СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Баранова Алена Владимировна
Учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Тираспольская средняя школа №18»,
г. Тирасполь
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

MODERN METHODS AND TECHNIQUES DEVELOPMENT OF GIFTED AND CREATIVE ABILITIES OF PUPILS AT LESSONS RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Baranova Alyona Vladimirovna
Teacher of Russian language and literature municipal educational institution "Tiraspol high school №18 ", Tiraspol


АННОТАЦИЯ

Статья посвящена использованию современных методов и приемов развития одаренности и творческих способностей на уроках русского языка и литературы. Освещена целесообразность применения данных приемов. Доказана необходимость развития одаренности учащихся в современном образовательном пространстве.

ABSTRACT

Article dedicated to the use of modern methods and techniques of giftedness and creativity in lessons of Russian language and literature. Lighted the feasibility of data receptions. The necessity of the development of gifted students in modern educational space.


Ключевые слова: развитие одаренности, творческие способности, творческий потенциал, формы и методы работы.

Keywords: development of giftedness, creativity, forms and methods of work.


Внедрение новых образовательных стандартов в систему образования приводит к тому, что большое значение уделяется активизации и развитию одаренности и творческих способностей личности учащихся.
Необходимо отметить, что данная проблема очень актуальна на сегодняшний день, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию в обществе.
В каждом ребенке есть стремление проявить свое индивидуальное, творческое начало. Но для этого необходимо педагогическое воздействие на него, работа по выявлению и улучшению его одаренности и творческого потенциала.
На уроках русского языка и литературы в современном образовательном процессе используются различные методы и приемы развития одаренности и активизации творческих способностей учащихся, которые:
- во-первых, помогают педагогу выявить тех учащихся, которые имеют высокий творческий потенциал, и отдельно строить с ними работу;
- во-вторых, создавать ситуации успеха для учащихся с низким творческим потенциалом, которым подобные работы помогают раскрепоститься, почувствовать себя уверенно;
- в-третьих, привести учащихся к той мысли, что творчество – это удивительная вещь, ведь если человек сможет применить его в одной области, то сможет творчески относиться ко всему, а творческий человек – это, в первую очередь, интересный человек, к которому тянутся люди и который всегда отыщет выход из самых трудных жизненных ситуаций.
Следует понимать, что в каждом ребенке заложены творческие способности. Однако не нужно преследовать цели сделать из своих учеников писателей или художников, просто необходимо на уроках русского языка и литературы учить ребят образному видению и творческому осмыслению увиденного.

1. Приемы развития одаренности и активизации творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Разумеется, уроки русского языка, прежде всего, должны быть направлены на совершенствование и формирование навыков грамотного письма, обогащение лексикона учащихся, на умение красиво и логически верно излагать свои суждения и мысли.
Значительную роль при этом играют не только разного вида учебные и познавательные упражнения, но также задания творческого характера.
На уроках русского языка, с целью развития одаренности учащихся, возможно использование различных видов творческих заданий:

1. Творческий диктант – одна из наиболее популярных форм работы, которая позволяет не только проверить качество усвоения изучаемого материала, но и помогает учащимся раскрыть свою одаренность, творческое мышление. Особенно эффективен этот вид работы в 5-ом классе, где изучается большое количество орфограмм.
Например, такие диктанты целесообразно использовать на уроках повторения и обобщения материала.
Тема: “Правописание букв О-Ё после шипящих”.
Замените словосочетание одним словом – синонимом, в котором есть изучаемая орфограмма.
1. Водитель машины (шофер). 2. Тихая речь (шепот). 3. Трудный день (тяжелый). 4. Вчерашний хлеб (черствый). 5. Глухой звук от трения предметов друг о друга (шорох). 6. Плод дуба (желудь). 7. Откидной головной убор, пришитый к воротнику верхней одежды (капюшон).

2. Сочинение по заданному началу (или по заданной теме) позволяет ребятам в полной мере проявить свою одаренность и творческие способности, потому как работы у всех будут разные, а учитель сможет понять, насколько дети осмыслили основную мысль сочинения и насколько соответствует подобранный ими материал теме работы.
Подобную задание уместно использовать на занятиях по развитию речи, к примеру, в 7 классе при повторении темы “Типы речи”:
Продолжите текст. Оформите свою работу в виде сочинения-описания, повествования или рассуждения (на ваше усмотрение).
«Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом. И не узнаю улицы. Какое великолепие и спокойствие!».

Кроме этого, раскрыть одаренность и активизировать творческие способности ребят помогают и другие виды сочинений:
сочинение по картине (или по картинкам);
сочинение по собственным впечатлениям (музыкальным – после прослушивания какой-либо музыки; читательским – после прочтения художественного произведения; жизненным);
сочинение-письмо (будущим поколениям, маме, ветерану, другу и т.д.);
сочинение-фантазия (от имени животного или какого-то предмета) и т.д.

3. Творческие изложения. Этот вид работы направлен на закрепление полученных учащимися знаний по русскому языку, обогащению собственного лексикона и развитию коммуникативно-творческих способностей учеников.
Можно использовать различные виды творческих изложений:
С изменением лица рассказчика
С изменением финала самого текста
Включающее собственные переживания и размышления над текстом и т.д.

4. Использование на уроках русского языка игровых элементов (решение кроссвордов, составление и отгадывание шарад, загадок, ребусов и т.п.) также способствует развитию одаренности учащихся, помогает активизировать их творческие способности.
Особенно оправдано применение игры в 5-6-х классах, где, в силу своих психологических особенностей, дети с интересом включаются в игру, не боятся фантазировать и чувствуют себя более комфортно и уверенно на уроке.
В качестве игровых на уроках можно применять следующие элементы:
лексико-фразеологические игры («Составь загадку, пословицу, фразеологизм» и др.)
игровые задания, способствующие закреплению орфографических и пунктуационных правил и норм («Третий лишний», «Помоги Незнайке» и др.)
придумать загадку, описав предмет, но не называя его, так, чтобы его можно было узнать (зубная щетка, расческа, столовая ложка, половник);
описать любимую игрушку.
Эти задания не только активизируют творчество и фантазию учащихся и позволяют закрепить изученный на уроке материал, но и помогают детям увидеть красивое, загадочное, интересное в вещах, с которыми они сталкиваются повседневно.

5. Большинство упражнений по русскому языку предполагают использование на уроке если не объемной работы творческого характера, направленной на развитие одаренности учащихся, то хотя бы отдельные элементы творчества. Это “творчество по заданию”. Подобную работу можно назвать первым шагом к индивидуальному творчеству. “Творчество по заданию” возможно использовать при объяснении и изучении самых разных тем. Например, темы «Причастный оборот» в 7 классе:
Найдите и исправьте в тексте допущенные речевые ошибки. В 1, 2 и 3 предложениях поместите причастный оборот после определяемого слова, в 4 и 6 – перед.
Таким образом, все используемые на уроках русского языка формы и виды творческих работ достаточно эффективны для развития одаренности и активизации творческих способностей учащихся, направлены на более осознанное усвоение довольно сложного теоретического материала, для развития умения применять получаемые на уроках русского языка знания и навыки.

2. Развитие одаренности и активизация творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Уроки литературы представляют наиболее широкие возможности для развития одаренности и активизации творческих способностей учащихся.
Самым эффективным видом творческой работы для учеников 5-х классов является:
иллюстрирование произведений (например, Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (пролог), сказы П. Бажова, И.С. Тургенев «Му-му», сказки Г.-Х. Андерсена и т.д.), позволяющее детям показать собственное видение литературных героев;
придумывание рассказов со сказочным сюжетом. При этом подобная работа может строиться по-разному:
Придумать сказку, сюжет которой задан учителем.
Написать сказку, придуманную учащимися от начала и до конца.
Естественно, эти творческие задания невозможно применять без предварительной подготовки на уроках.
Еще иллюстрирование успешно можно использовать и на уроках русского языка. Например, при изучении темы «Неологизмы» учащимся в качестве домашнего задания можно предложить придумать новое слово, обозначающее предмет, изобразить этот предмет, а также записать значение нового слова в виде словарной статьи.

Кроме того, творческую активность и одаренность детей можно стимулировать с помощью устного словесного рисования. Элементы такой работы возможно применять практически на каждом уроке литературы в качестве разных вопросов и заданий. Например:
Опишите, каким вы видите литературного героя?
Какую картину рисует ваше воображение при чтении этого стихотворения? Какие чувства вы испытываете при этом?
Нарисуйте устную иллюстрацию к произведению.
Такая работа заставляет ребят вдумываться в смысл того произведения, которое они изучают, и воочию представлять себе ту картину, которую они изображают.

В 6-7 классах, кроме указанных выше видов развития одаренности и активизации творческого потенциала, целесообразно применять такие формы:
написание отзыва на прочитанное учащимися произведение;
составление картинно-эмоционального плана стихотворного произведения;
изучение черновых рукописей произведения.
Составление картинно-эмоционального плана стихотворного произведения помогает учащимся прочувствовать душевное состояние героя и выразить свои собственные чувства. Помимо этого учащимся интересно самостоятельно «делить» стихотворения на отдельные эпизоды и сопоставлять свои личные чувства и переживания с переживаниями автора или героя.
Изучение черновых рукописей произведения на уроках литературы позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, приобщает к творчеству как к очень сложному, трудоемкому, но достаточно интересному процессу.
Например, изучение черновых рукописей стихотворения М.Ю.Лермонотова «На севере диком»
Сравните черновые и окончательную редакции стихотворений. Какой вариант вам кажется более удачным и выразительным? Почему вы так считаете?
«На севере диком» - это перевод стихотворения немецкого поэта Г. Гейне. Существует также перевод Ф.И.Тютчева. Отличаются ли главная мысль и настроения этих стихотворений от лермонтовского? Чем именно? Почему?

В 8 и 9 классах в качестве творческих работ, направленных на развитие одаренности, уместно использование всевозможных видов пересказов, которые направлены на то, чтобы ученик научился вчитываться в текст, приглядываться к художественным приемам и деталям, а также обращают внимание учащихся к языку произведения.

Основным средством активизации творческих способностей и развития одаренности учащихся в 10 и 11 классах является написание сочинений:
- сочинение-анализ художественного произведения,
- сочинение «Мое любимое стихотворение»,
- сочинение-отзыв,
- сочинение-характеристика героя,
- сочинение-миниатюра и т.д.
Разумеется, в старших классах объем произведений довольно большой, поэтому обилие заданий и обязательных форм работы не всегда позволяют учителю достаточно внимания уделить развитию одаренности и творческого потенциала учащихся. Вот почему элементы творческих работ должны органично вплетаться в ход урока.
При организации творческой работы на уроках необходимо, чтобы предлагаемое задание или вид работы смогли увлечь ребят, были интересными и доступными для учащихся.
Кроме того, образовательные стандарты нового поколения требуют обязательного внедрения новых информационных технологий в учебный процесс, что позволяет развивать творческие способности и одаренность учащихся, повысить темп урока, увеличить объем работы, которую учащиеся должны выполнять самостоятельно. При этом учащиеся работают над созданием презентаций, проектов, получая возможность проявления собственного творчества.
Подводя итог, необходимо еще раз отметить, что воспитание всесторонне развитой, одаренной, гармоничной и творческой личности - главная задача каждого учителя.
Педагогам необходимо на уроках русского языка и литературы развивать одаренность и творческие способности детей, их убеждения, мировоззрение, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности.





Список литературы:

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
Ивченков П.Ф.. Обучающие изложения (5-9 классы). – М.: Просвещение, 1993.
Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.
Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, - М., 1969.
Нечаева Н.В., Роганова З.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6 классах. - М., 1996.
Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.
Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.










13PAGE 15