Методическая разработка внеклассного мероприятия в области организации и проведения уроков мужества, классных часов военно-патриотической тематики на тему «Русской женщине на войне посвящается…»


Название материала. Музыкально-литературная композиция на тему « Русской женщине на войне посвящается…..»
Краткая аннотация материала .Война – дело не женское. Участие женщин в войне за последнее столетие, причём не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, стало реальностью. Особенно массовым это явление имело место в период Второй мировой войны. Они были готовы к подвигу, так как женщина по природе своей инстинктивно защищает своих детей, а вместе с ними и свой дом, свою Родину. Ведь только женщина на земле дает миру детей, только её теплые и ласковые руки растят их и отправляют в самостоятельную взрослую жизнь. Но война отняла у них счастье материнства, война заставила смотреть как погибают дети , война лишила их покоя и мира в доме. Поэтому эта музыкально-литературная композиция направлена Опять война, опять стрельба,
А может нам забыть об этом?
Я слышу иногда: « Не надо,
Не надо раны бередить.
Стихов достаточно вполне
Мы прочитали о войне».
И может показаться правы
И убедительны слова……
Но даже если это правда,
Такая правда - не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память- наша совесть,
Она, как сила, нам нужна…
Вед.Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.( фонограмма «Голоса птиц»)
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды.

Вед.Городок провинциальный, летняя жара.
На площадке танцевальной – музыка с утра.
Рио-Рита,Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – сорок первый год.

(На сцене танцевальная площадка. Звучит фокстрот «Рио-Рита». Дети выходят на танец. Под музыку «Рио-Рита..» дети изображают танцевальную площадку 1941 года) Вед. И вдруг из репродукторов , донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну.
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Звучит 1-й куплет песни «Священная война», муз. А. Александрова.
Вед. Родина –мать позвала на помощь своих дочерей и сыновей, а дома, вытирая слёзы, матери провожали своих детей на фронт.
Вед. ..Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбоюОсталась один на один.
(Дальше картинки замедленного кино, в свете мерцающего фонаря пары распадаются. Мальчики и девочки перестраиваются тихим шагом, с поникшей головой , на танец « До свидания, мальчики».)
Исп. Танец « До свидания, мальчики»
Ребёнок. Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.
Она ,проводив сыновей на фронт, вставала к станку, работала без устали . «Всё для фронта, всё для Победы», всё для Родины, всё для своих детей, которые погибали за счастье своих матерей.. И ждали письма, письма которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.
Вед.
- И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Почтальон ( ребёнок):
-Ну и почта! Целый килограмм!
Груда писем, может есть и вам?
От сестёр, от братьев, от невест,
Сколько их из самых разных мест!
Они долгожданные, нужные,
Есть счастливые, есть очень грустные.
Как трудно те письма вручать,
И страшно порой получать…
И все своего адресата найдут –
Ведь где-то давно и долго их ждут.
Вед.
Посмотрите, как выглядели эти письма. Их посылали без конвертов и марок.
Как вы думаете, о чем писали солдаты домой?
Вед. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам продавленным более шестидесяти лет назад. Выцвели чернила. Поблёкла краска. Но письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого письма своя история: счастливая или печальная….Это письма моего деда . Он к сожалению погиб в этой войне за меня, за вас дорогие ребята. За всех присутствующих в зале. И писал он с фронта женщине, моей бабушке……
(Чтение солдатских писем. Дети подходят к стенду, берут руками в белых перчатках солдатские письма, читают.)Вед.Конечно же они писали о войне; о том, что скучают по своим семьям, что сражаются за счастье своих близких, своих матерей.
1 реб.
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее прочитать.
На страницах застыли года...
Двадцать два ему будет всегда:
«Мама! Я здоров и живой»,
А наутро последний бой.
( Под песню « В землянке» слова А.А. Суркова Музыка К.Я. Листова, дети выходят и изображают бойцов на привале. Они читают и пишут письма домой.) Солдат 1 (пишет письмо) . Знаю, в сердце у тебя тревога- Нелегко быть матерью солдата! Знаю, всё ты смотришь на дорогу. По которой я ушёл когда-то. Знаю я, морщинки глубже стали И чуть-чуть сутулей стали плечи. Нынче насмерть мы в бою стояли, Мама, за тебя, за нашу встречу. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди!
Солдат 2 (разворачивает письмо и читает). Здравствуй, дорогой Максим! Здравствуй, мой любимый сын! Я пишу с передовой, Завтра утром - снова в бой! Будем мы фашистов гнать. Береги, сыночек, мать, Позабудь печаль и грусть - Я с победою вернусь! Обниму вас, наконец. До свиданья. Твой отец.
Солдат 3 (со свечой). Дорогие мои родные! Ночь. Дрожит огонёк свечи. Вспоминаю уже не впервые, Как вы спите на тёплой печи. В нашей маленькой старой избушке, Что лесами сокрыта от глаз, Вспоминаю я маму и руки,
Что всегда ласкали нас. Моя мама и сёстры, родные! Завтра снова я в бой иду За Отчизну свою, за Россию, Что попала в лихую беду. Соберу своё мужество, силу, Буду немцев без жалости бить, Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Боец 4.
Дорогая мамочка!Ты обо мне в слезах не вспоминай,Оставь свою заботу и тревогу.Не близок путь, далек родимый край,Но я вернусь к знакомому порогу!
На голос твой я сердцем отзовусь, И на заботу подвигом отвечу,Я далеко, но я еще вернусь.И ты, родная, выйдешь мне навстречу.
Вед. И родная выходила. Ожидая долгими часами сына, мужа ,отца домой.
О женщине, которая отчаянно ждала и верила, солдаты пели песню. А называлась она женским красивым именем «Катюша»
Ребенок.
Мы любим военные песни
И сами их часто поем.
Давайте-ка грянем «Катюшу».
Все вместе, все дружно споем!
(Дети поют песню «Катюша» на музыку М.Блантера, слова М.Исаковского)
Ведущий. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

( Выходит девочка-медсестра, рядом идёт «раненный» солдат с перевязанной головой и с автоматом в руках)
Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой). Пушки грохочут, пули свистят. Ранен осколком снаряда солдат. Шепчет сестричка: "Давай, поддержу, Рану твою я перевяжу!"- Всё позабыла: слабость и страх, Вынесла с боя его на руках. Сколько в ней было любви и тепла! Многих сестричка от смерти спасла.
Солдат.
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огненного шквала.
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскалённого свинца
Она ползла, ползла без остановки
И ,раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке. (Отдаёт винтовку медсестре и идут на свои места.)
Вед. Девушки на фронте мужественно боролась с захватчиками. Ученица десятого класса 201 московской школы в октябре 1941 года добровольно ушла в партизанский отряд. В деревне Петрищево она подожгла избы с фашистами и конюшни, но ее схватили гитлеровцы.
Девочка в белой длинной рубашке, сложив сзади руки, гордо подняв голову, читает слова:
Избивали фашисты и мучили,
Выгоняли босой на мороз Были руки веревками скручены,
Пять часов продолжался допрос.
На лице моём шрамы и ссадины,
Но молчанье ответом врагу…
Деревянный помост с перекладиной,
Я босая стою на снегу.
Ведущий. Один из немецких офицеров, попавший в плен так написал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство… Она посинела от холода, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего».
Утром 29 ноября Зою казнили.( Слышен залп пулемёта, девочка резко отворачивается и склонив голову уходит)
Вед. Женщины тяжело переносили тяготы и горести войны. Они ждали и верили, что их близкие вернуться с победой домой. Но многие из них не дождались. И с печалью ,и в память о них, они сажали деревья, веря в то , что пока растет и зеленеет деревце, близкие живут.
( В зале импровизированное дерево, девочки , в чёрных платках, подходят к нему, вешают таблички и говорят слова)
1 дев.
В парке у Мамаева курганаПосадила яблоню вдова.Прикрепила к яблоне дощечку,На дощечке вывела слова:“Муж мой был на фронте лейтенантом,Он погиб в 42 году,Где его могила, я не знаюТак сюда поплакать я приду.”2 дев. Посадила девушка берёзу:“Своего не знала отца,Знаю только, что он был матросом,Знаю, что сражался до конца.” 3 дев.Посадила женщина рябину:“В госпитале умер он от ран,Но свою любовь я не забыла,Потому хожу я на курган.”4 дев.Пусть с годами надписи сотрутся,Их никто не сможет прочитать,Будет к солнцу дерево тянутсяИ весною птицы прилетать.И стоят деревья, как солдаты,И в буран стоят они, и в зной.С ними те-погибшие когда-то -Оживают каждою весной
Реб. Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте , люди, встанем на мгновенье
И в скорби, постоим и помолчим.
Вед. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания (Звучит метроном.)
Ребёнок. Мы здесь с тобой не потому, что дата, Как злой осколок память жжёт в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и будни приходи. Он защищал тебя на поле боя. Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя - Великой Армии простой солдат.
Вед. В нашей школе есть святое место. Туда мы, в праздники и в будни, приходим, чтобы поклониться подвигу тех, кто погиб в тяжёлые военные годы.
Это Севрюков Николай Михайлович –
погиб в Великой Отечественной войне.
Панфилов Роман Сергеевич (учился в нашей школе)–
погиб в чеченской войне.
Комаров Михаил Иванович (учился в нашей школе)-
Погиб в Афганистане
Вед.Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме павших, что в земле лежат.
Родитель( мама).
Давайте, ребята, от имени всех матерей, возложим цветы сыновьям нашей Родины.
Лишь только мать , так может долго помнить,
Лишь только мать , способна всё прощать.
Лишь только мать себя не пожалеет.
Лишь только мать так долго может ждать.
Берегите мир! Не забывайте о том, как страшно матерям отправлять своих сыновей на войну.
( Звучит «Реквием», два мальчика, медленно подходят к корзине цветов, берут её. Склонив голову уходят возлагать цветы.)
Вед. Многие матери не дождались своих сыновей с войны. И со слезами на глазах они встречали Победу.
1 реб.
Победа! Победа!
Проносится весть по стране!
Конец испытаньям и бедам.
Конец этой страшной войне!
Весь под ногами шар земной,
Живу, дышу, пою!
Но в памяти всегда стоят
Погибшие в бою!

2 реб.
Прошла война, прошла отрада, Но боль взывает к людям: "Давайте, люди, никогда об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.
3 реб.
О чем мечтают дети?
У нас мечта одна:
Пусть будет на планете
Мир добрый, как весна!
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир — это май на планете!
Мир — это солнце на нашей Земле!
Мир нужен взрослым и детям!
УЧИТЕЛЬ
А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!»
( Под песню «С чего начинается Родина», дети подходят к чистому листу с надписью «Мы голосуем за мир!», обводят свои ладошки. Встают в центр сцены около учителя.) Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей.

Дети.
Я нарисую яркое солнце,
Я нарисую синее небо.
Я нарисую свет в оконце.
Я нарисую колосья хлеба.
Мы нарисуем осенние листья, школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнём нашей общей кистью.
Все. Выстрелы , взрывы, огонь и войны!

Учитель.
Поднимите руки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен,
Голос юных граждан Земли.
(Дети исполняют песню «Солнечный круг»Автор текста – Л. Ошанин, композитор - А.Островский)Вед.Ребята! Я хочу , чтобы вы навсегда в своей жизни запомнили, мир и счастье матерей, в ваших руках. 68 лет назад проявили героизм и мужество наши бабушки и дедушки. Помните и том, как страшно провожать матерям своих сыновей и дочерей на войну. Берегите мир! Защищайте нашу Родину! Любите своих матерей!
И в конце нашего мероприятия я прошу подойти к своим мамам и крепко прижав их к себе, сказать о том,как вы их любите!!!!!