Внеклассное мероприятие на тему: Прощай, Букварь!


Задачи:
 
Подвести итоги изучения букваря;
Закрепить знания об изученных звуках и буквах;
Формировать вдумчивого читателя, любящего книгу;
Пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание самостоятельно читать;
Развивать чувство дружбы и товарищества;
Воспитывать уважение к книге и интерес к чтению.
Герои: Букварь, Родное слово, Лень, Баловство, Жадность, Абракадабра, Буквоед, Ошибкин, Простуда.
Ход праздника:
 Народу так много, так шумно на празднике!
 Дайте дорогу, идут первоклассники!
(под музыку входят первоклассники)

Учитель и дети:
1 класс — это первый задорный звонок!1 класс — это первый серьёзный урок!1 класс — это первая в жизни оценка!Это шумная, радостная переменка!Знают девочки в классе и знают мальчишки1 класс — это первая школьная книжка!
Учитель: В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка — хлеб, с лучика — солнышко, с кирпичика — дом, а знания — с первой книги каждого человека — Букваря. Почему не на уроках школьники с утра?
 Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с букваря обложку, и закладок нет…
 Все взволнованы немножко… В чём секрет?
Дочитали эту книгу школьники вчера,А сегодня — день прощанья, праздник Букваря!
(Дети исполняют песню «Что мне А, что мне Б»)

Учитель: Праздник у нас необычный — единственный, который никогда не повторится. Мы посвящаем его удивительной книге — Букварю. Букварю — более 400 лет. Это самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И наших детей Букварь научил читать. Дадим слово уже всем читающим первоклассникам.

1. Хороша сегодня школа!Зал горит огнём!Мы на праздник наш весёлыйВсех друзей зовём.
2. Заходите, проходите!Путь свободен освящён!Приглашаем всех сегодня!Попрощаться с Букварём!
3. Мы сегодня очень радыВсем ребятам, папам, мамамМы приветствуем гостей,Дорогих учителей!
4. Мы собрали пап и мам,Но не для потехи.Мы сегодня рапортуемПро свои успехи!
5. Сегодня необычный праздник,Такой бывает только раз.С Буквариком пришёл прощатьсяВесёлый дружный первый класс!
(Хором) До свиданья, до свиданья,Книга первая моя!Приходи к нам на прощанье,Ждут тебя твои друзья.
Под музыку входит БУКВАРЬ проходит по залу подаёт руку каждому ученику. 
(появляется Букварь)

Букварь:
Здравствуйте, мои друзья!Дети и учителя.Только в школу вы пришли,Встретил вас я у двери.С вами дружно мы прожили,Буквы все мы изучили.Вас сегодня не узнать:Стали бойко вы читать.Очень грамотными стали,Поумнели, возмужали.И хочу сказать сейчасРад, друзья, увидеть вас!
Сегодня я пришёл к вам, чтобы посмотреть хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали. А где же мои помощники — буквы?
Учитель: Не волнуйся, дорогой Букварь, ты знаешь, я не волшебница, но кое-что умею. Сейчас скажу волшебные слова, и буквы появятся перед тобой. А помогут мне в этом ребята.
Шарма, фарма, туквы, муквы.Дети, превращайтесь в буквы!
(дети надевают кепки с буквами гласными)

1. Гласные тянутся в песенке звонкой,Могут заплакать и закричатьМогут в кроватке баюкать ребёнка,Но не желают свистеть и ворчать.
А: Буква, А сладка на вкус,Словно сахарный арбуз.
Е: Е — есть в слове «ель»Заметает ель метель.
Ё: Буква Ё есть в слове "ёж", Ты легко ее найдешь! 
И: И - игрушки, И — игра.Любит игры детвора.
О: О — похожа на колечко,Словно шёрстка на овечке.
У: Замычит бурёнка «му-у-у-у»Узнаёте букву У?
Ы: Буква Ы есть в слове «бык»,Травку бык щипать привык.
Э: Буква Э с открытым ртомИ большущим языком.
Ю: Скачет Юля, как юла,Хоть и ростиком мала.
Я: Ты твердишь всё: я да я!Всех умнее я, друзья!Не забудь, что буква Я —Самая последняя
Учитель: Буквы, разделитесь на две группы: А О У Ы Э Е Ё И Ю Я
— Составьте слова! (АУ, УА, ИА)
Дети: Вот и все слова! Нужны согласные!
(дети надевают кепки с согласными буквами)
1. А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипеть.Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь
Б: Буква Б проснется рано.
Буква Б бочонок с краном.
В: Буква В есть в слове «вол».Я легко её нашёл.
Г: Что за грохот? Что за гром?Букву Г принёс нам гном..
Д: Буква Д, как — будто дом.Я в деревне жил в таком.
Ж: Эта буква широка и похожа на жука
и при этом точно жук
издает жужжащий звук. Ж-ж-ж-ж. .
З: З — звенит, словно звонок,Нас торопит на урок.
К: Буква К, как куколка,Славненькая буковка.
П: Букву П в спортивном зале перекладиной назвали,
ну-ка милый, не ленись, подойди-ка, подтянись.
С: Полумесяц в небе темном буквой С повис над домом.
Т: На антенну Т похожа и на стол похожа тоже!
Ф: Всем известно без подсказки бука Ф как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас..Ш: Я шуршу, как — будто шины,Есть я в слове и «машина».И собой я хороша.Вы узнали букву Ш?
Буква Л. Лето, ливень, листопад, Я любой погоде рад! 
Буква М. Букву М узнал я рано, Ведь она есть в слове "мама". 
Н: На букве Н я как на лесенке сижу и распеваю песенки
Р: Р – рычит, как будто рысь, Эй, меня остерегись! 
Буква Х. Веселится буква Х: Хи-хи-хи да ха-ха-ха! 
Ц: Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву Ц. Подойди цыпленок цып. Повтори-ка цып-цып-цып. Если выучишь урок, подарю тебе цветок!
Щ: Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.
Ч. Да вы правильно решили Ч мы пишем как 4
Только с цифрами друзья, буквы путать нам нельзя!
Й: Это буква не простая голос краток и сердит
потому, что запятая на ее плечах сидит.
Ъ: Знак я очень твердый, Оттого и гордый. Буквы в слове разделяю, Только жаль, меня теряют! 
Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь И в слове "льет", и В слове "дождь". 
Учитель:
Шарма, фарма! — Я скажу,Покажу 5 пальчиков:Буквы, превращайтесь в девочек и мальчиков!
Учитель: Дорогой Букварь, сегодня мы с тобой прощаемся. Мы отправляемся дальше по дороге знаний и открытий. Сколько трудностей поджидает нас впереди. Ребята, а что нужно взять с собой, чтобы справиться со всеми трудностями?
Дети: Терпение, старание, умение, аккуратность.
(Выбегают: Лень, Жадность, Баловство)— А нас возьмёте?
— А вы кто?
— Читайте сами! (поворачиваются на спинах написано: Лень, Баловство, Жадность)Учитель: Возьмём их с собой?
— Нет!
Лень: А как же? Неужели вы без нас обойдётесь? Неужели не будите лениться баловаться, жадничать?
Жадность: Вы же такие не культурные, невоспитанные. Читать, писать научились, а как вести себя не знаете.
— Знаем!
Баловство: А вот сейчас проверим, знаете ли вы волшебные слова.
— Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться….
— Если в ночь случилась встречаГоворим мы…
— И всегда при расставаньеГоворите…
— Уезжает кто-нибудьПожелайте….
Баловство: Смотрите, а у нас вежливые и воспитанные дети попались.
Лень: А я все таки думаю что они ленивые. И не умеют ничего делать.
Жадность: За них всегда кто-то делает а они ни за что этих людей не узнают. Вот посмотрите.
Лень:
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
Жадность
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Лень
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Жадность
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
Вместе:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
 
Учитель: Молодцы, не подвели Букварь. Убедились, что наши ученики научились не только грамоте и письму.
Лень: Да, пожалуй, нам в этой школе делать нечего Бежим скорее в другую школу — там тоже сейчас праздник. Может мы там пригодимся.
— А мы продолжим наш праздник.
(Появляются три героя: Буквоед, Ошибкин, Абракадабра.) Абракадабра: Ну, вот! Слышали? У них праздник.
Буквоед:  Какая неприятность…
Ошибкин: Надо им помешать!
Буквоед: А как?
Абракадабра: Нужно схватить Букварь. Без него праздника не будет.
Ошибкин: А я с буквами легко разделаюсь. В каждой школе есть свой “Незнайка”. Он обязательно сделает   ошибки. Я их так люблю!
Буквоед:   Ага! Я тоже задам такие вопросы, что “Незнайки” обязательно ошибутся. Тогда на обед у меня будет салат из букв!
Абракадабра:   Вот и ладненько! Со всеми расправимся и устроим в школе маленькую абракадаброчку.
Ха-ха-ха!!! Осталось схватить Букварь и найти “Незнайку”. 
Буквоед: Скорей сюда! Я нашел его!!!
//Буквоед, Ошибкин   и Абракадабра хватают Букварь и  связывают его//
Ведущий: Что происходит, не пойму?
Абракадабра, Ошибкин и Буквоед и подходят к детям и родителям.//
Буквоед:   Вот ты-то нам и нужен!!!
Ошибкин:   А может быть ты - Незнайка?!
Абракадабра:   Или ты?! Не бойся. Мы исполним все твои капризы.
Ошибкин:   Ты только не учись.
Буквоед:    Да-да, и делай как можно больше ошибок.
Абракадабра:   И ты будешь самым умным в школе.
Букварь:    Не слушайте их, ребята. Если вы не будете учиться, то все буквы попадут в руки Абракадабре,  
Ошибкину  и Буквоеду. Букварь останется без букв и все маленькие дети  будут неграмотные.
Учитель:  Ошибкин, Буквоед, отпустите Букварь. Не портите ребятам праздник.
Ошибкин:   Ну  уж нет. Пройдите сначала наши испытания. Если мы у вас не найдем Незнаек, тогда отпустим   вашу книжку.
Буквоед:  
Хорошо ли вы знаете буквы русского алфавита? Проверим..Эта буква широка 
И похожа на жука.                             (Ж)
Ошибкин: 
В этой букве нет угла,
До того она кругла. 
До того она кругла – 
укатиться бы могла.                          (О)
Буквоед:  
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.                   (Ф) 
Ошибкин:    
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра три.            (З)
Абракадабра:  
А чему еще научились на страницах Букваря? Вот это мы сейчас проверим.
Вот вам мое испытание:   Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.   А О Б Я       
/дети выполняют задание//
Ошибкин:  
С моим заданием вы точно не справитесь!
Составьте из букв слова.  
Р А Ж И Ф                                    (жираф)
Б Е Р З А                                      (зебра)
Е Д М Е Д В Ь                             (медведь)
Я З Ц А                                         (заяц)
//дети выполняют задание//
Ошибкин:  (огорченно)   Кто вам подсказывает?  Откуда вы все знаете!?
Абракадабра:  Попробуйте выполнить мое испытание!! 
 Узнайте, кто вам прислал телеграммы:    (читать по листику-телеграмме)   
1. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш   праздник                                                                                             («Кот в сапогах»)
2. Поздравлю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге потеряла туфельку. 
                                                                                                                                                  («Золушка»)
3. Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. 
                                                                                                            (Старуха .«Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Я круглый и румяный,
Я ловкий и упрямый,
В лесу я задержался,
С лисою разбирался.                                  (Колобок)
5. Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар -победитель  сделал мне предложение. (Муха-цокотуха.)
— Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко.
— Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки.
— Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби.
— И почему у них так всё хорошо получается? (обиженно)
Буквоед. Хорошо, забирайте свой Букварь. Простите нас. (уходят, опустив головы)
Букварь: Спасибо, вам ребята, за то, что помогли мне. Вы настоящие друзья.
Учитель: Ребята со всеми заданиями справились. А помог им в этом Букварь.
Кто в детстве книг хороших не читает,Тот многих радостей себя лишает.Букварь нам в руки ключик к знаньям дал.Поэтому Букварь — начало всех начал.
— Ну, а теперь давайте попрощаемся с Букварём и скажем ему слова благодарности.
1. В день осенний, в день чудесныйМы в поход пошли не зря.Было очень интересноНа страницах букваря.
2. Вдоль картинок мы шагали.По ступенькам-строчкам шли.Ах, как много мы узнали.Ах, как много мы прочли!
3. Был наш путь не очень долгим —Незаметно дни бегут.И теперь на книжной полкеНас другие книжки ждут.
4. Тебя, наш добрый друг, Букварь,За всё благодаримЗа слово «мама», слово «мир»Спасибо говорим.
Букварь:
Но дальше будет ещё интереснее!Вы познакомитесь с баснями, с песнями.Меня вам заменит «Родное слово»И библиотека откроет вам двериИ самые лучшие книги доверит.Гляди веселее и слёзы утриВас столько чудесного ждёт впереди.А я с радостью вас передаю «Родному слову
Сейчас я возьму свой волшебный колокольчик, позвоню и произойдёт чудо. К нам на праздник прийдет «Родное слово» (За сценой слышен кашель и чихание. В это время появляется Тётушка простуда, крадёт колокольчик и убегает) Ой, а где же он? Кто его украл? 
Ведущий: А как ты думаешь, кто все время отвлекает от занятий ребят, кто постоянно кашляет и чихает?
Букварь: (задумался)
Ведущий: а может вы, ребята знаете кто это?
Букварь: Конечно это ПРОСТУДА. Как я сразу не догадался?
ПРОСТУДА: Ох уж мне эти детки! Они- то всегда меня узнают т.к я частенько бываю у них дома.
Я НЕДУГ, БОЛЕЗНЬ, ПРОСТУДА, ВИРУСАМ я всем подруга. Если ты не хочешь кушать, маму с бабушкою слушать, к вам я в гости прихожу всю семью я заражу. Будешь ты лежать в постели и учиться еле- еле. И так мне вас жалко! Какие- то вы все не такие, и сидите вы в этой школе, и всё куда- то смотрите, и всё что- то слушаете. Ну-ка, закройте глазки правой рукой- вот так, а левой рукой закройте правое ушко- вот так. Что- то у вас неправильно получилось. Левое- то ухо открыто. Поменяйте быстро руки! Быстрее, ещё быстрее! Чего вы развеселились, расшумелись? Ведущий: Потому что у нас праздник! А колокольчик- то куда дела? ПРОСТУДА: Далеко… спрятала. Вот выполните моё первое испытание, тогда отдам. Нет! Одно- это много. Нужно поменьше… Вот! Выполните три моих испытания! Нет! Нужно что- то между единицей и тройкой… Пять моих испытаний выполните, тогда отдам колокольчик. Букварь: Ну, ты совсем нас запутала. Не переживайте, ребята. Я знаю, что мы вместе справимся. А чтобы у нас добавились силы, сделаем физминутку. «Танцуй сидя»
ПРОСТУДА: Песня то отличная и поёте хорошо, но колокольчик просто так не отдам. Ведущий: ПРОСТУДА, рассказывай нам о твоем задании. ПРОСТУДА: Загадаю вам загадки. Отгадаете так и быть отдам вам колокольчик. Нет- заканчивайте свой праздник! (топает ногой)
Просыпаюсь утром рано,Вместе с солнышком румяным.Заправляю сам кроватку,Быстро делаю …(Зарядку) 
Чтобы чистым быть всегда,
людям всем нужна ВОДА 
Ускользает как живое,Очень юркое такое.Белой пеной пенится,Руки мыть не ленится.Ответ: Мыло
В десять одежек плотно одет,Часто приходит к нам на обед.Но лишь за стол ты его позовешь,Сам не заметишь, как слезы прольешь.(Лук)
Из кожурки тонкой, грубой,Глядит ломтик белозубый,Всех излечит, исцелит,Как, приправа, удивит…(Чеснок)А вот эту загадку вы не отгадаете никогда!
В ягодах, лимонах, апельсинах
Очень много этих витаминов.
От вируса и гриппа помогает многим.
И заживляет раны и ожоги.
В аскорбинке лишь один
Этот вкусный витамин. (С)
Ишь, какие умные!
Ведущий: А мы и стихотворение знаем про то, как нам бороться с ПРОСТУДОЙ!
ДЕТИ ХОРОМ:
Чтобы гпипп нам победить
Нужно много есть и пить
Мёд, лимон, чеснок и лук
Победит любой недуг!
Ведущий: Не будешь ты нас от уроков отвлекать, отдавай то, что украла!
ПРОСТУДА: Хорошо! Хорошо! Я всё поняла. Здесь мне делать нечего. Ребята знают что нужно делать, чтобы не заболеть. Я очень боюсь колокольчика и его звона. Я лучше пойду, поищу себе слабочков в другом классе.
Букварь: Вот так бы и сразу! А теперь мой волшебный колокольчик позвони и на праздник к нам «Родное слово» позови!
Под музыку появляется «Родное слово». Обходит зал и подходит к Букварю.

Родное слово:
Очень рада встрече с вамиМне солнце подарило капельки свои,Чтоб я их превратила в буквы и значки.Хочешь плыть по океанам,Опускаться в глубину,Побывать во многих странах,И помчаться на лунуБыть отважным следопытом в чащах вековых?Все края тебе открытыНа страницах книг.Как друзья, вам всем я рада!Встреча с вами — мне награда.
Я от букваря слыхала,Что вы знаете немало.Любознательных люблюЩедро знания дарю.Всем, кто много хочет знатьХорошо надо читать.
Я хочу вас наградить дипломами
В том, что вы букварь прочли,Полный курс наук прошли.И теперь без передышкиВы прочтёте любые книжки!
Слово для поздравления предоставляется директору школы-интерната №4 Бакыжанову Марату Мантаевичу(Поздравляет и вручает дипломы директор школы)

Слово библиотекарю — хозяйке хранилища знаний.
Поздравления родителей.
Заключение:
Вот настал момент прощанья.Будет кратка наша речь.Говорим мы «до свиданья!»До счастливых, новых встреч!
Песня «Праздник наш сегодня завершается»