Понятие просоциального поведения в психолого-педагогической литературе


Понятие просоциального поведения в психолого-педагогической литературе
Просоциальная (от лат. pro - приставка, обозначающая действующего в интересах кого- то и socialis - общественный) мотивация рассматривается нами как процесс, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной деятельности как совокупной системы побуждений, отвечающих за выбор и осуществление деятельности на благо других людей и общества в целом.
В более широком аспекте ̶ это целостная система побудительных процессов, направленных на благо других людей или общества в целом, обладающих социальными последствиями, классифицируемые как социально полезные действия [3, с. 148].
Просоциальная мотивация направляет на защиту и оказание помощи тем, кто в этом нуждается, на заботу об окружающих, сочувствие.
Данная мотивация лежит в основе такого явления, как волонтерское движение. Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч организаций волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Основная цель волонтерского движения заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Движет волонтерами, так же как и социальными работниками, просоциальная мотивация.
В качестве просоциальных могут выступать такие мотивы, как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность, а также нормы и ценности, принятые в обществе, в этнокультурной среде.
Термин «просоциальное поведение» обычно используется для указания на существование стандартов, правил (как предписывающих, так и запрещающих), которых должны придерживаться члены группы или общества. Общество требует от личности комфортности, согласия с данными нормами. Соблюдая в своем поведении эти нормы, человек становится похожим на остальных членов группы, социальной общности, приобщается к ней, становится «как все». Получается, что эти внешние по отношению к человеку нормы как бы управляют его поведением, заставляют действовать так, а не иначе. Иными словами, термин «просоциальный» в общем своем значении определяет (от лат. pro - приставка, обозначающая действующего в интересах кого-то и socialis - общественный) поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп.
В работе Г.А. Карповой [21, с. 11] отражены основные подходы изучения просоциального поведения (см. табл. 1).
Таблица 1.
Основные подходы изучения просоциального поведения (по Г.А. Карповой)
Автор Определение просоциального поведения
В. Занден и В. Джеймс Действия, приносящие пользу другим людям, а также способы реагирования на людей, которые проявляют симпатию, сотрудничество, помощь, содействие, альтруизм
Г.М. Иващенко Поступки, направленные на благо другого человека. При этом у помогающего есть выбор, совершать их или нет
В.Е. Ким Действия по оказанию помощи (помогающее поведение).
Большой толковый психологический словарь Действия, направленные на благо общества и предпринимаемые организацией, отдельным человеком бескорыстно, без расчётов на награду
Таким образом, на наш взгляд, просоциальное поведение есть общее описательное название для тех моделей социального поведения, которое является общественным по своему характеру [11, с. 128]. Обычно сюда включаются эмпатия, альтруизм, помогающее поведение и т.д. Последнее (оказание помощи) ̶ это предоставление непосредственной помощи тому, кто в ней нуждается. Термин «помогающее поведение» употребляется для обозначения ситуаций, когда действия не включают в себя никаких пожертвований, реальных или потенциальных, со стороны помогающего. При альтруистическом поведении оказываемая помощь предполагает некоторый риск или депривации. Иными словами, просоциальное поведение в «Большом толковом психологическом словаре» трактуется достаточно широко.
В интерпретации феномена просоциального поведения можно выделить следующие направления: биологический (социобиология), индивидуалистский, межличностный (см. табл. 2) [21, с. 31-35].
Таблица 2.
Направления в изучении просоциального поведения (по Г.А. Карповой)
Направление Интерпретация просоциального поведения
Социобиологическое направление Анализ состояния проблемы просоциального поведения в контексте социобиологического подхода показал, что альтруистическое и помогающее поведение ̶ синонимические понятия. И в биологическом смысле помогающее и просоциальное поведение является эквивалентом альтруистического поведения [45]. Исходя из этого, альтруизм можно рассматривать как результат естественного отбора, поскольку он увеличивает возможность индивида (или его родственников) воспроизвести потомство. Альтруизм развивается под воздействием двух основных причин ̶ выбора родственников и взаимной выгоды.
По мнению представителей социобиологического подхода, выбор родственников определяется репродуктивными успехами человека (т.е. совокупной приспособляемостью), которые зависят от вложенности генов в следующее поколение. Совокупная приспособленность ̶ это сумма собственных репродуктивных успехов человека (например, собственные дети ̶ прямая приспособленность) и пропорция репродуктивных успехов родственников этого человека, обусловленных альтруистическим поведением человека (совокупная приспособленность) [21]. Самопожертвование в пользу родственников может понизить прямую приспособленность, но повысить приспособленность родственников (например, женщина, не имеющая своих детей, смотрит за детьми своей сестры).
Однако просоциальное поведение не всегда распространяется только на родственников. Так, теория взаимного альтруизма Р. Триверса рассматривает просоциальное поведение, направленное не на родственников, а на чужого человека. Основной постулат этой теории состоит в том, что такое поведение благоприятствует естественному отбору, если следует принципу взаимной выгоды. Последний базируется на следующей формуле: поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы они поступали по отношению к Вам.
Если помогающему ничего не стоит оказать помощь, а выгода получившего помощь высока, такой альтруизм оказывается взаимовыгодным. Таким образом, «взаимный альтруизм» ограничен определёнными условиями: высоким уровнем доверия между помогающим и принимающим помощь, стабильностью группы, ее долговечностью и высокой степенью доверия внутри ее. В целом это те условия, которые повышают вероятность взаимной поддержки и уменьшают опасность эксплуатации альтруистических порывов.
Индивидуалистическое направление Индивидуалистский подход сосредоточен на изучении связей между настроением человека и направленностью его поведения. Последователи этого подхода считают, что готовность помочь возрастает при хорошем настроении, вызванном успехами или счастливыми воспоминаниями. Например, дети в радостном настроении больше готовы поделиться с другими, чем дети в нейтральном настроении. Позитивная связь между хорошим настроением и помогающим поведением подтверждена и другими исследования.
В этой связи представляет интерес модель аффективной зарядки, разработанная Г. Боуэром и Дж. Форгасом, согласно которой информационная роль настроения объясняется как избирательная активация, повышающая доступ к памяти о подобных же настроениях. Хорошее настроение вызывает позитивные мысли и далее ̶ позитивно окрашенные действия, т.е. просоциальное поведение.
Существует и другой подход к информационной роли настроения ̶ модель «аффект как информация», разработанная Н. Шварцем. Этот подход предполагает, что сиюминутное настроение воспринимается как часть информации, входящей в общее суждение. К примеру, если попросить человека оценить другого человека, первый может просто прислушаться к своим чувствам и дать оценку, опираясь на свои эмоции и впечатления. По мнению Н. Шварца, позитивные чувства могут проинформировать человека о том, что окружающая его обстановка безопасна. Вот почему люди в хорошем настроении проявляют больше просоциальных действий. Поскольку сигналы опасности подавляют социальные порывы то, соответственно, отсутствие опасности, показателем чего является хорошее настроение, стимулирует просоциальное поведение. Иными словами, эта модель доказывает, что реакция, когда человек в ситуации опасности вначале думает о себе, а потом о других, вполне нормальна.
Суммировав все исследования на эту тему, Дж. Форгас указал на асимметричность воздействия хорошего и плохого настроения. Воздействие хорошего настроения сильнее и последовательнее, чем воздействие плохого. С точки зрения эволюционной теории это можно интерпретировать так: плохое настроение сигнализирует о непорядке и возможной опасности. Следовательно, плохое настроение у человека возникает тогда, когда он глубоко сосредоточен на себе и подавляет просоциальные порывы, ибо возрастает цена вмешательства.
Д.Розенхан, Б. Андервуд и Б. Мур отмечают, что положительный опыт создаёт общее настроение благосклонности, которое охватывает саму личность и других, в то время как отрицательный опыт оказывает противоположное действие. Э. Исен и ее коллеги утверждают, что хорошее настроение предполагает мысли о позитивном. Люди в хорошем настроении быстрее, чем в любом другом состоянии извлекают из памяти положительную информацию.
В своих исследованиях, посвященных сравнению негативного настроения и нейтрального, М. Карлсон и Н. Миллер обнаружили, что межличностная вина как особая негативная эмоция существенно повышает стремление помочь. В целом же стремление помочь выше, если индивид нанес ущерб другому (межличностная вина), и ниже, если ущерб нанесён ему самому (вентилизация). Люди в плохом настроении (после прочтения чего-то печального или от грустных мыслей) иногда более склонны к альтруизму, а иногда менее. Тенденция к уменьшению стремления оказывать помощь при негативном настроении, как правило, характерна для детей, а к увеличению этого желания ̶ для взрослых. Чувство вины, вызванное совершённым плохим поступком, увеличивает просоциальное поведение, но при многих обстоятельствах, где чувство вины отсутствует, плохое настроение сокращает просоциальные поступки.
Межличностное направление Межличностный подход включает в себя теорию социального обмена и теорию взаимозависимости. И та, и другая рассматривают межличностные отношения как меновые, в ходе которых люди стремятся получить вознаграждение. Согласно теории социального обмена помощь другим является своеобразной инвестицией в будущий социальный обмен. Помогая другим, люди часто получают такие награды, как социальное одобрение и повышенное ощущение собственной ценности. Но готовность помогать уменьшается, если это связано с опасностью или для этого требуется слишком много времени. Основное предположение теории социального обмена состоит в том, что люди помогают только тогда, когда выгода от помощи превышает ее издержки. В своей теории взаимозависимости Г. Келли и Дж. Тибо приходят к выводу, что взаимозависимые индивиды трансформируют меновые отношения, основанные на эгоистическом принципе «ты - мне, я - тебе», в отношения просоциальные.
Межличностные отношения бывают близкими и поверхностными. При близких отношениях (например, между друзьями) особое значение придаётся солидарности, межличностной гармонии, сплочённости. Кроме того, при этих отношениях награда за успешное выполнение заданий распределяется по справедливости, в то время как при поверхностных отношениях ̶ в соответствии с вкладом каждого в выполнение заданий (на основе нормы справедливости).
Похожее различие установили Дж. Миллз и М.Кларк, которые противопоставляли меновые и близкие взаимоотношения. Меновые отношения возникают между людьми незнакомыми или едва знакомыми, близкие ̶ между друзьями, членами семьи или возлюбленными. При меновых взаимоотношениях человек стремится к максимальной награде, тогда как при близких - принимает в расчёт благополучие другого. Следовательно, при меновых отношениях человек руководствуется эгоистическими мотивами, а при близких ̶ просоциальными.
Составляющими межличностного подхода являются атрибуция и просоциальная самоконцентрация. Заявления о том, что вы «человек, который жертвует собой на благо общества» и « человек, который действительно хочет помочь другим», являются частью стратегий атрибутивного перевоспитания, направленных на изменение самоконцепции субъекта. Поскольку внимание к несчастьям других, как правило, увеличивает сочувствие и участие, стратегии, направленные на атрибутивность, могут привести к просоциальной самоконцепции. Широко известно, что атрибутивное перевоспитание повышает стремление участвовать в социально желательных действиях. Такая возможность влиять на изменение самоконцепции особенно важна для стратегий повышения просоциального поведения в прикладном контексте.
Дж. Пилявин выдвинула гипотезу о зависимости мотивов и самоидентификации доноров от социального контекста. На этом основании был сделан вывод о том, что в прикладном контексте атрибутивное перевоспитание, направленное на формирование просоциальной самоконцепции, может способствовать просоциальному поведению.
Таким образом, анализ некоторых подходов в изучении просоциального поведения позволяет сделать некоторые выводы.
С точки зрения социобиологии просоциальное поведение можно рассматривать как результат естественного отбора, если он увеличивает для индивида (или его родственников) возможность воспроизвести потомство. Просоциальное поведение развивается под действием двух основных причин ̶ выбора родственников и взаимной выгоды.
Индивидуалистский подход сосредоточен на изучении связей между настроением человека и его помогающим поведением. Результаты воздействия хорошего настроения и плохого на помогающее поведение человека различны. Так, изучение воздействия отрицательного настроения показывает, что тенденция к уменьшению стремления оказывать помощь, как правило, характерна для детей, а к увеличению этого стремления - для взрослых. Чувство вины, вызванное совершённым плохим поступком, увеличивает просоциальное поведение, но при многих обстоятельствах, где чувство вины отсутствует, плохое настроение сокращает просоциальные поступки.
Согласно межличностному подходу (теория взаимозависимости Г. Келли и Дж. Тибо) взаимозависимые индивиды трансформируют меновые отношения, основанные на понятиях вознаграждения и затрат, в отношения просоциальные. Это объясняется тем, что взаимозависимые индивиды осуществляют просоциальные трансформации обычно взаимно. Дж. Миллз и М. Кларк противопоставляли меновые и близкие взаимоотношения. При меновых взаимоотношениях человек старается достичь равновесия цены и награды: привлекаемый наградой, он избегает лишних затрат. Кроме того, человек более склонен к просоциальному поведению, если его связывают с другим человеком близкие взаимоотношения, и менее склонен к такому поведению, если вступает в отношения обмена, за исключением случаев, когда предполагается ответная услуга. В соответствии с теорией социального обмена большинство действий человека продиктовано желанием увеличить получаемое вознаграждение и уменьшить издержки.
Сочувственное участие как характеристика личности также считается постоянной просоциальной мотивацией. Увеличить сочувствие и участие может внимание к несчастьям других. Следовательно, атрибутивное перевоспитание может повысить желание участвовать в социально желательных действиях.
Итак, просоциальное поведение личности есть интегральное свойство, содержащее в себе все проявления социальной человеческой природы: потребности, желания, влечения, установки, интересы, склонности, идеалы, убеждения, ценности, мировоззрение, жизненные цели. Категория поведения является глубоким и системообразующим понятием, поэтому структурная модель просоциальной направленности личности. Просоциальное поведение личности трактуется И.Ф. Харламовым [46, с. 43] как устойчивая доминирующая ценностно-мотивационная система, отражающая глубинные смысловые структуры личности, включая мировоззрение человека и такое его отношение к действительности, как ориентированность на благо других людей без ожидания получения какого-либо внешнего вознаграждения.