ДОКЛАД Формирование УУД в начальной школе на уроках русского языка.


Доклад
Формирование УУД в
начальной школе на уроках русского языка.


Содержание
Аннотация………………………………………………………………………… 3
Раздел I.ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности проекта………………………………………………4
Объект проектирования……………………………………………………………4
Предмет проектирования…………………………………………………………..4
Гипотеза проекта……………………………………………………………………4
Цель проекта……………………………………………………………………….. 4
Задачи проекта…………………………………………………………………….....5
Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этапы и механизм реализации проекта…………………………………………..5
Ожидаемые результаты проекта (индикаторы, показатели, значения)…………..6
Показатели регулятивных универсальных учебных действий
у младших школьников……………………………………………………………..8
Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта……………………………….. 9
План по реализации проекта……………………………………………………… ..9
Список использованных нормативных документов и источников информации.10
Приложение №1……………………………………………………………………...12
Приложение №2……………………………………………………………………...13

Аннотация
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении "универсальные учебные действия" – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Введение
Актуальность проекта. Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки русского языка обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект проекта: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет проекта: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Цель проекта: выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза проекта: эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена, если реализуется комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования УУД:
а) изучены и отобраны методы и формы проведения уроков русского языка, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий;
б) разработаны критерии оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
- дано экспериментальное обоснование процесса для объективной оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
Раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий, дать теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных универсальных действий на уроках русского языка в начальной школе
Разработать практические занятия, направленные на формирование и развитие регулятивных учебно-универсальных действий младших школьников на уроках русского языка.
Разработать критерии оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных.
Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов: личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем; коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области.(см таблица 1)
Таблица 1
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
ОбщеучебныеЛогические Постановка и решение проблемы
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- поиск и выделение необходимой информации
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- структурирование знаний
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ
- постановка и формулирование проблемы
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
- подведение под понятие, выведение следствий
- установление причинно-следственных связей
- построение логической цепи рассуждений
- доказательство
- выдвижение гипотез и их обоснование - формулирование проблемы
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого поискового характера
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательность действий.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Оценка – выделение и осознавание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавание качества и уровня усвоения.
Волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Уровень развития коммуникации Коммуникация как общение (интеракция) Коммуникация как кооперация Коммуникация как условие интериоризации- Потребность в общении со взрослыми и сверстниками
- Владение вербальными средствами общения
- Сотрудничество, ориентация на партнера по общению, умение слушать - Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос
- Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения
- Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору
- Учет разных мнений и умения обосновать собственное- Умение договариваться, находить общее решение
- Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать
- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов
- Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания - Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
- Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, и что нет
- Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
самоопределение смыслообразованиеНравственно-этическое оценивание
Формирование основ гражданской идентичности личности:
- чувства сопричастности своей Родине, народу, истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества
- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» гражданина
Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Развитие «Я-концепции» и самооценка личности:
Формирование адекватной позитивной самооценки и самовосприятияФормирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов
- формирование мотивов достижения и социального признания
- мотива, реализующего потребность в социально значимой оцениваемой деятельности - формирование единого целостного образа при развитии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности
- ориентацию в нравственном содержании и смысле как своих так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести ….) как регуляторов морального повеления
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)
- выделение нравственного содержания поступков
- формирование моральной самооценки
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности в людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально нравственной отзывчивости
- формирование установки на ЗОЖ, терпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств
Таким образом, в процессе формирования познавательных УУД учащиеся получают возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений.
Для оценивания критерий сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, возможны применение методик. (Приложение 1,2)
Литература:
Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2010. - 447c.
Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009.
Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2006.
Приложение 1
Методика 1. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Описание задания: педагог зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1. Скажи, сколько слов в предложении.
2. Назови первое слово, второе и т. д.
Предлагаемые предложения:
Маша и Юра пошли в лес.
Таня и Петя играют в мяч.
Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.
Уровни оценивания:
Низкий уровень - Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные предметы.
Средний уровень - Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
Высокий уровень - Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог, или союз) или полностью правильный ответ.
Приложение 2
Методика 2. Задание "Отсутствующая буква"
Цель: выявление умения выделять и сравнивать стратегии решения логической задачи.
Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потеет, инг, пата, кышка.
Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий решения задач.
Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения и сравнить их эффективность.
Критерии оценивания:
Высокий уровень – ребенок определяет, какая буква отсутствует, сопоставляет способы нахождения недостающих букв при построении слов, находит наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв.
Средний уровень - ребенок не сразу определяет, какая буква отсутствует, затрудняется сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов, с трудом находит наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв.
Низкий уровень - ребенок не может определить, какая буква отсутствует, не сопоставляет способы нахождения недостающих букв при построении слов, не может найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв.
Поэтому для повышения эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников мы предлагаем занятия по русскому языку, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся.