Создание условий для развития творческих способностей детей с ОВР в системе дополнительного образования


Идея развития инклюзивного образования проходит через все нормативные документы, касающиеся развития образования: государственную программу развития образования на 2011-2020 гг., Закон об образовании, Концептуальные основы развития дополнительного образования. Это и увеличение охвата детей с ОВ образовательными услугами, и создание безбарьерных зон в учреждениях образования, и разработка модульных программ, и создание условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями.
Статистикой подсчитано, что 1/10 часть населения Земли – люди с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, тенденция такова, что, по прогнозам ученых, количество детей с особыми потребностями в дальнейшем будет только расти. Кто же такие – дети с ограниченными возможностями здоровья? Сегодня в основной своей массе они изолированы от общества: они живут в закрытом, недоступном для нас мире. Главная проблема, с которой сталкиваются эти дети, – непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения с ровесниками, нежелание окружающих замечать их.
Известно, что творчество – непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Реализуя себя через творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Известный психолог С.Г. Рубинштейн говорил: «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком».
К сожалению, на сегодняшний день доступность творческой деятельности для детей разных категорий ограничения возможностей здоровья не одинакова. Так, дети, обучающиеся на дому, в рамках школьной программы лишены возможности заниматься по предметам «музыка», «ИЗО», «технология». А ведь еще с древности известно огромное значение искусства и творчества в развитии личности ребенка, а тем более с ограниченными возможностями здоровья!
Система дополнительного образования включает в себя все разнообразия направлений, учитывающих и обеспечивающих интересы абсолютно всех детей. Здесь открывается возможность осуществить индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями и возможностями.
В целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями (в том числе и интеллектуальной недостаточностью) необходимо более глубокое использование потенциала дополнительного образования. И особенно важно создать равные условия развития творческих способностей как для здоровых детей, так и для их сверстников с особыми потребностями.
В нашей Красномакской СОШ были созданы все необходимые условия для развития творческого потенциала для детей с ОВЗ -- это внеурочная занятость, уроки ритмики, изучения родного края, кружок изобразительного искусства, а самое главное -- душевная забота и теплота всех педагогов.