Практические и лабораторные работы по биологии (8 класс)















Практические и лабораторные работы по биологии
Человек и его здоровье.
8 класс





























Лабораторный практикум составлен на основе примерной учебной программы, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: издательство – М.: «Вентана-Граф»,2009 г., включает 7 лабораторных работ и 11 практических работ.
Ценность лабораторных и практических работ состоит в том, что они вооружают обучающихся не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов, но и способствуют развитию интереса к биологическим исследованиям, формирует навыки, умения биологического исследования, заставляют логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяют развивать наблюдательность обучающихся в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).
Оформление результатов работы дисциплинирует мысль обучающихся, приучает их к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности.
В курсе 8 класса есть ряд лабораторных и практических работ, которые дают возможность научиться определять свой уровень здоровья, следить за своим здоровьем и постоянно контролировать его «запасы», вовремя их «пополняя».
Лабораторные и практические работы предназначены для урочной и домашней работы обучающихся.
































Лабораторная работа №1.
Изучение микроскопического строения тканей.
Цель: дать представление о строении тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной). 
Оборудование: гистологические препараты, микроскопы

Ход работы:
1.Приведите в рабочее состояние микроскоп.
2.Рассмотрите микропрепараты.
3.Используя учебник §4, заполните таблицу:

Название ткани

Местоположение ткани в организме
Особенности строения
Функции

1.Эпителиальные
Внутренняя поверхность сердца и
Сомкнуты в ряды, межклеточное вещество





2.Соединительная
Хрящи и кости
Жировая
Кровь

Опорная
.......
.......


3.Мышечная
А) гладкая

Б) поперечно-полосатая


А)

Б)

Волокна

Волокна

А)

Б)

4.Нервная


Состоит из нейроглии и нервных клеток – нейронов, каждый из них состоит из тела и отростков: коротких – дендритов и длинных – аксонов.



4.Зарисуйте строение нейрона, подпишите на рисунке его части: аксон, дендрит, тело.

5. Выпишите в тетрадь:
Ткань – это
Дендриты – отростки,
Аксон – отросток,
Синапс – место

6.Выберите правильный ответ
Передача информации от одной нервной клетки к другой происходит
А) через рецепторы;
Б) через дендриты;
В) через тело нейрона;
Г) через синапсы.


Лабораторная работа №2.
Изучение внешнего вида отдельных костей.
Цель: Сформировать умение узнавать кости скелета по внешнему виду. Определять к какому отделу относится, тип костей и тип соединения костей скелета.
Оборудование: скелет, набор костей человека.

Ход работы.
1.Рассмотрите предложенную вам кость
2.При составлении описания кости необходимо указать:
ёе название;
принадлежность к одной из групп классификации костей (трубчатые, губчатые, плоские);
принадлежность к отделу скелета;
тип соединения костей.
Сделать вывод из проделанной работы.

Лабораторная работа №3.
Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Цель работы:
1.Изучить строение крови человека и лягушки.
2.Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: микроскопы, постоянные микропрепараты крови лягушки и человека, штатив для микропрепаратов.
Ход работы
1.Приведите в рабочее состояние микроскоп, определите увеличения.
2.Просмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.
3.Зарисуйте эритроцит лягушки; опишите его форму и форму ядра. Данные запишите в таблицу.
4.Просмотрите кровь человека при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов. Опишите его. Данные запишите в таблицу.
6.Укажите, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом.
7.Запишите в тетради, эритроциты чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.

Особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Сравниваемые
признаки
Эритроцит
лягушки
Эритроцит
человека

1.Размеры




2.Форма




3.Количество в 1 мм3




4.Наличие ядра





Дополнительная информация: общая площадь всех эритроцитов человека 3700 м2, т. е 1/3 гектара; если все эритроциты одного человека можно было уложить в ряд, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору; диаметр - 7-8мкм.
Эритроциты лягушки в 3 раза крупнее – длина – 23 мкм, ширина – 16 мкм; но их в 1 мм3 в 13 раз меньше – 400 тысяч.

Лабораторная работа № 4.
Изготовление самодельной модели Дондерса.

Цель: изготовление модели Дондерса и наблюдение на модели Дондерса поступления воздуха в лёгкие и вытеснение его из лёгких. 
Оборудование: пластиковая бутылка объемом 0,5 л, два воздушных шарика, скотч.

Ход работы.
Сделайте модель, показывающую механизм вдоха и выдоха (см. описание в учебнике, § 25, рис. 56). Разберите на модели Дондерса, что происходит при вдохе и выдохе. Заполните таблицу.

Механизм дыхания
Грудная полость
Давление в грудной полости
Легкие
Наружный воздух

Вдох






Выдох






Предлагаемые для выбора слова
Увеличивается или уменьшается
Падает или увеличивается
Расширяются или спадаются
Входит или выходит


Лабораторная работа №5
Определение частоты дыхания.

Цель работы: научиться подсчитывать дыхательные движения в покое.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы: работа проводится в парах.
1.Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту (подсчет производится в положении стоя).
2.Проанализируйте ваши данные и запишите вывод.
К 15 годам у подростков частота дыхательных движений составляет 15 дыхательных движений в минуту. При занятиях физической культурой урежается и составляет 10-15 .  Нагрузку при занятиях спортом следует регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала у взрослых 30, у детей 40 дыхательных движений, а восстановление ее исходной величины происходило не позднее, чем за 7-9 мин.
-Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
-Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
-Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.


Лабораторная работа № 6
Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.

Изучение действия слюны на крахмал.
Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы.
Вариант №1

Условия опыта
Результаты опыта
Выводы


Крахмал + ферменты слюны (опыт).
На марле написали слюной букву А, выдержали в тепле 1 мин, подействовали йодной водой. На синем фоне ..


Крахмал + вода (контроль)
На марле написали букву А водой, выдержали в тепле 1 мин, затем марлю обработали йодной водой. Марля
Буква .



Вариант №2
Вставьте в текст пропущенные слова.
1.Когда мы готовим крахмальный клейстер, молекулы крахмала становятся более доступными для работы ферментов, превращающих нерастворимый крахмал в растворимую ______________________.
2. При смачивании бинта крахмальным клейстером молекулы______________________ оседают на волокнах и высушенный бинт можно использовать для опытов.
3.Под действием _____________________ слюны молекулы крахмала распадаются до __________________________ .
Эта реакция идет при температуре ________________________, поэтому бинт приходится согревать в руках.
4.При погружении расправленного бинта в йодный раствор молекулы крахмала с йодом дают_________________________ окрашивание. На синем фоне проявляется белая буква, так как в смоченном слюной месте образовалась ____________, а она с йодом _________ не дает.



Изучение действия желудочного сока на белки.
Цель работы: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.
Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ный раствор NaOH, водяная баня лед.

Ход работы

Вариант №1
В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца.
В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока
Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37°С.
Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.
В третью пробирку добавьте 3 капли 0,5%-ного раствора NaOH и поставьте ее на водяную баню при температуре +37 °С.
Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.

Отчетное задание
Заполните таблицу:

ВЛИЯНИЕ ФЕРМЕНТОВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛОК КУРИНОГО ЯЙЦА

Условия опыта
Наблюдения
Выводы из опыта






2. Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.

Вариант №2

1. Изучение действия желудочного сока на белки.
1.1. При помощи пинцета поместить в три пронумерованные пробирки по небольшому кусочку варёного яйца.
1.2. В каждую пробирку долить 1 мл желудочного сока.
1.3. Включить водяную баню и выставить её температуру на уровень 36-38 ?С.
1.4. Поместить пробирку №1 на водяную баню.
1.5. В пробирку №2 долить 1 мл щёлочи и поставить её на водяную баню.
1.6. Пробирку №3 поставить в стакан со льдом.
1.7. Через полчаса отметить изменения, которые произошли с содержимым пробирок.
1.8. Сделать вывод из проделанной работы.
2. Изучение действия слюны на крахмал.
2.1. Взять небольшие кусочки чёрного хлеба, варёного яйца и мяса. Разжевать их. Отметить, при разжёвывании какого из продуктов во рту появляется сладковатый привкус.
2.2. Результат наблюдений занести в таблицу.
2.3. Сделать вывод из проделанной работы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Лабораторная работа № 7
Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).
Цель: изучить строение головного мозга, раскрыть особенности, выяснить значение, продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент. Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, муляжи головного мозга.
Ход работы.
1.Рассмотрите муляжи головного мозга, найдите отделы головного мозга: продолговатый, мозжечок, средний, промежуточный, большие полушария переднего мозга.
2.С помощью текста учебника выясните строение и функции каждого отдела.
3.Заполните таблицу.

Отдел мозга
Местоположение
Расположение белого и серого вещества
Функции

Продолговатый




Средний




Промежуточный




Мозжечок




Большие полушария переднего мозга





Практическая работа №1.
Измерение массы и роста своего организма.

Цель работы: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

Ход работы:
1.Измерение роста Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.
Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов.
Полученный результат запишите.
2. Сделайте вывод о степени вашего физического развития.  Рост мальчиков от 12 до 17 лет (см)
Возраст
Показатель


очень  низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше  среднего
высокий
очень высокий

12 лет
<136,2
136,2-140,0
140,0-143,6
143,6-154,5
154,5-159,5
159,5-163,5
>163,5

13 лет
<141,8
141,8-145,7
145,7-149,8
149,8-160,6
160,6-166,0
166,0-170,7
>170,7

14 лет
<148,3
148,3-152,3
152,3-156,2
156,2-167,7
167,7-172,0
172,0-176,7
>176,7

15 лет
<154,6
154,6-158,6
158,6-162,5
162,5-173,5
173,5-177,6
177,6-181,6
>181,6

16 лет
<158,8
158,8-163,2
163,2-166,8
166,8-177,8
177,8-182,0
182,0-186,3
>186,3

17 лет
<162,8
162,8-166,6
166,6-171,6
171,6-181,6
181,6-186,0
186,0-188,5
>188,5


Вес мальчиков от 12 до 17 лет ( кг )
Возраст
Показатель


очень низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше  среднего
высокий
очень  высокий

12 лет
<28,2
28,2-30,7
30,7-34,4
34,4-45,1
45,1-50,6
50,6-58,7
>58,7

13 лет
<30,9
30,9-33,8
33,8-38,0
38,0-50,6
50,6-56,8
56,8-66,0
>66,0

14 лет
<34,3
34,3-38,0
38,0-42,8
42,8-56,6
56,6-63,4
63,4-73,2
>73,2

15 лет
<38,7
38,7-43,0
43,0-48,3
48,3-62,8
62,8-70,0
70,0-80,1
>80,1

16 лет
<44,0
44,0-48,3
48,3-54,0
54,0-69,6
69,6-76,5
76,5-84,7
>84,7

17 лет
<49,3
49,3-54,6
54,6-59,8
59,8-74,0
74,0-80,1
80,1-87,8
>87,8


Рост девочек от 12 до 17 лет (см)
Возраст
Показатель


очень низкий
низкий
ниже  среднего
средний
выше среднего
высокий
очень высокий

12 лет
<137,6
137,6-142,2
142,2-145,9
145,9-154,2
154,2-159,2
159,2-163,2
>163,2

13 лет
<143,0
143,0-148,3
148,3-151,8
151,8-159,8
159,8-163,7
163,7-168,0
>168,0

14 лет
<147,8
147,8-152,6
152,6-155,4
155,4-163,6
163,6-167,2
167,2-171,2
>171,2

15 лет
<150,7
150,7-154,4
154,4-157,2
157,2-166,0
166,0-169,2
169,2-173,4
>173,4

16 лет
<151,6
151,6-155,2
155,2-158,0
158,0-166,8
166,8-170,2
170,2-173,8
>173,8

17 лет
<152,2
152,2-155,8
155,8-158,6
158,6-169,2
169,2-170,4
170,4-174,2
>174,2


Вес девочек от 12 до 17 лет (кг)
Возраст
Показатель


очень  низкий
низкий
ниже  среднего
средний
выше  среднего
высокий
очень  высокий

12 лет
<27,8
27,8-31,8
31,8-36,0
36,0-45,4
45,4-51,8
51,8-63,4
>63,4

13 лет
<32,0
32,0-38,7
38,7-43,0
43,0-52,5
52,5-59,0
59,0-69,0
>69,0

14 лет
<37,6
37,6-43,8
43,8-48,2
48,2-58,0
58,0-64,0
64,0-72,2
>72,2

15 лет
<42,0
42,0-46,8
46,8-50,6
50,6-60,4
60,4-66,5
66,5-74,9
>74,9

16 лет
<45,2
45,2-48,4
48,4-51,8
51,8-61,3
61,3-67,6
67,6-75,6
>75,6

17 лет
<46,2
46,2-49,2
49,2-52,9
52,9-61,9
61,9-68,0
68,0-76,0
>76,0


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Практическая работа №2.
Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.
Цель работы: распознавать органы на таблицах, определять систему органов, к которому относится данный орган.
Оборудование: карточки

Ход работы:
1.Рассмотрите рисунок.
2.Определите, какие органы отмечены на рисунке.
3.Заполните таблицу.
Название органа
Система органов












Практическая работа №3.
Утомление при статической и динамической работе.

Цель работы: наблюдение и выявление признаков утомления при статической и динамической работе.
Оборудование: секундомер, гантели весом 4-5 кг.

Ход работы:

1. Утомление при статистической работе. Проведите опыт: возьмите портфель с книгами, засеките время по секундомеру и держите портфель в отведенной руке столько, сколько сможете. О конечном результате утомления судят по предельной продолжительности работы, возможной для данного человека. Измеряют время от начального момента работы до ее вынужденного прекращения в результате наступившего утомления. Чтобы проследить, как развивается утомление, заполните таблицу.
2. Утомление при динамической работе. Проведите опыт после 10 мин отдыха: поднимайте и опускайте груз до уровня отметки. Запишите данные в таблицу.

Стадия утомления

Признак утомления
Время



Статисти-
ческая
Динами-
ческая

Начало работы

Рука удерживает груз у сигнальной отметки




1 стадия

Медленное опускание груза и подъем руки выше контрольной отметки (совершается рывком)




11 стадия

Покраснение лица, дрожание рук, ухудшение координации движения, покачивание корпусом, резкое изгибание туловища в противоположную сторону для противовеса




III стадия

Рука опускается - отказ продолжать опыт





3. Закончите вывод. Статическая работа утомительнее, чем динамическая, так как _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 4.
Определение нарушения осанки и плоскостопия.
Цель работы: выявить нарушения осанки и плоскостопие.
Оборудование: сантиметровая лента, отпечаток стопы на белой бумаге.

Ход работы:

Проверьте, нет ли у вас плоскостопия.
Получив на белой бумаге след ступни, проведите необходимые измерения.
1.Соедините касательной след от плюсны со следом от пятки (линия АК).
2.Найдите середину линии АК, обозначаем её буквой М.
3.Проведите два отрезка, перпендикулярные линии АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М. Точка пересечения линии МD со следом обозначена буквой С.
4.Измерьте отрезки АВ и СD. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СD может равняться нулю.
5.Определите соотношение СD и АВ и сопоставьте свои результаты со следующими нормативами. Отношение СD\АВ х 100% не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.
Запишите полученные результаты.
1. Расстояние между головками плюсневых костей, сочленяющихся с первым и пятым пальцем, АВ =
2. Поперечник следа в средней части ступни СD=.
Если это отношение не превышает 33%, значит, норма.
Вывод на основе ваших измерений: плоскостопие есть или нет?

Проверьте свою осанку. Заполните таблицу.

Наличие нарушений

Результаты
наблюдений

Вывод

Выявление боковых искривлений


Углы лопаток на одном уровне
Один плечевой сустав расположен выше другого
З. Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны
4. Задние отростки позвонков образуют прямую линию

«Да» или «нет»
1.________________
2.________________

3._______________

4.________________

Определение сутулости

Мерной лентой измерьте расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками плеча в области плечевых суставов« левой и правой руки:
А со стороны груди
Б со стороны спины
Разделите первый результат на второй. Чем дробь меньше, тем сутулость меньше. Если частное близко к 1, то это норма





А__________________
Б__________________

А:Б ___________________

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Встаньте спиной к стене
1. Просуньте ладонь между стеной и
поясницей
2. Попробуйте просунуть кулак
Если последнее удастся, то осанка нарушена

Норма ____________________
Осанка нарушена ____________________



Вывод: Возможные причины нарушения осанки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическая работа №5
Измерение кровяного давления.

Цель работы: научиться измерять давление с помощью тонометра, рассчитывать значение артериального давления по формулам, проводить сравнение и анализ данных.
Оборудование: тонометр

Ход работы:

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз. 
1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод. 
2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст. 
Артериальное (АД):  АД сист. = 1,7 х возраст + 83  АД диаст. = 1,6 х возраст + 42 
Пульсовое (ПД):  ПД = АД сист. АД диаст. 
Среднее артериальное (АДср):  Адср. = (АД сист. АД диаст.) /3 + АД диаст. 
Оценка результатов. Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.  Таблица.
Средние показатели максимального и минимального давления крови для учащихся 
Возраст, лет
Мальчики
Девочки 

11-12
105/71
105/72

13-14
109/73
109/74

15
112/75
112/72

16
118/73
116/72

17
119/75
118/76

18
120/80
120/80

Вывод: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?


Практическая работа №6
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
Цель работы: определение зависимости пульса от физических нагрузок.
Оборудование: секундомер.
Ход работы:

1.Определить частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Для этого подсчитайте число пульсовых сокращений за 10 с и умножить полученное число на 6. В состоянии покоя измерения проводят 3 раза и берут среднее. В норме оно должно быть в пределах 65-79 сокращений в минуту.
2.Сделайте 20 приседаний.
3.После окончания выполнения упражнения быстро сядьте на свое место в течение 10 с просчитайте пульс. Такой же подсчет надо выполнять спустя 1,2,3,4,5. Прочитайте инструкцию на с. 94 учебника, проведите пробу. Запишите полученные данные в таблицу.

Частота сердечных сокращений.


В состоянии покоя
После нагрузки
Спустя 1 мин.
Спустя 2 мин.
Спустя 3 мин.
Спустя 4 мин.
Спустя 5 мин.


___ ___ ____

Средняя ___









В минуту
__ х 6 = __










Постройте график возвращения работы сердца к состоянию покоя после дозированной нагрузки.
Отложите на оси ординат число сердечных сокращений (частота сердечных сокращений - ЧСС) в состоянии покоя и проведите горизонтальную линию.
Результаты измерений ЧСС после завершения работы и спустя 1,2,3,4 мин укажите на оси абцисс.
Постройте кривую.



·Сравните эти данные с нормативными, Сделайте вывод о состоянии своей сосудистой системы. Если ЧСС увеличилось меньше, чем на 1/3, - результаты хорошие, если больше – то плохие. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному состоянию не более чем за 2 мин. Временное понижение исходного уровня является нормальной реакцией здорового организма.

Практическая работа №7
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Цель работы: научиться практически, оказывать первую помощь при кровотечениях
Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вазелин или крем (имитатор антисептика мази), вата, ножницы.
Ход работы:
1.Прочитайте параграф учебника, заполните таблицу.
Вид кровотечения
Признаки кровотечения
Меры первой помощи
Обоснование мер первой помощи

Капиллярное




Артериальное




Венозное





2.Закрепите изученный материал на практике.
Капиллярное кровотечение.
1.Обработайте края условной раны йодом
2.Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. Нанесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.
Артериальное кровотечение
1. Найти на себе типичные места для прижатия артерий к костям с целью остановки кровотечения.
2. Определите место наложения жгута при условном ранении.
3. Положите под жгут кусок ткани, сделайте жгутом 2-3 оборота, пока не перестанет прощупываться пульсация.
Внимание! Жгут сразу же ослабьте!
4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.
Запомните правила наложения жгута: жгут накладывают на 1. – 2 часа в тёплое время года и на 1 час в холодное. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения жгута.
Венозное кровотечение.
1.Определите условное место повреждения (на конечности).
2.Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.
3.При появлении венозного кровотечения наложите давящую повязку.
4.При повреждении крупного венозного сосуда наложите жгут.
Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу.

Практическая работа №8.
Определение норм рационального питания.
Цель работы: учиться грамотно, составлять суточный пищевой рацион для подростков.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.
Ход работы:

Задание1.

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции  кафе быстрого питания

Блюда и напитки
Энергетическая ценность (ккал)
Белки (г)
Жиры (г)
Углеводы (г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)
425
39
33
41

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)
380
19
18
35

Чикен Фреш МакМаффин
(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)
355
13
15
42

Омлет с ветчиной
350
21
14
35

Салат овощной
60
3
0
10

Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)
250
14
12
15

Картофель по-деревенски
315
5
16
38

Маленькая порция
картофеля фри
225
3
12
29

Мороженое с шоколадным наполнителем
325
6
11
50

Вафельный рожок
135
3
4
22

«Кока-Кола»
170
0
0
42

Апельсиновый сок
225
2
0
35

Чай без сахара
0
0
0
0

Чай с сахаром (две чайные ложки)
68
0
0
14

Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности
Энергетическая стоимость

Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная
4,5 ккал/мин

Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)
5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь
6,5 ккал/мин

Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи
7,5 ккал/мин

Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде
9,5 ккал/мин

1)Фёдор, нападающий в футбольном клубе, после вечерней игры  решил поужинать в ресторане быстрого питания.
Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Фёдору оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время футбольного матча,  продолжавшегося для спортсмена 89  минут. При выборе учтите, что Фёдор обязательно закажет «Кока-Колу». 
В ответе укажите: энергозатраты спортсмена; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество углеводов; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время матча.
2)Почему при составлении рациона футболисту Фёдору недостаточно учитывать только калорийность продуктов? Приведите два аргумента.

Задание 2.

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции  кафе быстрого питания
Блюда и напитки
Энергетическая ценность (ккал)
Белки (г)
Жиры (г)
Углеводы (г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)
425
39
33
41

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)
380
19
18
35

Чикен Фреш МакМаффин
(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)
355
13
15
42

Омлет с ветчиной
350
21
14
35

Салат овощной
60
3
0
10

Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)
250
14
12
15

Картофель по-деревенски
315
5
16
38

Маленькая порция
картофеля фри
225
3
12
29

Мороженое с шоколадным
наполнителем
325
6
11
50

Вафельный рожок
135
3
4
22

«Кока-Кола»
170
0
0
42

Апельсиновый сок
225
2
0
35

Чай без сахара
0
0
0
0

Чай с сахаром (две чайные ложки)
68
0
0
14

Таблица 2 Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет
Белки (г/кг)
Жиры (г/кг)
Углеводы (г)
Энергетическая потребность (ккал)

7–10
2,3
1,7
330
2550

11–15
2,0
1,7
375
2900

16 и старше
1,9
1,0
475
3100

Таблица 3 Калорийность при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак
Второй завтрак
Обед
Ужин

14%
18%
50%
18%


1)12-летняя Ольга вместе с родителями в каникулы посетила Владимир. После посещения Золотых ворот семья решила поужинать в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина Ольги, если она питается четыре раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности, с минимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков.
При выборе учтите, что Ольга обязательно закажет салат «Цезарь» и стакан чая с одной ложкой сахара. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность и количество жиров в нём.
2)Почему большинство диетологов считают углеводы незаменимыми компонентами пищи? Приведите две причины.

Задание 3.
Таблица 1. Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет
Белки (г/кг)
Жиры (г/кг)
Углеводы (г)
Энергетическая потребность (ккал)

7–10
2,3
1,7
330
2550

11–15
2,0
1,7
375
2900

16 и старше
1,9
1,0
475
3100

Таблица 2. Калорийность при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак
Второй завтрак
Обед
Ужин

14%
18%
50%
18%


Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг. Рассчитайте рекомендуемую калорийность и количество белков, жиров и углеводов (в г) в ужине Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день.

Практическая работа №9
Изучение изменения размера зрачка.
Цель работы: наблюдать расширение и сужение зрачка, делать выводы.
Ход работы:
Испытуемый поворачивается к источнику света и смотрит на свет. Исследователь отмечает величину зрачков испытуемого. По сигналу испытуемый крепко закрывает глаза и сверху прикрывает их руками. Через 2 минуты испытуемый широко раскрывает глаза. Исследователь отмечает, как изменилась величина зрачка сразу после открытия глаза.
Вывод:
Зрачок ___________________ Освещённость сетчатки ______________________________ до нормы, ____________________________ среднего мозга.

Практическая работа № 10.
Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении.
Цель работы: научиться определять слепое пятно на сетчатке глаза, убедиться в том, что восприятия цвета осуществляется колбочками.
Оборудование: карточка для определения слепого пятна, разноцветные карандаши или шариковые ручки.
Ход работы:
Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении.
1.Смотря прямо перед собой. Перемещайте карандаш красного цвета сбоку
Форма карандаша и движения его _______________________________________________
Цвет кажется ________________________________________
Изображения проецируются на _______________________сетчатки, где нет _________
____________________________________ цвет______________________________

Обнаружение слепого пятна.

Посмотрите на точку (рис. 84 стр. 200 учебника) правым глазом, левый глаз должен быть закрыт. Найдите положение при котором фигура рыцаря теряет голову.






·






Вывод:
Исчезает ________________________________________________________________________
Остается ________________________________________________________________________
Изображение __________________________________ фигуры попадает на _______________:
место выхода ___________________________________________________________________


Практическая работа № 11.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Цель работы: проанализировать и дать оценку влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Ход работы:

1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства:
а) название населенного пункта (город, рабочий поселок, село);
б) местонахождение жилища в населенном пункте относительно сторон света;
в) преобладающее направление ветра в вашей местности;
г) тип застройки микрорайона (замкнутый, разомкнутый), улицы (узкая, широкая, прямая и т. д.);
д) характеристика двора;
е) тип здания (деревянное, кирпичное, панельное, этажность, количество подъездов, наличие лифта и т. д.);
ж) наличие вблизи места жительства водоемов, характер водоснабжения;
з) характеристика почвы, способы сбора и вывоза отходов; и) наличие стационарных источников загрязнения атмосферы, предполагаемый вид загрязнения: химические вещества, шум, пыль;
к) наличие автомобильных дорог, характер и загруженность автотранспортом, отдаленность светофоров;
л) наличие предприятий бытового обслуживания, образования, здравоохранения, торговли вблизи места жительства;
м) наличие зеленой зоны, ее характеристика;
н) характеристика местности.

Сформулируйте выводы о важнейших экологических проблемах вашей местности и предлагаемые пути их решения.

2. Дайте санитарно-гигиеническую оценку состояния жилища:
а) тип жилья (отдельный дом, квартира);
б) санитарные условия жилища: высота потолка; характеристика окон; характеристика полов и их покрытий; характеристика стен и их покрытий; комнаты смежные, изолированные; характер бытовых помещений; характер отопления;
в) характеристика микроклимата: средняя температура зимой и летом; влажность; характеристика вентиляции;
г) социальные условия: количество проживающих, состав семьи и возрастная характеристика;
д) наличие" аудио-, видеотехники; среднее рабочее время техники в сутки; принцип выбора радио-, теле- и видеопрограмм; формы общения членов семьи; существование или отсутствие семейных традиций; есть ли в семье фотоальбомы (общий, личный, тематические);
е) режим питания в семье (общее время для всей семьи, различное время, организация питания в рабочие и выходные дни; какие продукты преобладают: мясные, овощные, сладкие, молочные и др.);
ж) формы занятия спортом и физкультурой в семье;
з) организация семейного отпуска и досуга;
и) формы распределения семейного бюджета.

Сформулируйте выводы об условиях, способствующих или препятствующих здоровому образу жизни.






Литература
«Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004.
Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.4 Под редакцией А.С. Батуева - М.: Просвещение, 1994.
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Драгомилов А.Г. и Маш Р.Д. "Биология. Человек" (8 класс) (М.: Вентана-Граф). 2-е изд., испр. - М.: 2013.
Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику по ред Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». – М: Дрофа, 2001.
Маш Р.Д.Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 (8) кл. общеобразоват. Учреждений. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мнемозина, 2000.
Маш Р.Д. Биология: 8 класс рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов - 2-е изд., испр - М.: Вентана-Граф, 2013.
Маш Р.Д. Биология: 8 класс рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов - 2-е изд., испр - М.: Вентана-Граф, 2013.
И.В. Синько, лицей № 84, г. Новокузнецк Лабораторный практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ. Биология. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






Заголовок 1|ђ Заголовок 2|ђ Заголовок 3 Заголовок 415