Подвижные игры — эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности.

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 2





Подвижные игры - эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности.






Выполнила:
учитель I категории
по физической культуре
Евстигнеева О.А.




2011г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников.
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов.
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов.
1.4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств, в программе по физической культуре.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель и задачи тестирования.
2.2. Методы тестирования.
2.2.1. Анализ научно-методической литературы.
2.2.2. Тестирование физической подготовленности.
2.2.3. Педагогический эксперимент.
2.3.Организация тестирования.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся 3 класса за период тестирования.
3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 3-х классов.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ





Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. Можно организовать музыкальное сопровождение. Все это формирует эстетическое мировосприятия. Увлекаясь игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер и другие индивидуальные особенности.
Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение.
В наше нестабильное время, связанное с новыми экономическими и политическими преобразованиями в стране на учителей физической культуры возложена огромная ответственность за здоровье детей. Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия – снижение работоспособности, быструю утомляемость, общее ухудшение самочувствия. С годами риск приобретения разного рода заболеваний возрастает, поэтому проблема здоровья и здорового образа жизни особенно важна в детском и подростковом возрасте, когда закладываются и формируются знания и навыки физической культуры человека. Еще одна опасность, подстерегающая наших детей, заключается не только в ослаблении здоровья, но и в разрушении личности ребенка, в потере жизненных принципов. Для сохранения полноценной личности необходимо воспитывать у учащихся чувство доброжелательности, терпимости, стремления к совершенствованию во всех сферах жизнедеятельности. Все это доказывает то, что нравственное здоровье детей является основой общего здоровья детей и  приводит к необходимости единого подхода как к физическому, так и к нравственному воспитанию ребенка.
Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть воспитания личности. Основными задачами физического воспитания в школе являются: укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно- необходимым навыкам, воспитание физических и нравственных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, которая выступает как средство укрепления здоровья и метод физического и нравственного воспитания. Игра – это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства. Великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу.
Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной мною темы работы.
Цель: обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие физических качеств и повышения уровня физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий школы;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами.
Предполагаемый результат: повышение уровня физического развития физической подготовленности посредством подвижных игр.




ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников.
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности.
Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.
За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде.

1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов.

Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физических возможностей, особенности психического развития.
Младший школьный возраст- характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. У школьников в этом возрасте преобладает предметно- образное мышление. Подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляя возможность проявить творческую активность. Сравнительно слабое развитие мышечной системы (особенно брюшного пресса и спины) не допускает игры с активным единоборством, переноской и передачей друг другу набивных мячей и других тяжелых предметов. Главное содержание игр - движения , способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель, преодолением небольших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно- образное объяснение игр, не любят долго находиться вне игры.
Подвижные игры на уроках физкультуры в начальных классах занимают основное место. Дети 7-9 лет очень подвижны, но быстро теряют интерес, если упражнение или игра требуют сосредоточенности или представляют для них сложность. Поэтому используются игры с небольшим количеством правил. Последовательность подвижных игр нужно заранее планировать, идти от простого к сложному. Нужно в процессе игр постоянно помнить о воспитывающих возможностях и умело использовать их. Необходимо следить за дозировкой нагрузки на детей. Саморегуляция двигательной активности у детей постоянна. Устал – отдохнул, надоели одни движения – сменил на другие. Мышцы работают попеременно, происходит активный отдых. Детям необходимо играть, двигаться, развиваться. Учеными замечено: у дошкольников и школьников, кто много играет (занимается спортом), лучше движется процесс общего развития, формирования понятий (они лучше учатся) и легче, чем у пассивных. Еще Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически и тогда, по мнению мыслителя, в дальнейшем им не понадобятся доктора. Подвижная игра развивает ребенка, но, в отличие от физических упражнений, не надоедает ему благодаря своему занимательному характеру.
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
Многочисленные исследования специалистов показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего совершенствования. Правильное решение задачи развития двигательных качеств дошкольников обуславливается использованием не только различных методических приемов и средств на занятиях подвижными играми мало времени уделяется занятиям физическими упражнениями.
Очень часто изменения в развитии двигательных качеств происходят уже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно осуществлять целенаправленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Многие специалисты показывают, что развитие двигательных качеств – одна из центральных задач физического воспитания в школе, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста. При выполнении двигательных действий всегда проявляется не одно, а комплекс качеств. Часто очень трудно определить, какое качество является ведущим при выполнении конкретного двигательного действия. Поэтому для более правильного отражения явлений действительности введены понятия комплексных качеств: скоростно-силовые качества, силовая выносливость, скоростно-силовая выносливость, “взрывная” сила и т.д.
Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры учащиеся овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию двигательных качеств. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества.
Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям.
Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим на мой взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах.
Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в следующем.
Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д.  Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные, для силового развития занимающихся, метания различных предметов на дальность.
Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень трудности, применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников, должен быть доступен занимающимся и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно. В процессе практического проведения запланированных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физкультуры норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей.
Проведенный мною анализ научно-методической литературы, подтверждает, что уровень развития всех двигательных качеств составляет в комплексе основу общей физической подготовки.

1.4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств, в программе по физической культуре.
Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.
Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой целей мы разделили на три группы:
Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.
Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная, общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.
Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.

Анализ классификации игр по многочисленным литературным источникам, с точки зрения исторического развития, дает нам возможность выделить несколько направлений:
I. Классификация, которая зависит от задач, решаемых в процессе проведения игр.
II. Игры с особенностями взаимосвязи участников.
III. Группы игр с особенностями организации и содержания.

Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группах идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти по дидактическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях.

Для решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр. Игры распределяют:
По степени сложности их содержания – от простых к более сложным (полуспортивным)
По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей) : 7-9, 10-12, 13-15 лет. Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ.
С учетом полового признака (игры для мальчиков, девочек, общие игры).
По содержанию (творческие, имитационные, игры с музыкальным сопровождением, сюжетные, игры-забавы, игры-состязания).
По видам систем движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах).
По направленности на развитие физических качеств и их появлений (игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др.), которые чаще всего проявляются в сочетании.
Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта.
В зависимости от взаимоотношений играющих: а)игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; б)игры с ограниченным соприкосновением с «противником»; в)игры с непосредственной борьбой «соперников».

Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях:
а) по форме организации занятий (игры на уроке – подготовительная,
основная, заключительная части; во внеурочное время; на спортивном празднике и т.д.);
б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней и малой подвижностью);
в) с учетом места и времени года (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке).


Исходя из выше изложенного видно, что существующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой .
Существующий анализ классификаций игр в процессе воспитания двигательных качеств в процессе занятий по физической культуре у школьников, позволил разработать группировку игр в соответствии с поставленными задачами. В основу группировки был положен принцип преимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств в сочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье. Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.
На основе современных представлений о путях и методах воспитания двигательных качеств у учащихся, можно предположить, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений, подвижных игр с так называемой «преимущественной направленностью». Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений.
Анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, но не показана методика формирования у учащихся умения и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр за пределами школы.



















ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель и задачи тестирования
Цель тестирования – обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие физических качеств и повышения уровня физической подготовленности учащихся 3-х классов.
Задачи тестирования:
–  с помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования физических способностей проведения подвижных игр учащимися младших классов.
–  разработать методику занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся 3-х классов.
– обосновать эффективность проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности.

2.2. Методы наблюдения
При проведении наблюдения применялись следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование физической подготовленности.
3. Педагогические наблюдения.


2.2.1. Анализ научно-методической литературы

В процессе работы была проанализирована и обобщена литература по вопросу эффективности применения занятий подвижными играми на уроках физической культуры у учащихся младших классов. Анализ литературы представил влияние подвижных игр на комплексное развитие двигательных качеств и уровня физической подготовленности учащихся младших классов. Рассматривались вопросы о необходимости формирования навыков организации и проведения подвижных игр учащимися во внеурочное время, повышения физической подготовленности учащихся младших классов, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике подвижные игры.
Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность нашей темы.


 2.2.2. Тестирование физической подготовленности

Для определения эффективности предложенной методики применялось тестирование физической подготовленности:
1.Координационные способности (челночный бег 3 х 10 м, сек). 2.Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см).
3.Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз).
4.Активная гибкость (наклон вперед, см).
5.Силовые способности (поднимание туловища за 30 секунд, кол-во раз).
6.Скоростные способности (бег 30 м, сек).
7.Общая выносливость ( бег 6 минут, м).


2.2.3. Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения были проведены на базе средней общеобразовательной школы № 2 в период с 01.10.2010 г. по 31.03.2011 г. В нем приняли участие ученики 3-го класса общеобразовательной школы. Сущность педагогических наблюдений заключалась в обосновании эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов для развития физических качеств и повышения их уровня физической подготовленности. В наблюдении показывалась эффективность занятий подвижными играми у учащихся младших классов.


2.3.Организация наблюдения
Наблюдение проводилось на базе общеобразовательной школы. В нем приняли участие учащиеся младшего школьного возраста (3 класс).
Организация наблюдения проходила по следующей схеме: предварительное тестирование - контрольное тестирование.
На первом этапе наблюдения проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего наблюдения, ставилась цель работы.
На втором этапе исследования – проводилось педагогическое наблюдение, цель которого - проверка эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов.
Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания в школе для учащихся 3-х классов. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана программа занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры у учащихся 3-х классов (Приложение 1).
Разработанная методика занятий подвижными играми различной направленности была применена в процессе уроков физической культуры учащихся. Подвижные игры, используемые на уроках физической культуры в группе подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся.
В конце педагогического наблюдения учащимся группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов тестирования с цель обоснования программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся младших классов.
Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для воспитания двигательных качеств, я исходила из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Поэтому мною была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.
На основании педагогических наблюдений мною были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те, или иные двигательные качества.
Отбирая игры, я стремилась не использовать модели игр, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.









ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся 3 класса за период исследования ( средне-арифметические данные).

физические показатели
сентябрь 2010г.
март 2010г.

Координационные способности
7.8
8.8

Разница %
1%

Активная гибкость
7.7
9.3

Разница %
1.6%

Скоростно-силовые способности
142.8
148.5

Разница %
5.7%

Силовые способности
20.8
27.3

Разница %
6.5%

Скоростные способности
4.0
5.6

Разница %
1.6%

Выносливость
1430
1578

Разница %
1.5%


Прирост представленных показателей физической подготовленности за время проведения тестирования следует рассмотреть в отдельности с целью получения более полной информации о полученных результатах наблюдения. Физическая подготовленность учащихся 3 класса претерпевала определенные изменения в зависимости от используемых упражнений и методов воздействия в занятиях подвижными играми. На протяжении всего исследования, изменения изучаемых показателей у детей имели положительную динамику.



3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 3-х классов.

















Представленные занятия подвижными играми оказали положительное воздействие на динамику силовых способностей верхних конечностей у детей . Данные изменения вызваны прежде всего широким использованием гимнастических упражнений на снарядах (в соответствии с проходимыми программными требованиями на уроках физической культуры).
Прирост за время наблюдения скоростно-силовых способностей по результатам дальности прыжка в длину с места был значительный. Это связано вероятнее всего с тем, что данный показатель у ребят уже до наблюдения имел очень высокий уровень для данного возраста. Оценка дальности прыжка в длину с места позволила отнести результаты развития скоростно-силовых способностей у учащихся 3 класса в конце наблюдения к высокому уровню.
Существенные изменения произошли в показателе активной гибкости (наклон вперед сидя на полу), где прирост составил 1.6 %.

За время наблюдения показатель координационных способностей (челночный бег 3 х 10 м) не показал достоверно значимого прироста, что указывает на то, что данному качеству необходимо больше внимания уделять на занятиях с детьми данного возраста.
Анализ скоростных способностей (бег 30 м) также показал достоверно значимые изменения за время проведенного наблюдения. Они увеличились на 1.6%. Это говорит о том, что данное качество в младшем школьном возрасте развивается быстрее, чем другие.
Очень высокая степень прироста за время проведения наблюдения наблюдалась в показателе силовых способностей (поднимание туловища за 30 секунд). Так достоверно значимый прирост составил 6.5%. Данный прирост вызван тем, что на уроках физической культуры велась активная работа с целью сдачи данного норматива, поэтому данное упражнение выполнялось учащимися в конце основной части каждого урока.
В показателе общей выносливости (бег 6 минут) наблюдались значительные изменения. Это напрямую связано с тем, что занятия подвижными играми позволяют активно развивать общую выносливость у занимающихся.



Сравнительный анализ показателей развития физических качеств у учащихся 3 класса за время наблюдения.












Таким образом, следует отметить положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 3-х классов. Наблюдаемые положительные изменения, очевидно, связаны с тем, что учащимся были предоставлены подвижные игры, способствующие более рационально повысить уровень физической подготовленности детей.







ВЫВОДЫ
1. Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, но не показана методика формирования у учащихся умения и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр за пределами школы.
2. Мною выявлено, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения наблюдения незначительно отличаются друг от друга в группе, что указывает на равномерное их развитие у детей.
3. Установлено положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 3-х классов. Наблюдаемые положительные изменения связаны с тем, что учащимся были предоставлены подвижные игры, способствующие более рационально повысить уровень физической подготовленности детей.
4.При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.
5.Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании игрового метода на уроках физической культуры у учащихся старших классов должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье учащихся.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подвижная игра – непременный спутник детства, прекрасной поры нашей жизни. Однако школьная среда с акцентом на сидение за партой подавляет двигательную потребность ребенка, а урок физической культуры не в состоянии целиком заполнить образовавшийся вакуум.
В поиске оптимальных путей увеличения двигательной активности учащихся в учебную программу по физическому воспитанию в школах введен третий час физической культуры. Разработанная образовательная программа «Подвижные игры» для этого часа позволяет успешно решать не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитывать чувство товарищества, доброжелательность и много других положительных качеств, необходимых выпускнику школы для успешного вхождения во взрослую жизнь.
Игры, проводимые на свежем воздухе, оказывают закаливающее воздействие, улучшают деятельность организма и используются как средство активного отдыха. Большое значение имеют игры, в которых дети хором произносят слова. Игры с пением, музыкальным сопровождением содействуют эстетическому воспитанию детей.
Подвижные игры воспитывают:
чувство коллективизма, ответственность перед товарищами по команде;
вырабатывают волю, формируют характер;
учат общаться со сверстниками, быть внимательными друг к другу;
учат критически воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, привычки, преодолевать себя, сдерживать свои эгоистические порывы;
вырабатывают мужество, решительность, настойчивость в достижении цели;
развивают речь, улучшают память, способствуют умственной активности; активизируют работу мысли, вынуждают действовать более рационально;
развивают организаторские качества, творческую инициативу; способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире; совершенствуют психические процессы;
учат быстро ориентироваться в окружающей действительности, подготавливают к взрослой жизни.
Играя грамотно и планомерно подобранные специализированные и вспомогательные игры, ученики укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физической деятельности с общеприкладной и спортивно – рекреационной направленностью учебного предмета.
Для наиболее результативного решения задач проводимого занятия используемые в нем игры должны, как известно, соответствовать учебному плану и приоритетным направлениям деятельности школы, возрастно - половым особенностям занимающихся, требованиям к материально – технической оснащенности учебного процесса и климатическим условиям.
При использовании подвижных игр придаю большое значение санитарно-гигиеническим условиям занятий, в частности чистоте помещения, воздуха, тела и одежды учащихся. Большинство таких уроков провожу на свежем воздухе, используя возможности лыжни, лабиринта, спортивного городка.
Подбирая игры для урока, слежу за тем, чтобы они были направлены как на совершенствование техники упражнений, так и на развитие физических, психических и нравственных качеств.
Играя, ребенок в той или иной степени совершенствует свои двигательные навыки в метании мяча прыжках, беге, акробатике и пр. В игре ученик имеет возможность выполнять упражнения по-своему, как он может, как ему легче. Его не сковывает обязанность демонстрации правильной техники выполнения упражнения, ведь для некоторых само слово «контроль» уже приводит к волнению и, как следствие, может привести к ошибкам при выполнении задания. В игровой, соревновательной обстановке дети порой показывают результаты лучше, чем на традиционном уроке физической культуры.
Улучшение здоровья школьника – одно из приоритетных направлений в моей деятельности как учителя физической культуры, а также в работе всего педагогического коллектива школы. Именно с помощью уроков подвижных игр я надеюсь повысить мотивацию учащихся к предмету, привить навыки здорового образа жизни, приобщить школьников к систематическим и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, научить рационально мыслить и действовать, расширить их кругозор в области физической культуры, развить познавательные возможности, интересы, повысить творческую активность на уроках.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.      Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин - тов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2.      Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.
3.      Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М., 1980. – 197 с.
4. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. асвета, 1978. – 88 с.: ил.
5.Журнал «Спорт в школе» № 6 / 2005.
6.Журнал « Теория и практика физической культуры» № 6 / 2006.
7. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 116 с.
8. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. - М.: Знание, 1987. – 96 с. ( Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт» ; № 5).
9. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971.
10. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159 с.
11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
12. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 63 с.
13.Физическая культура в школе (научно – методический журнал) 8 / 2010.
14.Яковлев В.Г. Игры для детей. -М.: Физкультура и спорт, 1975.-158 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Классификация подвижных игр по задачам уроков физической культуры для начальных классов.
Формулировка задач уроков
Наименование игр

Разучивание и закрепление различных построений(в шеренгу, колонну, круг и др.).
«Быстро по местам», «Карусель», «Класс, смирно!»

Общеразвивающие упражнения в игре.
«Запрещенное движение», «Делай, как я»

Выработка быстроты реакции на сигнал.
Развитие внимания и слуха.
«Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмичная эстафета»


Развитие умения ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу.
«Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и ловкие», «Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!»

Выработка быстроты и прямолинейности бега.
«Вызов номеров», «День и ночь»

Совершенствование умений: а)ритмично ходить; б)быстро бегать; в)делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей.
«Наступление», «Гуси-лебеди», «Бег командами», «Кто быстрее», «Пустое место», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Челнок и догонялка»

Закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами .
«Лес, озеро, болото», «Перемена мест»

Обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча.
«Семерочка», «Постарайся поймать», «Мяч в стенку»

Развитие меткости при метании мяча в цель.
«Метко в цель», «Лови - не лови», «Мячом в цель», «Передал – садись», «Метатели», «Снежками в круг»

Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча.
«Точный удар», «Кто дальше бросит», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг»

Выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы.
«Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч – соседу», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему»

Закрепление умения в бросании, ловле и передаче большого мяча .
«Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Мяч через веревку», «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели»

Разучивание общеразвивающих упражнений с короткой скакалкой.
«Чемпионы скалки», «Удочка»

Закрепление техники подпрыгивания и прыжка в глубину.
«Попрыгунчики – воробушки», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры»

Совершенствование правильной осанки и навыка в равновесии (сохранения устойчивости).
«Лиса и куры), «Эстафета с равновесием и подлезанием», «Ходьба по начерченной линии», «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове»

Закрепление навыков лазанья, перелезания.
«Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Альпинисты», «Перелет птиц», «Эстафета с лазаньем, перелезанием и подлезанием»

Выработка умения сочетать разбег с толчком одной ногой при прыжках в высоту с разбега.
«Эстафета с прыжками через гимнастическую скамейку», «Эстафета с бегом, прыжками и метанием», «Перебежки с прыжками и переменой мест», «Прыгни через шнур»

Формирование умения расслабляться, развитие гибкости.
«Игровые упражнения по заданию», «Танцевальные движении», «Гномики и домики», «Сквозь обруч»

Обучение переступанию на лыжах. Игровые задания для освоения элементарной лыжной техники.

«Солнышко», «Быстрый лыжник», «Танки», «Перебежки», «Не ходи в гору», «Кто дальше ( на лыжах)»

Развитие быстроты, координационных движений. Игры с большой интенсивностью движений.
«Вызов», «Успей занять место», «Приглашение», «Мышеловка», «Иголка, нитка, узел», «Ледяная дорожка»

Развитие умения выполнять подражательные движения.
«Море волнуется – раз», «Лыжник с горки», «Штангист», «Дровосек»

Коррекция (переключение и распределение) внимания.
«Что изменилось?», «Запретное движение»


Психофизическое восстановление.
Дыхательные упражнения, задания на расслабление (аутогенная тренировка)


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry