МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ : «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ» по физической культуре


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ
Рассмотрен и утверждён
на заседании цикловой комиссии
гуманитарных и социально-
экономических дисциплин
Председатель ______ М.Д.Мозговенко______________________________
Методический доклад
на тему : «Организация самостоятельных занятий обучающихся как средство развития физических качеств»
Одобрено на заседании
методического совета техникума
председатель __________ Т.И.Маслова
Протокол № ____ от ______________
Составитель: __________ В.Д. Реутов
2017
Приобщение студентов к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.
Большое значение имеет формирование у студентов стремления к физическому самосовершенствованию. Приобщение студентов в техникуме к физической культуре – одна из социально-педагогических проблем. В техникуме, кроме физической культуры, нет такого предмета, который мог бы столь наглядно показать обучающимся особенности своего организма, научить методам закаливания, двигательной подготовки. И поэтому, здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в техникуме, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность. Опыт работы техникума показывает, что не всегда педагог обращает на это должное внимание. В результате многие выпускники техникума по выходе из-под опеки педагогов, перестают активно заниматься физическими упражнениями, что отрицательно сказывается на их здоровье и двигательную подготовленность.
Надо не только вовлекать обучающихся в специально организованные секции, но и активно внедрять физическую культуру и спорт в быт студентов и повышать двигательную активность обучающихся.
Следует отметить, что обучение этим навыкам и умениям не только способствуют внедрению физической культуры в быт, но и развивает у молодежи качества самостоятельности. Здоровье и учеба обучающихся взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в техникуме, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
В современных условиях важной задачей семьи и техникума в работе по укреплению здоровья студентов, является привитие студентам стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями в техникуме и дома. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в техникуме, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности подростков.
Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в физкультурно-спортивную деятельность.
К объективным факторам относятся:
- состояние материальной спортивной базы,
- направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий,
- уровень требований рабочей программы,
- личность преподавателя,
- состояние здоровья занимающихся,
- частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.
Таблица 1
Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной деятельности, %
Субъективные факторы Курс
1 2 3 4
Удовлетворение 57,8 50,1 43,5 16,8
Соответствие эстетическим вкусам 51,7 42,3 30,4 21,9
Понимание личной значимости занятий 37,6 24,0 17,5 8,3
Понимание значимости занятий для коллектива 34,0 22,8 14,1 9,6
Понимание общественной значимости занятий 30,9 21,3 12,6 7,4
Духовное обогащение 13,2 10,4 5,6 3,1
Развитие познавательных способностей 12,9 9,8 7,1 6,2
Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от первых курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации обучающихся является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности.
Студенты более критично оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, а также их связь с профессиональной подготовкой.
Тревожным выводом из данной таблицы является недооценка студентами духовного обогащения и развития познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.
После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления.
Первое, это надо заинтересовать ребят. Причём важно разделить по возрасту и непосредственно по интересам (интерес к самому процессу деятельности и интерес к результатам деятельности).
Постепенно прививать ребятам навыки и умения, которые студенты впоследствии будут осознанно применять для достижения более отдельных целей. Например: педагог дает задание, какие упражнения, сколько раз, в какое время, как нужно проделать. Студенту остается следовать данным рекомендациям и выполнять домашнее задание (повторение упражнений и является элементом самостоятельности). Студентов можно ориентировать на результат деятельности.
Человеческая деятельность существует в форме действия или цели действий. По словам психолога С.Л.Рубинштейна, произвольное действие человека — это осуществление цели, и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается.
Всякая деятельность состоит из нескольких компонентов. Цель — конечный результат, достигается на занятиях физической культуры (укрепление здоровья, повышение уровня развития отдельных двигательных качеств и двигательной подготовленности, закаливания, улучшение телосложения). Эффект работы педагога во многом зависит от правильной постановки целей.
Перед студентами нужно ставить такие цели, достижение которых возможно за относительно короткий промежуток времени. Поставленные цели должны быть эмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретные результаты. С увеличением возраста ребят цели могут ставиться на более отдаленное время, иметь общественную значимость. Цели занятий физическими упражнениями выпускников техникума должны быть связаны с выбором профессии, самовоспитанием морально-волевых качеств, укреплением здоровья.
Большое значение для успеха деятельности имеет планирование цели по этапам. Необходимо предусмотреть определенную очередность, последовательность применения средств. В дидактике существуют различные подходы при подготовке обучающихся к самостоятельным занятиям, например постепенная отработка отдельных действий самостоятельных занятий и затем объединение их в единое целое.
С первого курса студенты должны получать определенные задания для самостоятельных занятий, начиная с ведения в режим дня утренней гигиенической гимнастики и физкультпауз, и кончая самотренировками, выполнением самостоятельных работ по физической культуре. Особое значение в самостоятельной работе приобретает принцип сознательности при выполнении.
Подготовка обучающихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с чётко немногословного инструктирования студентов о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимых технических и организационных навыков.
Сначала следует дать студентам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений, убедить ребят в значимости, важности и полезности этих занятий. Затем необходимо довести до обучающихся знания о самом процессе самостоятельной деятельности.
Чтобы выполнять самостоятельно утреннюю гимнастику или развивать физические качества, студент должен уметь контролировать свои движения. Это представляет определенную трудность: при отсутствии внешнего контроля. Сеченов недаром называл “тёмным” мышечным чувством. Когда обучающийся выполнил упражнение, мы не должны спешить сами оценивать студента, а постараться сделать это другому студенту. Тем самым сосредотачивается внимание на этом вопросе.
Учить думать студента при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать упражнения можно, давая студентам соответствующие возрасту задания.
Выполняя то или иное упражнение, следует спросить ребят, для чего мы выполняем это упражнение. Или выполняя наклоны, спросить какие наклоны они ещё знают. Учить студентов подбирать сходные, типичные упражнения, развивать творчество.
Самостоятельные занятия могут включать в себя различное содержание: выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, отработка элементов техники двигательных навыков, повторение, совершенствование навыков и умений.
Формирование самостоятельности начинается с задания, студентам следить за правильностью выполнения упражнений. Одна шеренга студентов выполняет упражнения, а другая оценивает качество. Таким образом, закладываются основы умения оценивать и контролировать свои действия, как у тех, так и у других. Контроль над амплитудой и скоростью своих движений, является важным умением, без которого невозможны эффективные самостоятельные занятия. Начиная работу в данном направлении, не надо увлекаться и углубляться в теорию и разъяснению значений этих понятий. Нужно постепенно, давая ОРУ студентам, давать задание по изменению скорости при чередовании различных видов ходьбы, бега, учить сохранять заданную амплитуду и скорость движения.
Особое внимание надо уделить: как правильно удержать определённую скорость бега. Наша задача, вначале задать темп, корректируя действия обучающихся различными сигналами. Таким образом, чтобы бег не был бездумным, надо периодически менять направляющих, чтобы каждый побывал в этой роли.
Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются и целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий:
- утренняя гигиеническая гимнастика,
- упражнения в течение дня,
- самостоятельные тренировочные занятия.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения ото сна.
В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения на выносливость (например, длительный бег до утомления), статического характера, со значительными отягощениями. Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).
При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.
Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.
Между сериями из 2-3 упражнений (а при силовых – после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег.
Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение интенсивности их объема, обеспечивается:
- изменением исходных положений (например, наклоны туловища вперед – вниз, не сгибая ног в коленях, с доставанием руками пола легче делать в исходном положении “ноги врозь” и труднее - в исходном положении “ноги вместе”),
- изменением амплитуды движений,
- ускорением или замедлением темпа,
- увеличением или уменьшением числа повторений упражнений,
- включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп,
- увеличением или сокращением пауз для отдыха.
Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5-7 мин.) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.
Упражнения в течение дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин. каждые 1-1,5 ч работы оказывают вдвое больший стимулирующий эффект, чем отдых в два раза большей продолжительности.
Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.
Систематический и постоянный контроль над выполнением заданных упражнений, это важнейший компонент успешной работы по обучению обучающихся умению заниматься самостоятельно.
На первых этапах, когда ребята только начинают осваивать упражнения, необходимо контролировать их знания. И поэтому на занятиях в виде коротких вопросов и ответов надо проверять, насколько студенты усвоили теоретические положения, например, о развитии двигательных качеств, утренней гимнастике и других заданий.
Проверяя качество формирования двигательных навыков и умения, вначале уделяют основное внимание точности, правильности выполнения упражнения, правильной дозировки, определение места занятий, соблюдать технику безопасности.
После выполнения задания педагог дает студентам самим оценить свое выполнение или привлекает для оценки других студентов. Самая главная задача педагога — это внедрить утреннюю гимнастику в режим дня обучающегося. Хорошо давать студентам домашнее задание по физической культуре, по 2-3 упражнения на определенные части тела, для увеличения подвижности в суставах (наклоны туловищем, взмахи ногами, выкруты в плечевых суставах).
Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в техникуме – это ходьба и бег, кросс, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристские походы, занятия на тренажерах.
Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.
Ходьба – естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма.
Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности.
Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку.
При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС. Пульс подсчитывается в процессе кратковременных остановок во время ходьбы и сразу после окончания тренировки.
Через 8-10 мин. после окончания тренировки (после отдыха) частота пульса должна вернуться к исходному уровню. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно.
Чередование ходьбы с бегом. При хорошем самочувствии и свободном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно переходить к чередованию бега с ходьбой, то обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями. Например, 50 м бега и 150 м ходьбы, затем 100 м бега и 100 м ходьбы. Отрезки бега должны увеличиваться непроизвольно, естественным путем, до тех пор, пока бег не станет непрерывным.
Одним из наиболее достойных физических упражнений, является бег. Бег – прекрасное средство тренировки, с помощью которой, можно существенно повысить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепить здоровье. Прежде, чем начать самостоятельно заниматься оздоровительным бегом, необходимо пройти медицинский осмотр и получить индивидуальные рекомендации у врача и педагога физической культуры.
Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие – темп бега должен быть невысоким и равномерным, бег доставляет удовольствие, “мышечную радость”. Если нагрузка слишком высока и быстро наступает утомление, следует снижать темп или несколько сокращать его продолжительность.
Бег – наиболее эффективное средство укрепление здоровья и повышения уровня физической тренированности. Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Это автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Необходимо подобрать для себя оптимальную скорость, свой темп. Это сугубо индивидуальное понятие – скорость, которая подходит только вам и никому больше. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется длительное время.
Мудрая природа в ходе эволюции запрограммировала для организма человека высокую надежность и прочность, рассчитанную, по оценкам специалистов, не менее чем на 120-150 лет здоровой жизни. Однако реализовать эту заманчивую программу не так-то просто. Этому мешают чаще всего нежелательные отклонения, происходящие в сердечно-сосудистой системе. Существует немало средств укрепления сердечно-сосудистой системы, и на ведущее место среди них все увереннее выдвигается оздоровительный бег.
Каждый студент сможет самостоятельно развивать выносливость.
Выносливость — это способность человека длительное время выполнять какую-либо работу. Различаю несколько видов выносливости: скоростную, статическую, силовую.
Студентам необходимо усвоить общие правила, которые следует соблюдать, развивая выносливость:
- постепенно увеличивать объём и интенсивность нагрузки;
- при выполнении упражнений дышать ритмично;
- не допускать переутомления.
Равномерность — основной метод развития выносливости на самостоятельных занятиях. Общая выносливость это, способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности. Любому студенту доступен бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, велосипеде, плавание для развития выносливости. При этом напомнить студентам необходимость соблюдения мер безопасности.
Оздоровительный и тренирующий эффект на “дорожках (тропах) здоровья” обеспечивается комплексным воздействием физических упражнений и природных факторов. Дорожки оборудуются в лесопарках или лесных массивах в условиях пересеченной местности.
Плаванием занимаются в летние каникулярные периоды в открытых водоемах, а в остальное время учебного года – в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. ЧСС сразу после преодоления дистанции для возраста 17-30 лет должна быть в пределах 120-150 удар/мин.
При занятиях плаванием необходимо соблюдать следующие правила безопасности: занятия в открытом водоеме проводить группой из 3-5 человек и только на проверенном месте глубиной не более 1 м 20 см; заниматься следует не ранее чем через 1,5-2 ч после приема пищи; запрещается заниматься плаванием при плохом самочувствии, повышенной температуре, простудных и желудочно-кишечных заболеваниях; лучшее время для занятий плаванием – с 10-11 до 13 ч, в жаркую погоду можно заниматься второй раз – с 16 до 18 ч.
Ходьба и бег на лыжах. Индивидуальные самостоятельные занятия можно проводить только на стадионах или в парках в черте населенных пунктов; занятия на местности, отдаленной от населенных пунктов, или в лесу во избежание несчастных случаев не допускаются.
Выезд или выход на тренировки за пределы населенного пункта должен осуществляться группами в 3-5 человек и более. При этом должны быть приняты все необходимые меры предосторожности по профилактике спортивных травм, обморожений и т.д. Отдельные спортсмены не должны отставать от группы.
Полезно заниматься на лыжах каждый день хотя бы по одному часу. Максимальное количество занятий, которое дает оздоровительный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неделю по 1-1,5 ч и более при умеренной интенсивности.
В дальнейшем можно варьировать объем и интенсивность занятий самостоятельно в соответствии с самочувствием и степенью тренированности с учетом показателей самоконтроля.
Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благотворно влияющим на нервную систему. Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции.
Ритмическая гимнастика (аэробные танцы). Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, сидя, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, танцевальными элементами.
Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность.
Гигиена тела способствует нормальной жизнедеятельности организма, улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека.
Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого организма, выполняющий многие функции: она защищает внутреннюю среду организма, выделяет продукты обмена веществ, осуществляет теплорегуляцию.
Все эти функции выполняются в полном объеме только чистой и здоровой кожей.
Основа ухода за кожей – регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой (при систематических занятиях физическими упражнениями – не реже раза в 4-5 дней, а также после каждой интенсивной тренировки). Менять нательное белье после этого обязательно.
Основными гигиеническими принципами закаливания являются:
- систематичность,
- постепенность,
- учет индивидуальных особенностей,
- разнообразие средств,
- сочетание общих и местных процедур,
- самоконтроль.
Некоторые водные процедуры могут применяться и как средства восстановления организма. К ним относятся:
горячий душ (40-41°С, до 20 мин.) – понижает возбудимость чувствительных и двигательных нервов, повышает интенсивность обмена веществ,
теплый душ (36-37°С, 10-15 мин.) – успокаивающе,
контрастный душ – смена несколько раз через 5-10 с горячей (38-40°С) и холодной (12-18°С) при общей продолжительности 5-10 мин,
теплые ванны (38-39°С) и хвойные ванные (35-36°С) – быстрое восстановление сил, продолжительность – 10-15 мин.
Гигиена мест занятий. Не допускается наличие в воздухе вредных веществ, пыли, увеличенного процентного содержания СО2. Запрещается курение, пол должен быть ровным и нескользким. Температура – 15-18°С, хорошая освещенность.
Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года (на удалении 300-500 м от автодорог и магистралей).
Как известно, пара не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, который нужен нашим студентам, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности, способствующие увеличению функциональных возможностей организма студентов, развитию у них основных физических качеств.
Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно-воспитательной работы со студентами и должны стать самостоятельные занятия по физической культуре.
В процессе выполнения самостоятельных занятий студенты приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у студентов в привычку. Кроме того, стараясь хорошо провести самостоятельные занятия, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности студента в процессе обучения.

Список литературы1. Е.Г. Мильнер “Формула жизни” Изд. “Физкультура и спорт” Москва, 2003 г.
2. С.Н. Попов “Лечебная физическая физкультура” Изд. “Физкультура и спорт” Москва, 2008 г.
3. А.А.Бирюков “Учись делать массаж”, Москва “Советский спорт”, 2008 г.
4. Ю.Б. Никифоров “Учитесь наслаждаться движениями”, Москва “Советский спорт”, 2009 г.
5. Г.Б.Мейксон, В.Н.Шаулин, Е.Б.Шаулина. “Самостоятельные занятия обучающихся по физической культуре”.