Доклад на тему Формирование УУД на уроках математики в начальной школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №6 х. Красная Нива
муниципального образования Брюховецкий район
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Учитель начальных классов - Мыльникова Наталья Викторовна
2015г
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель, не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Таким образом, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные
Как может быть выражено универсальное учебное действие на уроках математики.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать портнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»
Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля – проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Что делать учителю. Какие же действия учителя позволяют сформировать УУД?
Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
На каждом уроке используется рефлексия…
В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:
при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.
        Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу,  хочу,  делаю. 
Литература
Калашникова Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков.-Волгоград: Учитель, 2013. -158с.
Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.
Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)
ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения)
Формирование личностных УУД
Задание №1 Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат * грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?
Задание №2 Помоги Маше отыскать котенка. . Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж , ниже , чем третий, на выше, чем первый. Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.
– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.
Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем … Что же означают эти странные слова?
Задание №3 Итог урока– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?
– При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов?
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирующее УУД
№1Как вы считаете как должны относится друг к другу брат и сестра? Ответы детей Формирование нравственно-этической ориентации
№2 Как можно успокоить Машу? Какие слова ей сказать? Формирование нравственно-этической ориентации
№3Скажите, пожалуйста, а за чем нам нужно уметь определять когда предмет выше , а когда ниже?
-Как вы думаете люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже?
Формирование смыслообразованияВывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование регулятивных УУД.
Задание №1 В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.
4+4 7-2
5+4 7-3
Задание №2 5+2=7-3
4+1=7-2
Задание №3

Синий – “Я – молодец, справился сам”Зеленый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”.Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирующее УУД
№1 Как вы думаете, в каком примере будет меньший ответ?
№2 Проверь, верны ли равенства?
№3 Теперь оцените себя с помощью прямоугольников.
Ответы детей Прогнозирование
Прогнозирование.
Оценивание
Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Формирование познавательных УУД.
Задание №1 Покажи ежику самый короткий путь. См. с.12
Задание №2 1+3+5+1
2+3+1+2
Задание №3 5-2 * 3+4
10-3 * 4+5
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирующее УУД
№1Объясни свой выбор.
№2 Вычисли удобным способом
№3 Сравни выражения
Ответы детей Общеучебные универсальные умения
Общеучебные универсальные умения
Универсальные логические умения.
Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Формирование коммуникативных УУД.
Задание №1 -Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, пос -лушайте его загадку, ответьте.
Задание №2 Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?
Задание №3 Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирующее УУД
№1 Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность.
№2 А сейчас каждый из вас составит несколько примеров для соседа по парте. Решите предложенные вам задания.
№3 Поработаем парами, раскрасьте вместе рисунок, но для этого вам необходимо сначала решить примеры.
Ответы детей
Дети составляют задания, обмениваются ими. Взаимопроверка. Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).