Развитие толерантных качеств обучающихся как условие формирования ценностных качеств личности


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кировское»

«Развитие толерантных качеств обучающихся как условие формирования ценностных качеств личности»
Сроки реализации январь 2013– декабрь 2014 гг.
Авторы:
Заместитель директора по ВР
Кильдюшкина Юлианна Сергеевна


2014
Содержательная часть
Обоснование программы
Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь.
Основная идея проекта по развитию толерантных качеств заключается в том, чтобы способствовать формированию ценностных качеств личности обучающихся. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим из различных микросоциумов. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок обучающихся. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, родителей, воспитателей, различные организация села.
Научная проблема характеризуется вопросом, как с помощью развития толерантных качеств сформировать представление ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
В нашей школе 58 детей обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида, из них 52 ребёнка - воспитанники областного государственного учреждения Кировский детский дом интернат в специальных коррекционных классах VIII вида, в общеобразовательных классах интегрированно обучаются 3 человека, 3 детей по медицинским показателям обучаются на дому.
21 ребёнок обучаются по специальной (коррекционной) программе VII вида, из них 9 человек - в специальном коррекционном классе VII вида, в общеобразовательных классах интегрированно обучаются 14 человек (с 3-го класса по 9 класс).
Таким образом, общее число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 79 человек, что составляет 34 % от общего числа обучающихся в школе.
За многие годы школа наладила партнёрские отношения с данными учреждениями на административном уровне. Объединив все вышесказанные условия и проанализировав уровень толерантности обучающихся, можно сделать вывод, что назрела необходимость в создании системы взаимодействия со всеми учреждениями с целью укоренения атмосферы толерантности среди обучающихся.
Также толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Практика взаимодействия обучающихся и людей их различных микросоциумов, практические моменты толерантного отношения на уроке, в семье, в классных коллективах будут способствовать формированию толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки школьников, что является актуальной задачей современного образования.
Цель: укоренение в школе атмосферы толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
1. Развитие у обучающихся черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.
3. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
Сроки реализации
1 января 2013 - 31 марта 2013 организационный этап
1 апреля 2013 - 1 октября 2014 практический этап
1 ноября 2014 – 31 декабря 2014 обобщающий этап
5. Основное содержание деятельности проекта
№ п/п Этапы реализации Задачи Содержание (основные виды деятельности) Ответственные Прогнозируемые результаты
1 организационный этап
- ознакомление с основными пунктами проекта по созданию положительного настроения в коллективе;
- теоретическая и практическая подготовка педагогов школы анкетирование;
- педсовет для учителей, родительские собрания;
- переработка воспитательных планов с учетом «компонента толерантности»,
- создание творческой группы педагогов
Директор,
зам. директора по УВР,
зам. директора по ВР. Анализ реальной ситуации в школе (состояние толерантности); обнаружение «очагов нетерпимости»; обучение педагогических кадров.
2 практический этап
- практический переход на выполнение проекта;
- совершенствование развивающей среды - уроки, классные часы;
- общешкольные мероприятия и совместные праздники с соучастниками проекта;
- проведение Дня толерантности (16 ноября);
- проведение Недели Добра;
- организация центра выходного дня «Мы вместе» Директор,
зам. директора по УВР,
зам. директора по ВР, учителя. Формирование новой (толерантной) среды; мониторинг происходящих изменений, анализ результатов деятельности.
3 обобщающий этап
- диагностика;
- анализ полученных диагностических материалов;
- создание рекомендаций на основе положительного опыта эксперимента. - анкетирование учащихся;
- итоговое собрание участников проекта.
- печатные публикации. Директор,
зам. директора по УВР,
зам. директора по ВР, учителя. Привитие толерантного отношения к людям разных микросоциумов; сформированность нравственной грамотности, чувства ответственности участников проекта.
Нормативно-правовая база
Разработана программа проекта.
Разработаны и утверждены локальные акты для реализации проекта:
Приказ о внедрении и освоении программы проекта.
Договора о сотрудничестве;
Положение о материальном стимулировании работников в МБОУ СОШ с. Кировское;
Положение о специальных (коррекционных) классах;
Положение о внутришкольном контроле;
Положение об обучении на дому.
Положение о проведении общешкольного мероприятия.
Положение о творческой группе.
Организационная база
Проведение анализа опыта работы образовательных учреждений по проблеме.
Выявление конкретных затруднений, противоречий в реализации данной проблемы в школе.
Создание и организация работы творческой группы педагогов по разработке проекта (разработка содержания проекта, выбор форм, методов и приёмов ведения инновационной работы, определение критериев, показателей эффективности работы в рамках проекта).
Реализация программы проекта педагогическим коллективом.
Научно – методическая база
1.Проведение инструктивно - методических теоретических совещаний:
- Анализ учителем своей педагогической деятельности, направленной на толерантное воспитание детей.
- Организация методической работы в школе, работающей в режиме создания толерантного образовательного пространства.
- Портфолио ученика, как средство оценки личных достижений.
2. Разработка диагностического инструментария иследований успешности реализации проекта.
3. Подготовка членов администрации, педагогов по теме проекта.
4. Создание информационного банка педагогических идей, сформированных в рамках проекта.
5. Формирование рекомендаций по внедрению проекта.
5.4. Информационная база
Информационная поддержка всех субъектов проекта:
- Инструктивно-методические совещание педагогов ОУ.
- Проведение ученических собраний с презентацией проекта.
- Проведение родительских собраний для ознакомления с целями и задачами проекта.
- Оформление информационного альбома по внедрению проекта.
- Информация на сайте школы, в СМИ.
- Публичный отчет школы.
5.5. Материально-техническая база
Современные кабинеты физики, истории, английского языка, информатики, математики, русского языка, литературы, начальных классов, приобретенные школой как победительницей в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы.
Интерактивные доски.
Компьютеры.
Мультимедийные проекторы.
Компьютерный класс .Музыкальная аппаратура.
Банк сценариев для различных мероприятий.
Спортивный инвентарь.
Автобус.
Кадровая база
5.7.1. Общее количество:
23 учителя, 1 социальный педагог, 1 педагог дополнительного образования, 12 совместителей.
5.7.2. Образование:
Высшее — 20, Средне-специальное — 5.
5.7.3. Квалификационная категория:
Высшая — 4, Первая — 20, Вторая- 1
5.7.4. Педагогический стаж человек): - От 5 до 10 лет — 3,
- От 11 до 25 лет — 14,
- Свыше 25 лет — 8
5.7.5. Звания и награды:
- «Отличник просвещения» — 2 человека
- Грамота Министерства образования и науки РФ — 4 человека.
- Почётный работник образования — 1 человек.
Описание возможных рисков и мер по их устранению.
Риски:
1. Появление новых «очагов нетерпимости», непредусмотренных проектом.
2. Недостаточная компетентность педагогов по теме проекта;
3. Отсутствие компетентности у родителей в вопросах воспитания ребёнка .
Компенсационные меры:
1. Отслеживание ситуации и разработка мер устранения «очагов нетерпимости»;
2. Курсовая подготовка по проблеме;
3. Проведение родительских собраний с презентацией программы, индивидуальные беседы с родителями по проблеме.
7. Ожидаемый результат реализации проекта
Внедрение инновационного проекта должно привести к возможным положительным результатам:
к укоренению в школе духа толерантности, уменьшению конфликтов, развитию у школьников черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.
внедрение «фактора толерантности» в школьные дисциплины и внеурочную деятельность обучающихся;
разработка системы мероприятий по развитию толерантных качеств личности учащихся (педагогов, родителей, воспитателей);
создание «команды» педагогов, объединенных единым видением проблемы толерантности.
публикация материалов проекта.
Количественные показатели:
Кол-во обученных педагогов
Кол-во учащихся и родителей, включенных в мероприятия проекта.
Кол-во соучастников проекта.
Качественные показатели:
Высокий уровень толерантности всех участников проекта;
степень удовлетворенности всех участников проекта.
8. Описание промежуточных результатов, полученных в ходе подготовки проекта на момент подачи заявки
1. Разработана программа проекта.
2. Создана модель взаимодействия обучающихся с различными микросоциумами.
3. Созданы кружки, объединения и спортивные секции для занятий
(в том числе детей с особыми образовательными потребностями).
5. В школе создаются условия для реализации проекта. В частности разработан ряд нормативных документов:
- Приказ о внедрении и освоении программы проекта.
- Договора с соучастниками проекта;
- Положение о проведении общешкольного мероприятия.
- Положение о творческой группе.
6.Укреплена материально-техническая база.
Современные кабинеты физики, истории, английского языка, информатики, математики, русского языка, литературы, начальных классов, приобретенные школой как победительницей в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы.
1. Интерактивные доски.
2. Компьютеры.
3. Мультимедийные проекторы.
7. Проведено информирование общественности о создании и механизме реализации проекта:
- Инструктивно - методические совещание педагогов ОУ.
- Проведение ученических собраний с презентацией проекта.
- Проведение родительских собраний для ознакомления с целями и задачами
проекта.
9. Создана научно – методическая база:
- Обучены 15 учителей по программе «Современные подходы к коррекционно-педагогической деятельности в образовательных учреждениях»;
- Обучены 9 учителей в аналитическом научно-методическом центре «Развитие и коррекция» г. Москва по программе «Инновационные технологии в организации учебно-воспитательной, социально-реабилитационной работы как условие развития учреждения».
10. Мы считаем одним из результатов деятельности педагогического и ученического коллективов на организационном этапе реализации проекта, следующие достижения:
- обучающиеся школы, в том числе дети с особыми потребностями неоднократно являлись участниками, победителями и призёрами конкурсов и смотров.
- занято детей в кружках, объединениях и спортивных секциях 58 % .
- учителя имеют положительный опыт участия с обучающимися в проектах, конкурсах, конференциях муниципального и областного уровней.
- Выросло число совместных мероприятий школы, детского сада, детского дома, детского и взрослого дома инвалидов.
- Реализация гранта «Школьная мини типография» от «Сахалин Энерджи» на сумму 80 000рублей.
9. Финансовая эффективность реализации проекта.
Во многом реализация инновационного проекта опирается на существующий опыт работы образовательного учреждения. Вместе с тем для развития и оформление этого опыта в инновационный образовательный ресурс, доступный для образовательных учреждений района, предполагает привлечение дополнительных ресурсов. В частности потребует:
- обеспечения реализации проекта в части приобретения расходных материалов, которое позволит реализовать эстетическую и диагностическую часть проекта.
- обеспечения реализации проекта в части приобретения телевизора с DVD, дисков, спортинвентаря, развивающих игр, которые позволят реализовать практический этап проекта.
- обеспечения реализации проекта в части повышения квалификации и переподготовки работников образовательного учреждения в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Более подробно информация о затратах на реализацию инновационного проекта представлена в финансовой смете проекта.
№ п/п Направления работы Наименование и виды необходимых затрат Сумма (руб.) Предполагаемый источник финансирования
1. Обучение педагогов. Курсы повышения квалификации 30 000 Бюджет
Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.) 1000 Спонсорские взносы
Итого: 31000 2. Тестирование учащихся, определение «очагов нетерпимости». Приобретение психологической литературы 1000 Спонсорские взносы
Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.) 1000 Спонсорские взносы
Итого: 2000 3. Организация мероприятий Приобретение телевизора с DVD, компьютерной техники. 100 000 Бюджет, средства от победы в конкурсе инновационных проектов.
Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.) 1000 Спонсорские взносы
Итого: 101000 Всего: 134000 Библиографический список
1. Айзенк Г., Вильсон Г. как измерить личность. М., 2000.
2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., О смыслах понятия толерантность// Век толерантности: Научно – публицистический вестник. М. 2001.с. 8 – 18.
3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М. 2003.
5. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. М., 1997.
6. Права ребенка и толерантность, использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8 – 10 классов. Ростов – на – Дону, 2002.
7. Права человека: Методика преподавания в школе (9 – 11 классы). Пермь, 2004.
8. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности ля подростков. М., 2000.
9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.