План по самообразованию. Математика. «Развитие у учащихся умений нестандартного подхода к решению математических задач»


План по самообразованию
Кондра Сергея Анатольевича
Учителя математики
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Гимназия №1 имени К. И. Щелкина» с модульной технологией обучения города Белогорска Республики Крым
1. Анализ работы над темой самообразования
Образование: базовое высшее, закончил в 2008 году Крымский гуманитарный университет по специальности – учитель математики информатики.
Квалификационная категория – бакалавр.
Проблема школы: «Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления»
С 2016 – 2017 учебный год планирую работать над проблемой:
«Развитие у учащихся умений нестандартного подхода к решению задач»
Пояснительная записка
Правительством Российской Федерации поставлены цели по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития России, модернизация высокопроизводительных рабочих мест. Поэтому успех нашей страны в 21 в. в плане обеспечения потребностей в квалифицированных специалистах для наукоемких и высокотехнологичных производств напрямую зависит от качественного математического образования.
«Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению…» - Саблина О. М. О роли нестандартных задач в развитии логического мышления школьников [Текст] / О. М. Саблина // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1280-1283.
В связи с этим, приоритетным направлением основного общего образования является реализация развивающего потенциала учащихся, умеющих учиться, само образовываться и применять полученные знания на практике.
Существует мнение, что для занятий математикой необходимо наличие особых способностей. Но анализ практики обучения математике показывает, что обычных средних способностей достаточно, чтобы ученик осмысленно познавал математические знания. Иногда думают, что успех в математике основан на простом запоминании. Хорошая память нужна, но гораздо важней умение находить наиболее удачные пути решения различного вида заданий и пользоваться наглядными представлениями. Особенно ценно развивать умения мыслить логически, обоснованно и последовательно рассуждать. Все эти способности развиваются в ходе творческого изучения математики, посредством решения нестандартных задач, или как их еще называют в разных литературных источниках — занимательных, эвристических, творческих, поисковых, проблемных, логических. В общем смысле задача трактуется как упражнение, для решения которого по известным данным требуется соблюдение определенных действий (вычислений, перемещений элементов, умозаключений) по определенным правилам совершения этих действий.Именно в 5 – 6 классах закладываются основы обучения математике наших воспитанников. Не научим детей логически решать задачи в этот период, в дальнейшем они будут испытывать трудности.
Данная тема актуальна, так как в процессе решения математических задач у школьников складывается стиль мышления, при котором они учатся соблюдать определенную схему рассуждений, четко разбивать на составляющие и выражать свои мысли, определять точность символики. Решение нестандартных заданий напрямую связано с творчеством личности, от этого зависит продуктивность учебной деятельности по становлению у детей умения мыслить логически. Математические способности — напряжённый и хорошо организованный труд. Умение решать задачи — основное средство познания математики. В педагогической науке не сложилось единого понимания сущности умения. Анализ научных исследований свидетельствует, что исследователи преимущественно раскрывают сущность умения, как совокупность знаний и навыков, обеспечивающую возможность выполнения определенной деятельности в некоторых условиях. В математике умения, необходимые для решения задач и дополненные творчеством, ведут к умениям решать нестандартные задачи.
Задачи.
Начиная с 2015 учебного года выбрал для себя данную тему. В этом учебном году принял пятый класс. В течение учебного года планирую в пятом и шестых классах выявить эффективность формирования логических и нестандартных навыков учащихся при решении математических задач. Для этого обозначу такие задачи:
- изучить психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;
- разработать систему логических заданий, способствующих формированию нестандартного подхода к решению задач;
- провести и проанализировать результаты диагностики
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств при внедрении ФГОС по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Стремился создавать условия для личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся. С целью развития познавательного интереса к изучению математики на уроках и во внеурочное время использовала факты истории математики
1. 1. Примерный план работы
Этапы Содержание работы Сроки
I. Диагностический 1. Анализ профессиональных затруднений.
2. Определение целей и задач темы.
3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
4.Курсы повышения квалификации по предмету.
5.Математические сайты, виртуальные методические сообщества в Электронном образовании.
6.Изучение методической, педагогической и психологической литературы в рамках внедрения технологий нелинейного мышления в учебный процесс. 2016-2017 год.
II. Прогностический 1. Определение целей и задач работы по внедрению технологий нелинейного мышления в учебный процесс.
2. Участие в вебинарах, на районных семинарах.
3. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.
4. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.
5 .Корректировка работы. 2016-2018 учебный год
III. Практический 1. Внедрение технологий нелинейного мышления в учебный процесс.
2. Самоанализ и самооценка своих уроков.
3. Посещение семинаров посвящённых внедрению технологий нелинейного мышления в учебный процесс.
4. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
5. Разработка модели образовательного процесса в технологии нелинейного мышления. 2015-2018 учебный год
IV. Обобщающий Подведение итогов.
Представление материалов.
3. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме «Применение технологий критического мышления в учебном процессе». Подведение итогов.
4. Участие и результаты в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
5. Оформление результатов работы. 2017-2018 учебный год
V. Внедренческий Использование наработанного опыта в процессе дальнейшей работы.
Распространение опыта среди учителей школы. В ходе дальнейшей педагогической деятельности.
VI. Методический
(Изучение стандартов ФГОС ООО) 1. Изучение официальных и нормативных документов: Закон РФ №273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; « Новые требования к преподаванию школьных предметов в условиях реализации ФГОС ООО»
2. Анализ современных образовательных технологий на уроках математика с позиции реализации в них основных идей нового образовательного Стандарта 2016-2017 год.
2. План реализации проблемы
2. 1. Изучить литературу по данной теме:
1. «Игры для разума. Тренинг креативного мышления» Автор:  HYPERLINK "http://www.logic-books.info/taxonomy/term/173" Микалко М.
2. «Искусство мыслить незаурядно» Автор:  HYPERLINK "http://www.logic-books.info/taxonomy/term/319" Слоун П.
3. «Как сдвинуть гору Фудзи» Автор:  HYPERLINK "http://www.logic-books.info/taxonomy/term/126" Паундстоун Уильям
4. «Учебник креативного мышления» Автор:  HYPERLINK "http://www.logic-books.info/taxonomy/term/171" Торп С.
5. «Параллельное мышление» Эдвард де Боно.
2. 2. Изучение опыта учителей-новаторов, методистов, передового опыта
- Изучить опыт учителей-новаторов из методических изданий, образовательных сайтов интернета.
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования навыков нестандартного мышления при решении математических задач.
2. 3. Участие в системе школьной методической работы:
- Продолжить работу в МО учителей естественно-математического цикла
- Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования
- Участие в заседаниях МО района по математике, педагогических советах.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
2. 4. Учебно-исследовательская работа:
- Подготовить участников районной математической олимпиады
2. 5. Планируемые результаты самообразования:
- Повысить качество преподавания предмета
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать тесты, создать собственную медиатеку.
- Обобщить опыт по исследуемой теме.