Вопросы к зачёту по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской. 5 класс. 3 четверть

5 КЛАСС
Билеты к зачёту по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской за 5 класс
3 часть

Вопросы к зачёту (теоретическая часть)
Что такое предложения с обращениями?
Что такое простые и сложные предложения?
Что такое прямая речь?
В чём отличие диалога от прямой речи и как отличаются знаки препинания?
Что такое лексика? Что такое однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы?
Что такое омонимы, синонимы, антонимы?
Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Перечислите особенности каждой из них (§ 70-77)
Что такое чередование звуков? Какие чередования вы знаете? Что такое морфемный разбор слова? (§ 78-81)
Расскажите о правописании гласных и согласных в приставках, о правописании приставок на з и с (§ 82-83)
Расскажите оправописании корней –лаг-/-лож-, -раст-/-рос- (§ 84-85)
Расскажите о правописании ё/о после шипящих в корне, букв и/ы после ц, о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных (§ 86-87, 99)
Что такое имя существительное? На какие разряды делятся имена существительные (§88, 90,91)
Билет 25
1. Что такое предложения с обращениями?
2. Практическая часть
А) Вставьте пропущенные буквы. Спишите предложения. Разберите их по членам. Обращения обозначьте графически и докажите, что они не являются членами предложения. В каком из предложений обращение только называет предмет, а в каком выражает его оценку:
Месяц, месяц, мой друж..к,
Поз..лоченный р..жок.
Ты вст..ешь во тьме глубокой...
Ветер, ветер! Ты могуч(?),
Ты гоня..ш(?) стаи туч(?),
Ты волну..ш(?) сине море...
Б) Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Обращения обозначьте графически.
Подкралась осень незаметно. Добро пожаловать скворец. Не трещите морозы в заповедном лесу. К утру мороз крепчал. Вылезайте муравьи после зимней стужи. Муравьи санитары леса. Догорай костер дотла. Песню эту пронесем друзья по свету. Друзья познаются в беде. Свети нам солнышко свети. Из-за тучи появилось солнышко. Тропинка куда ты бежишь? Тропинка круто свернула влево.
Билет 26
1. Что такое простые и сложные предложения?
2. Практическая часть:
А) Прочитайте таблицу, вспомните изученные теоретические сведения о простом предложении, дополните таблицу.

По каким признакам
характеризуется
предложение
Вид предложения
Примеры

1
По цели высказывания
1) Повествовательное
2)
3) Побудительное
1)
2)
3)

2
По эмоциональной окраске
1) Невосклицательное
2)
1)
2)

3

.
1)
2) Сложное
1)
2)

4

.
1) Распространенное
2) ..
1)
2)


Б) Заполнить таблицу, разобрав следующие предложения:
а) Над цветами кружились пчелы, вокруг щебетали птицы.
б) Порхали птички вокруг старых елей, звонко пели свои весенние песни.
в) Сережа, твой поплавок стремительно утонул.
Основа
предложения
Второстепенные
члены
Однородные
члены
Обращение

а)




б)




в)






Билет 27
1. Что такое прямая речь?

2. Практическая часть:
А) Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть глаголы «говорения», над обращением написать букву О:
Синеглазка взяла со стола рецепт и сказала вам надо лежать.
Хочешь Пулька я подарю тебе твой портрет предложил Незнайка.
Стыдно малыши воскликнула Синеглазка.
Гусля залез на сцену и закричал ко мне братцы.
Мы слишком высоко поднялись объяснил Знайка.
Б) Начертить схемы предложений с прямой речью и расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор 9 предложения.
Гостья
1) Бабушка если бы к нам в гости приш..л заяц что бы ты ему дала спр..сила Юля. 2) М..рковку ответила бабушка. 3) А если бы пришла лиса допытывалась Юля. 4) Уг..стила бы кусоч(?)ком курицы сказала бабушка. 5) А к..зленку не унималась внуч(?)ка. 6) К..пусты улыбнулась старушка. 7) А если бы я пришла к тебе в гости, как они, что бы ты мне дала хитро прищ..рилась Юля. 8) Ш..к..ладку в..скликнула бабушка. 9) Согласна! Уб..ри кашу и дай ш..к..ладку. Я к тебе в гости пришла з..хлопала в ладош.. Юля.

Билет 28
1. В чём отличие диалога от прямой речи и как отличаются знаки препинания?
2. Практическая часть:
А) Составить и записать диалог по схеме:
П? – а.
П.
П?
П., - а.
Употребить в диалоге слово пожалуйста.
Б) Выполнить синтаксический разбор предложения, начертить схему, объяснить знаки препинания. Найти известные орфограммы:
Вершина дерева качнулась, сосна начала медленно клониться к дороге.
Используя слова этого предложения, записать прямую речь и диалог. Объяснить орфограммы, встретившиеся в ваших диалогах и прямой речи








Билет 29
1. Что такое лексика? Что такое однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы?
2. Практическая часть
А) Определите, являются ли многозначными следующие слова:
Острый, кисть, клевать, язычок, шишка, горький, перемена, заводить.
Записать словосочетания с разными значениями многозначных слов. Объяснить, в чем сходны между собой предметы, признаки и действия, которые называет многозначное слово.
Б) Прочитайте текст. Назовите его тему и основную мысль. Найдите в тексте слова в переносном значении, определите их роль в раскрытии основной мысли текста.
Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца... Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падал на землю золотыми каплями.
(М. М. Пришвин)
В) Отгадайте загадки, предложенные ученым-лингвистом Т. Б. Голубом. Как называются слова, про которые идёт речь в загадках? Приведите свои примеры:
1) Какая гусеница не годится для танка?
2) Какой губкой нельзя мыться?
3) В каких лесах нельзя заблудиться?



Билет 30
1. Что такое омонимы, синонимы, антонимы?
2. Практическая часть:
А) Переписать предложения (распечатаны), вставить пропущенные буквы и знаки препинания и объяснить их постановку графически.
1) Луна н..бесное тело. 2) Ноч.. прошла под большой чист..й луной и к утру лег первый моро.. . 3) Над г..рой м..л..дой месяц закр..снелся кверху ро..ками заход..т.
Выписать из предложений слова, которые называют по-разному один и тот же предмет. Как называются такие слова?

Б) Записать слова, обозначить орфограммы гласные и согласные в корнях слов:
Ни..кий, бли..кий, дальний, ближний, вверх, вни.., взл..телть, садит..ся, вч..ра, завтра, прибл..жаться, уд..ляться, защ..щать, н..п..дать.
В чем особенность записанных слов? Как они называются?

В) Прочитайте предложение:
«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».
а) Определить лексическое значение слова богат (богатый) в этом предложении, используя один из предложенных ответов:
1) обладающий большим имуществом, зажиточный; 2) дорогостоящий, роскошный, великолепный; 3) имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.




Билет 31.

1. Что такое морфема? Какие морфемы вы знаете? Перечислите особенности каждой из них (§ 70-77)
2. Практическая часть:
А) Из стихотворения выписать однокоренные слова, указать, какой частью речи они являются. Корень обозначить. Выписать также формы одного и того же слова (в другой столбик).
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.

Б) Списать текст. Найти в тексте прилагательные и обозначить в них основу и окончание. Над прилагательными надписать их грамматическое значение (род, число, падеж).
Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. Оно почти заросло травой. Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
Найти в тексте сложное предложение, подчеркнуть в нем грамматические основы.

В) Произведите морфемный разбор слов: позолоченный, окружной, соберёшь, ручонка



Билет 32.
1. Что такое чередование звуков? Какие чередования вы знаете? Что такое морфемный разбор слова? (§ 78-81)
2. Практическая часть:
А) Из данных слов выписать слова с чередованиями согласных в корне
Медведь, бежать, волк, внук, влага, блеск, заяц, зачесть, заявить, косица изобрести, изнемочь, изобразить, медвежонок, бегать, волчий, внучок, влажный, блещет, блистать, зайчишка, зачитывать, заявление, косичка, изобретать, изнемогать, изображать.
Б) Вставить орфограммы, списать текст. К подчеркнутым словам подобрать однокоренные с чередованием согласных и записать их.
Дремл..т в м..лчанье равнина ш..рокая,
Тепел ноч(?)ной в..терок,
Ж..лтые ржи, д..леко озаренные,
Мор..м бе..брежным стоят...
Ветер пове..т они, полусонные,
Кол..сом спелым шуршат...
Что поэт изображает в этом стихотворении? Какие лексические средства языка он использует?

В) Списать, сделать морфемный разбор. С любыми двумя словами придумать предложения.
Подлить продлить, летний летучий, мощеный мощный, спать спаять, купаться закупить, лебеда лебединый, усадить приусадебный, слизать слизистый.

Билет 33.
1. Расскажите о правописании гласных и согласных в приставках, о правописании приставок на з и с (§ 82-83)
2. Практическая часть:
А) Записать под диктовку предложения, обозначить приставки графически, омонимичные им предлоги подчеркнуть:
Он додумался до этого сам и очень гордился. Лодка отчалила от берега и быстро поплыла по реке. Я дошел до дома и вбежал в подъезд. Из воды поднимаются подводные камни. Котенок забился за скамейку и жалобно замяукал. У самого дома малыш упал в лужу.

Б) Графически обозначить приставки и корни записанных слов.
Подать книгу, опадают листья, палит в пушки, полить водой, породить ложь, пародия на роман, обагрить кровью, обогреть помещение.

В) Записать слова, вставить орфограммы, выделить приставки. Слова низкорослый и возчик разобрать по составу.
Ра..писаться, ни..корослый, ра..задорить, и..печь, и..бить, ни..падать, во..хвалять, во..чик, во..награждение, бе..совестный, бе..нравственный, бе..билетный.
Списать слова, вставляя вместо точек приставки на з с:
..шумный, ..жигать, ..петь, ..кипеть, ..ведчик, ..мерить, ..бираться, ..препенуться, ..призорник, ..порядок.





Билет 34.
1. Расскажите о правописании корней –лаг-/-лож-, -раст-/-ращ-/-рос- (§ 84-85)
2. Практическая часть:
А) Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически, вставить пропущенные гласные.
Пол..жить, распол..жение, предпол..гать, изл..гать, предпол..жить, пол..гать, изл..жение, изл..ожить, прил..гательное, пол..жить, предпол..жение, нал..гать, разл..жить, вл..жить.

Б) Списать предложения, вставить пропущенные буквы, графически обозначить условия выбора орфограмм на месте пропусков.
Од..ноко выр..стала елка стройная в л..су.
В блеске огней, за з..ркальными стеклами, пышно цв..тут д..р..гие цв..ты. Их возр..стили в т..плицах заботливо, их прив..зли из-за синих морей.
Черные водор..сли хрустят под н..гами.
Между полем и д..рогою густая липа выр..сла.

В) Прочитать текс). Определить его тему. Объяснить, почему грибы растут кругами. Списать, выделяя морфемы, в которых пропущены буквы.
Гр..бница в почве разр..стается по кругу, отм..рая пос..редине. С краю выр..стают пл..довые тела гр..бы. Питательных в..ществ и воды другим тр..вянистым р..стениям уже не хв..тает. Вот почему в с..редине гр..бного круга трава не выр..сла. В течение года гр..бница нар..стает на десять сантиметров, а круг в семьдесят метров имеет возр..ст в п..тьсот лет. Маленькие гр..бы собирать не следует им еще не ср..внялось д..сяти суток.

Билет 35.
1. Расскажите о правописании ё/о после шипящих в корне, букв и/ы после ц, о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных (§ 86-87, 99)

2. Практическая часть:
А) Прочитать словосочетания. Выписать слова с о е после шипящих, обозначить морфемы, в которых есть эти орфограммы.
Испеченный утром хлеб, разрастающиеся кусты крыжовника, рассортированные по величине желуди, расщепить доску на жердочки, зеленеющий бережок, капюшон с мехом, дешевый билет в театр, войти с зажженной свечой.

Б) Курчавый ц..ган, маленький р..сток, коричневый ж..лудь, распол..гаться на берегу, ц..ганская пляска, зар..сли кустов, уместное предпол..жение, ц..ферблат часов, большой ц..рк, новая щ..тка, ч..ткий шаг, спелый крыж..вник, тихий ш..пот, уч..ба в школе, слабый ш..рох, ч..рточка в тетради, ож..г руки, небольшая станц..я, свежие огурц.., бледнолиц..й человек.

В) Распределить слова в таблицу по видам орфограмм, привести по 2 своих примера:
объед..няться, ц..пленок, разр..слись, стр..миться, крыж..вник, ш..пот, распол..гаться


Вид орфограмм-гласных в корнях слов
Примеры

1
Проверяемая ударением


2
Непроверяемая


3
Чередующаяся


4
о-е после шипящих


5
ы-и после ц







Билет 36.
1. Что такое имя существительное? На какие группы делятся имена существительные (§88, 90,91)
2. Практическая часть:
А) Списать слова, вставить буквы, определить, какой частью речи они являются.
Б..готня, б..рьба, ш..рина, в..сячий, п..лзучий, вп..ред, изд..лека.

Б) Списать предложения, вставить пропущенные буквы. Союзы обвести в овал, а предлоги – в квадрат. Однородные члены предложения подчеркнуть как члены предложения. Назвать, чем они выражены (какой частью речи являются). Выписать словосочетания с существительными.
Белка песенки поет и ..решки все грызет. Кто-то терем прибирал да х..зяев поджидал. Ветер (по) морю гуляет и к..раблик подг..няет. (Перед) ним м..лва б..жала, быль и не быль разглашала. Белочка (при) всех з..лотой грызет ..рех, изумрудец вынимает, а скорлупки собирает. Правду ль бают или лгут, дива я (не) вижу тут.

В) Сделать морфологический разбор любых 3-х существительных из выше предложенных предложений
15