Проект Мой героический прадед

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«МОУ Пижемская СОШ»








Исследовательский проект.

Тема: «Мой героический прадед»





Автор: Коновалова Дарья
3 класс

Руководитель:
Коновалова Елена Владимировна
Адрес: 6060930
Нижегородская область
Тоншаевский район
р.п. Пижма
ул. Королёва д.13, кв.13

Пижма, 2015
АКТУАЛЬНОСТЬ
      Я много слышала в школе и с экрана телевизора, что в этом году юбилей, семьдесят лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Я не видела войны, мало, что об этом знаю. О тех страшных днях мы узнаем из книг, фильмов, воспоминаний наших родных. К сожалению, ветеранов, кто защищал нашу Родину с оружием в руках, становится всё меньше и меньше.
И я понимаю, как важно сохранить в нашей памяти воспоминания о той войне. Сохранить для того, чтобы, рассказать нашим будущим детям, кому мы обязаны своей жизнью сегодня.
Народная мудрость гласит: «Чтобы понять и оценить настоящее и предвидеть будущее, надо знать и помнить прошлое».
Поэтому тема Великой Отечественной войны навсегда останется актуальной, а День Победы – 9 мая – самым трогательным, самым душевным праздником страны. Мы всегда в нашей семье празднуем этот день, ходим к памятнику, возлагаем цветы, вспоминаем наших родных.
                  Определение предмета исследования (Что подлежит изучению?)
Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Но я много слышала о войне, ведь мои родные тоже воевали. Я всегда слышала в семье, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. Однажды бабушка Нина показала мне его военный билет и боевые награды. Мне захотелось побольше узнать о моём прадедушке и рассказать о нём всем.
Умирают солдаты дважды,
От штыка или пули вражьей,
И спустя много лет, в грядущем,
От забывчивости живущих.
Поэтому целью моей работы было, собрать материал о моём прадеде Коновалове Александре Акимовиче и оформить альбом «Мой героический прадед».

Формулировка проблемы. В чем заключается проблема?
На какой вопрос(ы) предстоит ответить?
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить семейный архив (фотографии, военный билет, награды, другие документы) времён Великой Отечественной войны;
разыскать информацию об участии моего прадеда в боевых действиях;
изучить военный период жизни моего прадеда выяснить, какие награды и за что получил мой прадед;
узнать дальнейшую судьбу моего прадеда и его семьи в послевоенные годы.
узнать, как много знают мои сверстники о Великой Отечественной войне.

Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ?
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать!
Нельзя, чтобы мы забыли тех, кто боролся за нашу свободу. Думаю, что очень важно знать свою историю, собирать документы, создавать музеи и сооружать памятники, не забывать памятные даты и славные имена. Мы должны сохранить воспоминания наших родных и передать их нашим будущим детям, тем более что участников войны становится все меньше и меньше. Будем помнить, как нашей стране досталась эта Великая Победа.
Родина - это главное, что есть у каждого человека, и что сегодня защищать Родину, как и прежде, долг каждого.





Пусть мой прадед твердо знает -
Буду я в строю,
Защищать, как он, смогу я
Родину свою!
Это слова моего брата Коновалова Владимира Николаевича, курсанта Пермского военного института МВД
Проверка гипотезы.
На данном этапе работа проходит по следующим направлениям, и используются методы исследования:
. изучение электронных архивов «Подвиг народа», «Мемориал»
·        изучение семейного архива;
·        встречи и интервью с родственниками;
·        анкетирование;
·        обобщение полученных результатов.
Я провела опрос учащихся своего класса. В опросе приняли участие 16 учеников 3 класса. По результатам анкетирования выяснилось: только 50 % опрошенных знают, когда началась и закончилась Великая Отечественная война, хотя праздник День Победы отмечают в семьях 100% опрошенных ребят. 63% опрошенных указали, что в их семье были или есть родственники, которые участвовали в ВОВ или были тружениками тыла, и лишь 38% ребят знают их имена. 50% опрошенных подтвердили, что в их семьях имеются военные реликвии (фотографии, военный билет, боевые награды, письма с фронта), и 50% учащихся считают, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну.
        Результаты опроса показали, что выбранная мною тема актуальна. Дети мало интересуются своими корнями, большинство из них  не знают об участниках Великой Отечественной войны. На примере своего прадедушки я хочу показать, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории своей страны.
 Глава 1. СЕМЬЯ МОЕГО ПРАДЕДУШКИ КОНОВАЛОВА АЛЕКСАНДРА АКИМОВИЧА

Мой прадед
Коновалов Александр Акимович
      Мою прабабушку звали
Коновалова Александра Тимофеевна,
но фотографии её не сохранилось












Моя бабушка Мой дед
Коновалова Коновалов Владимир Мой папа Коновалов Николай
Нина Павловна Александрович Владимирович










Я и моя мама Коновалова Елена Мой брат Коновалов
Владимировна Владимир Николаевич
Моя тётя Финицких(Коновалова)
Ольга Владимировна

Моя двоюродная сестра
Финицких Екатерина Сергеевна

Я не знала своего прадедушку, потому что он умер, когда меня ещё было на свете. Но в нашей семье сохранились фотографии, военные награды, благодарности за отличные боевые, действия прадедушки в ВОВ, его военный билет, учётно-послужная карточка (Приложение 1)
Исследуя эти документы и сравнив рассказы близких мне людей, я постаралась проследить жизненный путь моего прадеда.
Мой прадедушка Коновалов Александр Акимович родился 1 ноября 1922года в д. В.- Масленская, Тужинского района, Кировской области. (Приложение 2.)
Отец прадедушки Коновалов Аким Васильевич, мать Коновалова Мария Андреевна. Окончил 7 классов в 1939 году. С 12 декабря 1941 года призывной комиссией Тоншаевского района, военным комиссариатом Горьковской области призван на действительную военную службу.
И грянула над Родиной война,
Отчизна молвила: - В военный путь пора.
И он пошел в строю солдат,
Родную землю защищать.
С декабря 1941 по май 1942 года проходил обучение в Горьковской школе радиоспециалистов по специальности электрик.

Глава 2. УЧАСТИЕ ПРАДЕДУШКИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
          С 22 июня 1942 года по 9 мая 1945 года в боевом строю обороны Родины.
С мая 1942 по ноябрь 1942 года был зачислен в 501- отдельный танковый батальон - электриком.
С ноября 1942 по февраль 1946 года воевал в самоходном артиллерийском полку № 1221- командиром отделения электриков.
22 декабря 1942 года Указом ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР награждён медалью «За оборону Ленинграда». (Приложение 3)
Так начинался героический путь сержанта Коновалова Александра Акимовича.
Изучая документы семейного архива, я смогла проследить военный путь Коновалова Александра Акимовича.
Мой прадед, Коновалов Александр Акимович отличился в боях при прорыве обороны немцев западнее г. Лебус. В ночном бою у одной самоходной установки отказал в работе стартёр. Он лично на себе переправил стартёр через р. Одер и к утру 16.04.45г восстановил машину. В 8.00 16.04.45г у двух машин вышло из стоя зажигание, машины бездействовали. Мой прадед под огнём противника подполз к установкам, быстро восстановил их. Он принимал активное участие в эвакуации боевых машин с поля боя и восстанавливал их. Он в составе ремонтной бригады восстановил 2 СУ-76 капитального ремонта и 3 СУ-76 среднего ремонта. За проявленное мужество он был награждён орденом Отечественой войны II степени. (Приложение 4)
В 1944 году Коновалов Александр Акимович вступил в ряды коммунистической партии.
          Победу Александр Акимович встретил в Берлине. Пройдя этот трудный долгий военный путь, мой прадедушка не был ни разу ранен. 2 апреля 1945 года за военные действия Коновалов Александр Акимович был награждён «МЕДАЛЬЮ ЗА ОТВАГУ» № 1043238, медалью «За взятие Берлина», «За победу над Германией», отмечен множеством благодарностей Верховного Главнокомандующего. (Приложение 5)
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду, Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад, Отстаивая право на свободу, К победе шел, Россия, твой солдат
В 1945 году наши были уже на территории Германии. 16 апреля 1945 года началось сражение за Берлин.
Перед нашими солдатами была поставлена задача: взять Берлин первыми, опередив американцев. Бои были жестокими. Город брали штурмом, не отдыхая ни днем, ни ночью».
Второго числа появились к рассвету,
В развалинах флаги (смутился б и маг):
Они были все только белого цвета.
Сдавался в Берлине неистовый враг.
2 мая в городе, наконец, наступила тишина. Берлинский гарнизон сложил оружие.
Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленеть!
В январе 1945 г. Коновалов Александр Акимович участвовал в освобождении Варшавы. (Приложение 6.)
Демобилизован из армии 13.02.1946 г. по приказу президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года.
 
Глава 3. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
     
 После войны прадедушка вернулся в родной район. Надо было строить новую мирную жизнь. И ему пригодились его знания полученные в военное время. Он стал работать механиком в Пижемском лесхозе.
15 июля по 13 октября 1952 года продолжил обучение и окончил Московские курсы повышения квалификации электромехаников передвижных электростанций АПХ МПП СССР организованных в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1949 года. (Приложение 7)
С 7 октября 1968 по 26 октября 1968 года проходил обучение в Учебном комбинате ЦСУ Литовской ССР в г. Вильнюсе по повышению квалификации механиков по вычислительным машинам «Вильнюс» 32/км – 5. (Приложение 8.)
13 января 1976 года Коллегией Минлеспрома СССР и Президиумом ЦК профсоюза рабочих Лесбумдревпрома награждён знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» (Приложение 9)
Он более 20 лет работал механиком в Пижемском Леспромхозе. Товарищи по работе отзывались о нём как о чутком и отзывчивом человеке.
У прадедушки было двое детей: сын – мой дедушка Коновалов Владимир Александрович и дочь Валентина Александровна, жена Александра Тимофеевна.
Все они с гордостью вспоминали своего отца, рассказывали своим детям и внукам об этом скромном и добром, очень ответственном и трудолюбивом человеке.
Мой прадед награждён многими юбилейными медалями. (Приложение 10)

Заключение
Война была, тогда была, И это очень страшно. Спасибо нашим прадедам, Мир на планете спасшим. То были страшные года, Страна была в огне! Изгнали грозного врага
И подарили мир земле.
Спасибо Вам за мир, за жизнь, за свет,
Что вы для нас когда-то сохранили!
Поверьте, мы Ваш подвиг не забыли
          Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать.
        Теперь уже нет наших прадедушек и прабабушек, но история рода не обрывается, она продолжается в нас. А значит, и в памяти семейной. Историю творят не только герои, но и простые люди.
          Я очень горжусь своим прадедушкой. Мне интересно узнавать историю его жизни.
        Сохранить память о наших предках, о событиях прошлых лет нам помогает краеведческий музей нашего района. Здесь создан зал боевой славы, где собраны бесценные вещи времён Великой Отечественной войны (боевые награды, фотографии героев-земляков, фронтовые письма, военная одежда и т. д.).
Среди этих экспонатов альбом о моём прадедушке Коновалове Александре Акимовиче, его подарил музею мой брат Коновалов Владимир Николаевич в память о нашем прадеде. Вова закончил школу в 2014 году и поступил в Пермский военный институт МВД, продолжая военную традицию семьи. Мы гордимся своим героическим прадедом.
       Своей работой я лучше узнала своего прадеда и познакомила своих одноклассников с теми тяжёлыми годами, которые выпали на долю нашей Родины.
Мы не должны забывать героев, сохранивших свободу Родины и нашу жизнь. И я надеюсь, что моя работа поможет моим ровесникам задуматься о своих родовых корнях. Возможно, кто-то заинтересуется этой темой и захочет рассказать о своих прабабушках и прадедушках.
  Чувство гордости испытываю я. Мой прадед прошел через долгие годы войны победителем! Я бережно буду хранить в сердце его историю войны.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аксенова Г.А. и др. «Россия» иллюстрированная энциклопедия М. 2007 год;
2.     Капица Ф. С. и др. «История Отечества» новейший справочник школьника, М. 2007 год;
3.     Шубин  А.В. и др. «История России 20 век» школьная энциклопедия, М. 2003 год.
4.     Семейный архив (фотографии, документы);
5.    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Материалы сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












Приложение 1.







Учётно-послужная карточка















Приложение 2.

Коновалов Александр Акимович 1941 год








Приложение 3.







Приложение 4.

Фронтовой приказ
№: 21/н от: 26.05.1945  Издан: ВС 69 А / 
Архив: ЦАМО
фонд: 33
опись: 686196
ед.хранения: 5252
№ записи: 27877191

Приложение 5.




На память о фронтовых делах участнику ВОв
Командир ремонтного взвода ст. лейтенант Сидоров

г. Берлин 5.08.1945г

Германия 1945г
Приложение 6.












Польша 1945г


Приложение 7.











Приложение 8.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 9.




























«За доблестный труд»
Приложение 10.



























25 лет после Победы в ВОв 1970 год

«50 лет ВООРУЖЁННЫХ СИЛ СССР»





















































9 мая 1975 год – 25 годовщина Победы в Великой Отечественной войне











1980 год – 35 годовщина Победы в Великой Отечественной войне.