Вопросы к зачёту по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской. 5 класс. 1 четверть

5 КЛАСС
Билеты к зачёту по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской за 5 класс
1 часть


Вопросы к зачёту (теоретическая часть)

Назовите основные приёмы изучающего чтения.
Какие стили речи вы знаете? Назовите их особенности.
Что такое транскрипция? Что такое фонетика? Какие гласные и согласные звуки вы знаете? Сколько их?
Назовите звуки, которые являются твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
Назовите звуки, которые являются всегда шипящими, глухими, только звонкими, сонорными.
Расскажите о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я
Что такое орфограмма? Расскажите о правописании проверяемых безударных гласных в корне
Расскажите про правописание проверяемых согласных в корне слова.
Расскажите про правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Расскажите про правописание букв И,У, А после шипящих
Расскажите про правописание разделительных знаков Ь и Ъ.
Расскажите про раздельное написание предлогов с другими словами.

Билет 1
1. Назовите основные приёмы изучающего чтения.

2. Применяя правила, изучите отрывок текста и выполните следующие задания:
А) Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза.
Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водою.
(Б. Пастернак)
Определите тему и стиль текста.
Озаглавьте текст так, чтобы название отражало его содержание.
Какие языковые средства характерны для этого текста?

Б) Выпишите слова с орфограммами, обозначьте графически условия их написания







Билет 2
1. Какие стили речи вы знаете? Назовите их особенности.
2. Определите, к какому стилю относятся следующие отрывки:

А. а) Верблюды известны своей способностью поглощать в один присест большое количество воды и пищи, чтобы потом на протяжении недель выживать во время путешествия через пустыню.

б) Варька! закричала мать из кухни. Варвара! Где ты есть?
Вот я.
Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.
Заказ принят, сказала Варвара.

в) Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сон арбуза в треугольнике разреза.
Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердце виной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водой.
(Б. Пастернак)

Б. Выпишите слова с орфограммами, обозначьте графически условия их написания



Билет 3
1. Что такое транскрипция? Что такое фонетика? Какие гласные и согласные звуки вы знаете? Сколько их?
2. Практическая часть:

А) Сделать фонетический разбор слов революция, жираф, колья

Б) Закончите предложения:
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется ... .
В роли органов речи выступают .
Звуки речи делятся на ... и .
Гласные состоят только из .
Согласные состоят из ... и или только из ... .

В) Запишите слова: рыжик, труд, Москва, клубок, Воронеж, трель, еда.
Запишите гласные звуки так, как они произносятся в этих словах.










Билет 4
1. Назовите звуки, которые являются твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
2. Практическая часть:

А) Сделать фонетический разбор слов станция, селёдка, коренья

Б) Прочитайте слова:
1) Сад, гвозди, пар, лыжи, часы, дело, волны, нести, дата.
2) Далеко, часть, щекотать, летать, щеки, чай, кричать, липа.
Сделайте вывод о том, чем различаются согласные в них. Из первого столбика выпишите слова, в которых только твердые согласные. Из второго столбика выпишите слова, в которых только мягкие согласные.

В) Составить слово, взяв: 1) глухую пару звука [з]; 2) глухую пару звука [д]; 3) ударный звук [у]; 4) глухую пару звука [г].


Билет 5
1. Назовите звуки, которые являются всегда шипящими, глухими, только звонкими, сонорными.
2. Практическая часть:

А) Сделать фонетический разбор слов чащоба, хлеб, соленья

Б) Прочитайте стихотворение А. Милна (перевод Б. Заходера).

Жили два медвежонка в чащобе глухой,
И один был хороший, другой был плохой,
И хороший твердил свое: «Дважды один»,
А плохой все немытый ходил.

Найдите в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные и запишите их в [ ]. Подчеркните всегда твердые согласные одной чертой, а всегда мягкие двумя.

В) Прочитайте слова.

1) Шалость, ножницы, чаща, хотелось, игрушка, ручка, степь, пора, чайник.
2) Рука, редиска, стекло, жар, люди, сарай, книга, вода, игла, нога, цифра.
Сделайте вывод о том, чем различаются согласные в них. Выпишите из 1 столбика слова, в которых только глухие согласные, а из 2 столбика только звонкие.







Билет 6
1. Расскажите о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я
2. Практическая часть

А) Сделать фонетический разбор слов южный, воробьи, сияющий

Б) Выписать слова в два столбика: 1 буквы е, я, ю, ё обозначают один звук, 2 эти буквы обозначают два звука:
лень, ежик, юбка, парашют, вьется, люлька, споем, листья, село, жесть, елка, вел.

В) Прочитайте текст. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Летом на осину не обращают внимания, но осенью она превращается в красавицу. Листья осины бывают желтыми, малиновыми, пурпурными, огненными.


Билет 7
1. Что такое орфограмма? Расскажите о правописании проверяемых безударных гласных в корне.
2.Практическая часть

А) Спишите словосочетания, вставляя пропущенные орфограммы. Рядом запишите проверочные слова. Орфограмму-гласную и опознавательные признаки орфограммы обозначьте графически.
Изв..стил родителей, уг..стил шоколадом, соед..нил провода, пос..дел от старости, расч..щал двор, сож..леть о потере, уд..вишь друзей, прибл..жаться к дому

Б) Прочитайте и проанализируйте текст.
Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, ответил: «Вручил, вручил».

Подумайте, удачны ли высказывания ребят? Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему? Замените это слово, исправленный текст запишите в тетрадь. Найдите слова с безударной проверяемой гласной и обозначьте в них орфограмму.

В) Прочитайте текст.
Летом на осину не обращают внимания, но осенью она превращается в красавицу. Листья осины бывают желтыми, малиновыми, пурпурными, огненными.
Найдите в тексте слова с непроверяемыми гласными в корне. У слов с проверяемыми гласными в корне обозначьте корень графически.

Билет 8
1. Расскажите про правописание проверяемых согласных в корне слова.
2. Практическая часть

А) Вставить пропущенные орфограммы:
Коро..ка, скри..ка, вра.., селё..ка, моло..ьба, варе..ка, ладо..ка, ука..ка, дер..кий, ни..кий, пол..ти

Б) Прочитайте предложения. Запишите их правильно в зависимости от значения корня в выделенных словах. Рядом запишите проверочные слова, графически обозначая в них корень.
Лу(г/к) благоухает свежим запахом скошенных трав. Разведчики залегли в густом кустарнике, который ро(з/с) перед ними, и увидели плывущий по реке пло(т/д). Щенок мо(г/к) под дождем, и я не мо(г/к) не взять его в дом. Ве(з/с)ти за собой туристов по узкой тропинке было трудно.
На какие правила вы опирались, выполняя это упражнение?

В) Прочитайте текст
Мороз и солнце! день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись...
(А. С. Пушкин)

Выпишите из текста слова, произношение согласных звуков в которых не совпадает с написанием. Корень и согласную в них обозначить графически. Сделайте транскрипцию этих слов


Билет 9
1. Расскажите про правописание непроизносимых согласных в корне слова.
2. Практическая часть

А) Вставьте пропущенные орфограммы: мес..ный, лес..ница, чудес..ный, опас..ный, счас..ливый, ус..ный, вкус..ный, прекрас..ный

Б) Графически обозначьте орфограмму-согласную. Слова с непроизносимыми согласными подчеркните.
Звездное небо, участвовать в эстафете, опасный переход, честный человек, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, тростниковые заросли, просьба отца.

В) Заполнить таблицу, распределяя слова по виду орфограмм в 4 столбика.

Происходит изменение согласной в конце слова
Происходит изменение согласной в середине слова
Непроизносимый согласный
Удвоенные согласные







Кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, дерзкий, известный, искусство, редкий, грибки, опасный, свистнул, шоссе, бассейн, местность.
Сделайте вывод о видах орфограмм (согласных) в корне слова.


Билет 10

1. Расскажите про правописание букв И,У, А после шипящих
2. Практическая часть

А) Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их постановку в словах:
Ч..деса, в нашу рощ.., нач..льный, овч..рка, сш..ть, прыгать с параш..том, щ..пальце, читать брош..ру, ж..вотное, щ..вель, ж..ри, стуч..ть.

Б) Прочитать и проанализировать текст:
Ветер упал, точно крылья сложил. Ночным душистым теплом повеяло от земли. Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Словно на прощание примчались звуки старинного вальса. Я почувствовал себя счастливым. Лучи гасли один за другим. Последний луч вонзился в чащу ветвей. На небе ярко сверкнула, как живописный глаз, первая звездочка.
Выпишите из текста слова с орфограммой № 5. Сделайте вывод о том, какие гласные пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ.

Билет 11
1. Расскажите про правописание разделительных знаков Ь и Ъ.
2. Практическая часть

А) Списать слова, вставляя пропущенные буквы
Пис..мо мал..чика, персонал..ный комп..ютер, с..едобный гриб, об..единит..ся с друз..ями, в..ются над степ..ю, необ..ятные просторы, об..явил благодарность

Б) Прочитайте слова, объясните, нужно ли вставлять Ь или Ъ? Почему?

сверх..мощный, трех..этажный,
без..образный с..экономить.

В) Списать слова, вставляя пропущенные буквы.
Веселые помощ..ники, пришел поран..ше, прос..ба посп..шить, изящная птич..ка, пос..дел у реч..ки, перешел через мос..тик, починив зон..тик, ч..десная мес..ность, чирикают вороб..и, под..ехать к под..езду, весёлая синич..ка, сер..ёзный разговор
Сделать вывод о способах обозначения мягкости согласных в записанных словах.
Подчеркнуть слово, в котором буква т не обозначает звука. Подберите к нему проверочное. В подчеркнутых словах обозначить, какие звуки обозначены буквами с и н.




Билет 12
1. Расскажите про раздельное написание предлогов с другими словами.
2. Практическая часть

А) Распределите слова на два столбика:
Под охраной, бежал по мостику, подтянуть, из-под окна, низкое солнце, из-за рощи, местность, разъединял.

Орфограмма-буква в корне слова
Орфограмма-пробел





Б) Употребите и запишите существительные забор, пол, крыльцо, корни, зонт с предлогом из-под. Укажите падеж существительного. Сделайте вывод: в каком падеже употребляются существительные с этими предлогами?

В) Спишите предложения, правильно записывая предлоги.
Птица выпорхнула (из..за) дерева и смело уселась (на) открытый сучок. (Из..под) холодных каменных глыб сурки вылезают (на) солнышко. (Из..за) притихших гор поднялось солнце. Ручей я нашел, но (из..за) вязкого берега подойти (к) нему было трудно. (Из..за) кустов торопливо вышел мой товарищ.

Подчеркните те сочетания с предлогом из-за, в которых его можно заменить предлогом за.