Эффективные приемы работы с информацией на уроках русского языка


«Эффективные приемы работы с учебной информацией на уроках русского языка»
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией.
Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный характер.
При условии присутствия материала, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно будет ставить каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать её сомнению, сохранять, излагать, можно добиться выполнения требований Стандарта.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию.
Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией:
I. Получение, поиск и фиксация информации
II. Понимание и преобразование информации
III. Применение и представление информации
IV. Оценка достоверности получаемой информации
Формировать навык работы с информацией у младших школьников нужно начинать с первого класса, уже в период обучения грамоте.
Буквально с первых уроков, на с. «Азбуки», ребята сталкиваются с непонятным им словами. По мере работы над картинками, текстами азбуки, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.
Используя разнообразные методы, я подвожу ученика к тому, что, зачастую не зная лексического значения слов, нельзя постигнуть и самого текста.
Первый словарь, с которым знакомятся ребята первого класса – это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Далее ребенок подводится к мысли, что для того, чтобы лучше понять русские народные сказки, в пару к современному словарю С.И.Ожегова существует толковый словарь В.И.Даля.
Таким образом, мы поясняем архаизмы, которые продолжают использоваться в живом русском языке.
Процесс введения словаря в работу: 1 способ)ребятам показывают ряд книг художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь.Ученикам предлагается задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. При этом можно использовать групповые обсуждения, обсуждения в парах. Как правило, ребята быстро находят ответ на вопрос. Учитель читает статью из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми.В дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа незнакомого текста сильные ученики получают задание в конвертах или устно.2 способ) Встретились незнакомые слова.Ученикам предлагается задание: подумать, где мы можем посмотреть толкование слова.
По мере чтения более сложных текстов и необходимости введения понятий «синоним», «антоним», «фразеологизм» детей подводят к мысли о существовании словарей подобного типа.
Так при работе на уроках ребята сталкиваются с фразеологизмами «считать ворон», «заруби себе на носу», «бежать сломя голову». Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным является не одно слово, а целая фраза.
Первое знакомство с фразеологическим словарём выглядит так: я показываю два словаря — толковый и фразеологический. Прочитав название, ребята легко находят словарь, в котором содержится нужная им информация.
В учебнике «Русский язык» вводится понятие «антонимы», «синонимы». Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и антонимов.
Таким образом, к концу первого класса ученик уже знаком с четырьмя типами словарей: толковый, фразеологическим и словарями синонимов и антонимов.
Работа со словарями продолжается на уроках математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства. (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/10/01/navyki-raboty-s-informatsiey-na-urokah-russkogo-yazyka)
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка:
Найдите и выпишите слова среди напечатанных букв.
ВНРЦУМОСКВАЖСТКВЕСЕЛОВЕЫКДЛ
ЙХЫВОРОНАУЪДВОРОБЕЙУЩЛКН
Найдите и выпишите слова среди напечатанных букв, исправьте возможные в них ошибки.
ВНРЦУМАСКВАЖСТК (Москва)
ЙХЫВАРОНАУЪДВН (ворона)
Английский кроссворд
Найди слова и раскрась их.
ворона Россия
Москва воробей
М О В У К Г Я З Р Д
Е М О С К В А О О П
Н Х М С А Ы Щ З С В
Л З С М Е У Б И С О
В О Р О Н А М О И Р
З Р С Ф У Й В А Я Ц
Ж Р О Б Е Й В О Я З
В О В О Р О Б Е Й Я
Разгадай ребус и запиши получившееся слово:

Переставь слоги так, чтобы получились слова:
РОВОНА СИРОСЯ РОБЕЙВО
Замените развернутое определение одним словом.
   Например:
- Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь);
- Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал);
- комната для занятий в школе (класс);
- человек, который едет в поезде (пассажир);
- дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея);
- учащийся школы (ученик);
- длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал);
- ребенок женского пола (девочка);
- первый (второй – двенадцатый) месяц года (календарь);
- страна, расположенная в Европе и Азии (Россия);
- совокупность предметов, которыми покрывают тело (одежда);
- домашнее животное, родственник волка (собака);
- крестьянское, сельское поселение (деревня);
- домашнее крупное рогатое животное (корова);
- занятие, труд, деятельность (работа);
- мышечный орган в полости рта (язык);
- домашняя птица с красным гребнем на голове (петух);
- предметы, из которых едят, пьют и в которых готовят пищу (посуда);
- человек, который учит кого-нибудь в школе (учитель);
- маленькая серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи домов (воробей);
- белое сладкое вещество, получаемое из сахарной свеклы и сахарного тростника (сахар);
- водитель автомобиля (шофёр);
- огородное растение, растущее обычно кочаном (капуста);
- крупное промышленное предприятие (завод);
- учреждение, в котором собирают, хранят и выдают книги (библиотека);
- столица России (Москва).
На доске пишу предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".
- Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.
- Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.
- Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.
При знакомстве с новыми словами можно использовать небольшие шутливые стихи.
При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":
      Что за ли? Что за мон?
      В звуках нету смысла
      Но едва шепнут лимон –
      Сразу станет кисло.
   
При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:
      Взял Егор в углу топор      С топором пошел во двор      Стал чинить Егор забор,      Потерял Егор топор.      Вот и ищет до сих пор.      Поищи и ты топор.
Приемы работы со словами-антонимамина уроках русского языка:
Соедини слова стрелками:
ВЕЛИКАН ПРОТИВНИК ЗАКАТ ЮГ
БОГАЧ ВРАГ ЗИМА ВЕРХ
СОЮЗНИК ЛОДЫРЬ ПОДЪЁМ ВОСТОК
ТРУЖЕНИК КАРЛИК ЗАПАД СПУСК
ДРУГ БЕДНЯК СЕВЕР ЛЕТО
НИЗ ВОСХОД
Соедини картинки стрелками:



Приемы работы на уроках русского языка:
Прочитайте отрывок из «Сказки о царе Салтане...» А.С.Пушкина о князе, превратившемся в шмеля.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! Лови, лови,
Да дави его, дави...
Вот ужо! Пожди немножко,
Погоди!» А шмель в окошко...
Выпиши все слова, в которых есть шипящий звук [Ш].
___________________________________________________________
Прочитай отрывок из стихотворения
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А.Н. Плещеев
О каком времени года идет речь? ____________________________
Подчеркни стихотворные строки, которые подтверждают это.
Что такое «небесная лазурь»? _____________________________________________________
Пройди по лесенке и впиши в клеточки слова, обозначающие предметы.
Щ Щ Щ Щ Щ Щ Раздели слова на слоги. Возьми последние слоги из слов каждой строчки и составь из них новые слова. Запиши их.
а) облака, кора, отмель _________________________________
б) сало, ступа, вата ________________________________
в) купи, перо, снежок ______________________________
Раздели слова на слоги. Возьми первые слоги из слов каждой строчки и составь из них новые слова. Запиши их.
а) магазин, шипы, народ _________________________________
б) прутик, живёт, налить ________________________________
в) каша, ранка, дача, шипы ______________________________
Прочитай и запиши слова, написанные сначала жирным шрифтом, а затем курсивом.
МАКМЫШКАМАЛМИШКАМЕЛМИЛКАМЕЧПИЛКАМЕХ ВИЛКАЧЕХВИЛКИЧЕМВОЛКИ. Игра «Волшебные яблочки»
На доске слова слова:
Л…сица р…бята М…сква
М* роз г*рох
М*шина к*пуста
За*ц Р…ссия
На плакате нарисована яблоня с яблоками, на которых написаны буквы. Учитель сообщает учащимся, что это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами «А», «О», «И», «Е», «Я». Сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет слово.
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
14, 16, 19, 12, 3, 1 (Москва)
4, 16, 18, 16, 5 (город)
12,1,17,21,19,20,1 (капуста)
17,6,15,1,13 (пенал)
3,16,18,16,2,6,11 (воробей)
12,13,1,19,19 (класс)