Выступление на ШМО гуманитарного цикла «Работа с текстом с учетом требования ФГОС»


Выступление на ШМО гуманитарного цикла
«Работа с текстом с учетом требования ФГОС»
«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…»,
( А. С. Пушкин)
PISа (ПИЗа) – международный тест, определяющий потенциальные возможности национальной системы образования. Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
По данным исследования ПИЗА-2003 навыками грамотного чтения, необходимыми, по мнению разработчиков, для успешной адаптации в обществе, обладает только 36% 15-летних учащихся России. Из них значительная часть – четверть российских учащихся – способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий же уровень грамотности в области чтения, т.е. способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы и т.д., – продемонстрировали только 2% российских учащихся. При этом 13% учащихся не достигают нижней границы грамотности чтения.
Российские учащиеся в области грамотности чтения в 2003 году заняли 32-34 места среди 40 стран мира, в 2000 году – 27-29 места среди 32 стран.
Результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе.
Мы можем согласиться с результатами данного исследования: основная проблема наших детей – неумение извлечь из любого текста нужную информацию, для того чтобы ответить на вопросы, пересказать содержание текста, решить математическую задачу. Поэтому основная задача педагогического коллектива – учить детей работать с любыми текстами.
Можно выделить три группы читательских умений:
Ориентация в содержании текста
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-выбирать из текста или придумать заголовок;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и
с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей;
- находить в тексте требуемую информацию
2. Преобразование и интерпретация текста
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;-делать выводы из сформулированных посылок;-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Оценка информации
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Если нам удастся сформировать эти умения, мы получим «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
Как вы думаете, что это такое?
S = a · b Конечно же, это формула. Но формула – это тоже текст, только несплошной.
Тексты делятся на два вида. Сплошные - это тексты-повествования, описания или
рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и
в школе. Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие
элементы во всех предметных областях помогают нам несплошные тексты.
К несплошным текстам относят формулы, графики, таблицы, диаграммы, схемы,
кластеры – то есть весь материал, с которым учащиеся работают практически на всех предметах. К несплошным текстам также относят географические карты и планы помещений, местности, входные билеты и расписание движения транспорта, карты сайтов и т.п.
При работе с несплошными текстами необходимо, чтобы ребѐнок научился:
читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;
составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;
для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот.
Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф-схеме или в таблице(т. е. в несплошном тексте). Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации.
Методы и приемы работы с несплошным текстом
«Книжный рынок в России и в мире» – используется на уроках русского языка, при подготовке к написанию сочинения С1, определить проблему и написать сочинение по предложенному плакату.

Искусство дарить и получать подарки
Мне нравится фраза Тины Канделаки: «Подарки делятся на 2 категории: те, которые выбрасываешь сразу, и те, которые выбрасываешь потом». Есть еще третий вариант, когда не пригодившийся подарок кому-то передаривается.
Чтобы Ваши подарки нравились изучите инфографик и ответьте на следующие вопросы:
Какой подарок наиболее желанный?
Какие подарки наиболее часто получают?
Какие подарки желают получить, но дарят крайне редко?
Какие подарки и желают получать и наиболее часто дарят?

Сформулируй правило по схеме (чередование корня кас- - кос)

Методы и приемы работы со сплошным текстом
1.«Испорченный телефон» 
Учитель просит выйти 3 - 4 ученика, которые будут принимать участие в упражнении, одному (тот, кто остался) зачитывается текст. Задача слушавшего передать как можно подробнее, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию. Затем сравнивается исходный текст с получившейся информацией, делается вывод, где и по какой причине произошла подмена.
«Ключевые слова»
Дети из текста выписывают ключевые слова (например, даты, географические названия, количественные данные), используя получившуюся запись в качестве опор, восстановить текст по памяти.
«Шапка вопросов»
Вопросы составляются по ходу чтения текста или в процессе работы с ним, записываются на листочках и складываются в «шапку», затем ученики по цепочке вытаскивают вопросы и дают на них ответы.
«Вопросы Блума»
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».
Воспроизведение Простые Кто? Когда? Где? Как?
Понимание Уточняющие Правильно ли я понял..?«То есть ты говоришь, что…?»,
«Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».
Применение Практические Как можно применить..? Что можно сделать из..?
Анализ Интерпретационные Почему?
Синтез Творческие вопросы Что будет, если..?Что изменится, если…?
Оценка Оценочные Как вы относитесь ?Стратегия «Вопросительные слова».
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».
Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?
«Толстые» и «тонкие» вопросы»
Тонкиевопросы Толстыевопросы
Кто...?Что...?Когда...?Как звать...?Было ли...?Верно ли ...?Мог ли…? Дайте три объяснения, почему...?Объясните, почему...?Почему, вы думаете...?В чём различие ...?Предположите, что будет, если ...?Согласны ли вы ...?
В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.
«Кластер» - графическое расположение материала от основного понятия – к частным его конкретизациям.
«Двухчастный дневник» - по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали. Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.
На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
Цитата Комментарии
       
Выходная карта
В конце какой-либо содержательной работы учитель просит уч-ся зафиксировать 3 тезиса:
- самую главную мысль урока;
- вопрос, который остался у тебя после обсуждения
- ту мысль, с которой ты не согласен .Фактически это содержательные выводы по уроку.
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию.
Для чего используют?
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Правила написания синквейна:
Существительное ( тема синквейна)
Два прилагательных, раскрывающих тему синквейнаТри глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
Предложение из 3- 5 слов, где автор высказывает свое отношение к теме.
Синоним, который дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Предлагаю, как итог работы, составить синквейн на тему «Работа с текстом»
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, сколько вооружить его такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Интернет - ресурсы
http://files.krsnet.ru/ «Чем определяется эффективность школы?»
http://vio.uchim.info/Vio_114/cd_site/articles/kamyshanova.pdf «Формирование читательской грамотности - ресурсный потенциал личностно-ориентированного обучения»
http://forumkavkaz.com/politicheskaja-situacija-na-kavkaze/oprosy-i-statistika/165/ «Книжный рынок в России и в мире»
http://www.edu1779.ru/download/fgos/01.pdf «Виды работы с текстом»
http://do.gendocs.ru/docs/index-88400.html «Современные образовательные технологии»