли сами: усвоен нами материал или нет, в чем еще надо потренироваться.)
- Сегодня мы еще раз поработаем с теми заданиями, которые вы вчера выполняли, я тоже их проверила. Как мы построим работу? (Сравним Вашу и свою оценку, посмотрим, какие ошибки допустили, увидим, что хорошо получается, выполним коррекционную работу.)
- Откройте свои работы, какое было первое задание? Какое умение мы проверяли этим заданием? В чем особенность? (Надо не только написать, но и различать заглавную и строчную.)
- Сколько баллов можно было набрать за это задание? (5)
- Почему? (Мы записывали 5 букв.)
- Посмотрите, сколько баллов вы сами себе поставили, а рядом, сколько поставили я. У кого оценки своя и моя совпали? Какой вывод вы для себя сделаете? (Я правильно оценил выполнение первого задания)
- У кого получилось несовпадение? Подумайте почему. Какой вывод вы для себя сделаете по оценке задания?
- Запишите итоговый результат в таблицу «Как я изучаю грамоту».
- Кто набрал за это задание 5 баллов? Какой вывод вы для себя сделаете? (Я умею писать изученные письменные буквы. Различаю заглавную и строчную букву.)
- У кого баллов меньше, чем 5? Какой вывод вы для себя сделаете? (Я уже умею писать буквы (перечисляют). Я не умею пока писать письменные буквы (перечисляют). Мне надо потренироваться». И т. д.
В дальнейшем в январе, марте и мае проводятся однотипные работы, для того чтоб учащиеся могли фиксировать рост, типичные индивидуальные ошибки и, таким образом, создается «ситуация успеха». В этом случае уроки отработки и закрепления материала приобретают смысл для учащихся, они понимают и принимают логику побора материала, сами принимают участие в подготовке заданий к уроку.
Но фиксация результата, в случае, если он неправильный, особенно на этапе первичного закрепления во внешней речи, этапе самостоятельной работы не дает ребенку возможности понять, почему у него не получилось, что важно для осознанного действия коррекции. В этом случае я учу своих учеников прибегать к пооперационному контролю с целью проверки и своих рассуждений и коррекции деятельности. Пооперационный (пошаговый) контроль- «контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполнения учебного действия его ориентировочной основе» [2].
Под руководством учителя дети учатся разбивать действия на шаги, контролировать правильность и полноту выполнения каждого шага, сверять результат, а средством обучения стали действия по алгоритму или ориентировочная основа действий. Так, например, при выполнении фонетического разбора слова на уроках обучения грамоте с учащимися обсуждалось, как логичней осуществить данный вид разбора. После обсуждения нескольких вариантов класс остановился на таком плане работы:
выделить гласные звуки красным карандашом,
2) разделить слово на слоги,
3) поставить ударение,
4) определить твердый или мягкий согласный звук, выделить синим или зеленым карандашом соответственно.
В виде таблицы план вклеивается в тетрадь учащихся и они, теперь уже последовательно выполняя каждый из шагов и осуществляя контроль над своей деятельностью, фиксируют ее результат «+» или «?» во второй графе этой таблицы (Таблица 3).
Таблица 3. « Мои успехи»
Шаги разбора
Результат


+


+


?


+


При такой организации работы учащиеся наглядно видят, что именно вызывает у них затруднение, а что получается, делают выводы о том, с чем может быть связана ошибка и как ее избежать.
Алгоритм чаще всего рождается на уроке открытия нового знания и используется по мере необходимости – он становится инструментом, который помогает контролировать процесс выполнения задания, проверить работу, скорректировать деятельность. Освоение такого вида контроля и оценки приводит к тому, что контроль по результату становиться не формальным, а побуждает разобраться в причине ошибки и исправить ее. На основе выводов мы можем даже подбирать домашнее задание индивидуально с целью коррекции знаний. Таким образом создается ситуация успеха для каждого.
Алгоритмы постепенно запоминаются, и ребенок может уже без него выполнять действия. Это позволяет формировать такое новообразование как внутренний план действий. Практика показывает, что если детьми усвоен пооперационный контроль, то контроль по результату становится не формальным, т. к. они научены фиксировать ошибки и находить их причины.
Найти и исправить ошибку это важно, но особенно ценно умение избежать ошибки. Для этого надо уметь предвидеть, какие опасности могут встретиться при решении учебной задачи, оценить свои возможности, поэтому логично на этих этапах актуализации знаний, включения в систему знаний использовать прогностический контроль и прогностическую оценку. Прогностический контроль подразумевает «проигрывание» всех операций учебного действия до начала его реального выполнения» [2]. Прогностическая оценка - оценка учащимися «своих возможностей, определение достаточности его знаний для решения новой задачи» [2].
В начальной школе, особенно в первом классе, дети обладают чаще завышенной самооценкой, у них существуют иллюзии, относительно реальных умений или наоборот, есть дети, которые в себе не уверены. Предварительная оценка возможностей с последующей итоговой оценкой после выполнения задания помогают осознать ребенку реальные возможности, учиться объективно оценивать уровень своих притязаний. В этом случае этап целеполагания на уроках рефлексии проходит обоснованно, учащиеся легко ставят цель своей дальнейшей работы. До начала выполнения работы учащимся предлагаются следующие вопросы:
«Самооценка:
«Сможешь ли ты выполнить это задание?»
«Трудно ли для тебя это задание?»
«В чем именно его трудность?».
Самоконтроль:
«Как ты будешь выполнять задание?»
«Что будешь учитывать?»;
«С чего начнешь?»
«Из каких этапов будет состоять эта работа?»
«Как ты сможешь себя проверить?»
«Для чего нужны такие задания?» [1].
После освоения прогностического контроля и оценки постепенно вводились более сложные виды контрольно-оценочной деятельности - рефлексивные. Рефлексивный контроль – «контроль, обращенный на ориентировочную основу («план») действия и опирающийся на понимание принципов его построения» [2]. Рефлексивная оценка – «умение определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач» [2]. Рефлексивная оценка позволяет понять, что способ решения учебной задачи отсутствует, а рефлексивный контроль помогает проверить, на каком «шаге» алгоритм перестал «работать». Например, выполняя задание: «Запишите слова трава, окно, стена, пробежка и объясните их написание», дети легко справляются с объяснением написания первых трех слов, а с обоснованием написания четвертого возникает проблема. Дети начинают анализировать, как выйти к новому способу написания - так появляется план написания безударных гласных в приставках. Таким образом, целеполагание на уроке открытия нового знания идет от потребности детей. В этом случае создается атмосфера творчества, стремления решить проблему, дети являются соавторами открытия и легко присваивают новое знание.
Такая система формирования контрольно – оценочной деятельности у учащихся показывает хорошие результаты, дети включены в образовательный процесс, это сказывается и на качестве знаний и умений, позволяет обучать ребенка критически относиться к информации, понимать логику изучения материала, переориентировать контроль с конечного результата на процесс познания, осуществлять анализ собственной деятельности и ее результатов.
Список литературы:
1. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)/ А. Б. Воронцов/ – М.:Издатель Рассказов А.И., 2002.-203с.
2. Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников (Текст( / В. В. Давыдов; под ред. И. Ломпшера, А. К. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 216 с.
3 . Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова/ – 2-е изд., испр. – М.: Генезис, 2003. – 128 с. – (Психологическая работа с детьми).




















15