МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ : «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад» с.Колва«Ичöт школа – челядьöс видзанiн»
Муниципальнöй сьöмкуд общеобразовательнöй велöданін Колва сикт__________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «НШДС» с.Колва ________ В.В.ШилоносоваМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»
Выполнила: учитель физической культуры
Рочева Екатерина Андреевна
с.Колва2014 год
Аннотация
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формирование у детей жизненной потребности в личном физическом совершенствовании, развитие у них интереса к занятиям физической культурой.
Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкультуры увлекательными и интересными, помогают направлению кипучей энергии младших школьников в нужное русло.
Разработка может быть полезна школьным учителям физической культуры.
Оглавление
Введение . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Конспект урока в 1 - 4 классах по теме «Подвижные игры как
средство оздоровления и развития физических качеств учащихся»:
Дидактическая структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .4
Методы обучения . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Формы деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .. . . 5
Организационно-содержательные приемы . . . . . . . . .. . . .. . . . .. . .6
Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .6
Заключение . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Введение
Грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Использование подвижных игр на уроках физической культуры способствует воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Игры проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Проблема:Снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками - это постоянная печальная составляющая школьной жизни. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Облегчить сложившееся положение поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах. Целью деятельности на подобных уроках физической культуры является активное и методически грамотное использование подвижных и народных игр в процессе физического воспитания обучающихся.
При выборе игры для урока необходимо предусматривать педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;
место игры в уроке;
основное двигательное содержание игры;
физическую и эмоциональную нагрузку;
состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;
место проведения игры и необходимые пособия;
методы организации детей для игры.
Актуальность представляемой разработки заключается в том, чтоподвижные игры - это игры направленные на общефизическое развитие детей и подростков. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что наша школа является школой здоровья. У нас введен 3-й урок физкультуры, оздоровительная физкультура, динамический час в начальной школе, физкультминутки на уроках, музыкально-подвижные переменки.
Конспект урока по подвижным играм для учащихся 1– 4 классов
Тема урока: «Подвижные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся»
Задачи урока:
Развитие быстроты, ловкости.
Повысить общую выносливость, работоспособность и координацию движения.
Создать положительный настрой и хорошее настроение.
Инвентарь и оборудование: мяч волейбольный, маска медведя.
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока
№ Части урока, их краткое содержание Дозировка Организационно-методические указания
I Подготовительная часть 8-10 мин Особое внимание обратить на внешний вид учащихся.
Сообщить задачи урока.
1 Построение, расчет, приветствие 1 мин 2 Сообщение задач урока
Контроль ЧСС за 10 сек 1 мин 3 Ходьба:
- на носках
- на пятках
- на внешнем своде стопы
- на внутреннем своде стопы
- полуприсядя- ходьба ускоренная перекат с пятки на носок 2 мин При ходьбе на носках руки поднять вверх, ладони во- внутрь, во время ходьбы на пятках руки за голову в замок. Полуприсяди руки на пояс. При ускоренной ходьбе руки согнуты в локтях.
4 Медленный бег:
- приставными шагами (правым, левым боком, спиной вперед)
- бег с высоким подниманием бедра
- бег с захлестыванием голени 2 мин Обратить внимание на технику выполнения беговых упражнений, следить за осанкой учащихся.
5 О.Р.У. в движении:
а) кисти рук к плечам 1-4 вращения руками вперед, 1-4 назад
б) 1-2 скресные движения руками,
3-4 прямые руки в стороны 2 мин
6-8 раз
6-8 раз
Следить за четкостью выполнения упражнений. Темп средний
Контроль ЧСС за 10 сек II Основная часть 24 мин 1 Игра «У медведя во бору» 8 мин Когда медведь поймает 4-5 человек, назначается новый медведь.
Площадка для игры обозначается фишками.
2 Игра «День и ночь»
Контроль ЧСС за 10 сек 8 мин Осаленные игроки переходят в команду соперника
3 Игра «Мяч вверх» 8 мин III Заключительная часть.
Упражнения на восстановление сердечно-сосудистой системы, дыхания.
Контроль ЧСС за 10 сек
Подведение итогов урока. 3 мин Рефлексия:
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко..ровно..глубоко
Наши руки отдыхают
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена, и расслаблена
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляются
Дышится легко..ровно..глубоко..
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться!
Все открыть глаза, проснуться!
Психологический настрой:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Методы обучения, используемые на уроке:
- методы общей педагогики (словесные и наглядные), применение которых зависит от содержания учебного материала;
- игровой метод, сущность которого заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры;
- соревновательный метод помогает повысить подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Формы деятельности:
- игровая,
- спортивная,
- соревновательная.
Организационно-содержательные приёмы:
- введен дополнительный игровой час в учебное расписание;
- предложена программа физического воспитания с использованием народных и подвижных игр;
- проведено частичное исследование эффективности применения народных и подвижных игр на уроках физкультуры в начальной школе.
Средства обучения:
- рассказ,
- показ.
Заключение
В народных и подвижных играх широко раскрываются возможности соревновательно- игрового метода с целью развития физических качеств школьников. При правильном использовании данного метода дети всегда увлечены, внутренне подтянуты. И такое их отношение объясняется тем, что в соревновании каждый выступает с позиции успеха своей команды. А это увлекает всех участников игры. Рациональное использование соревновательно-игрового метода оказывает эффективное воздействие на развитие силы, воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, формирует психологическую устойчивость учащихся к успехам и неудачам, способствует преодолению психологического барьера – неуверенности в своих силах. Кроме того, соревновательно - игровой метод помогает формировать у занимающихся целевую установку на осознанное развитие физических качеств.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь учащихся младших классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. С этой целью в нашей школе создана картотека подвижных игр с описанием содержания, места и времени их проведения.
Библиографический список
Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей./ В.А. Лепёшкин. – М.: «Школьная пресса», 2005. - 260с.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры./ М.Ф. Литвинова.- М.: «Просвещение», 1986. - 79с
Надеждина В.В. 130 домашних игр для детей и родителей./ В.В.Надеждина.- М.: «Харвест», 2007.
Осокина Т.И., Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР./ Т.И. Осокина, А.В. Кенеман. – М.: «Просвещение», 1988. – 239с.
Приложение 1
Методическое объединение учителей физической культуры
Картотека подвижных игр.
Подвижные игры № 1
« У медведя во бору » ( бег )
На одном конце площадки чертится круг – берлога медведя, на другом – дом для играющих детей. Дети идут из дома к берлоге со словами: « У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит».
После этих слов медведь выбегает из берлоги и начинает ловить играющих. Дети стараются убежать в свой дом.
Когда медведь поймает 4 – 5 человек, назначается новый медведь.
Подвижные игры № 2
«Мячик кверху»
Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли.
Подвижные игры № 3
«День и ночь»
На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков. Осаленные переходят в команду соперника.