Программа дополнительного образования детей Мой край Донской, казачий


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГУЛЯЙ-БОРИСОВСКАЯ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
____________С. Н. Лопатина
Приказ от 29.08.2014 № 242
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс «Мой край Донской, казачий»
Уровень общего образования – основное общее образование
6 -7 классы
Количество часов - 70
Учитель - Казьмина Елена Викторовна
Программа разработана на основе программно-методических материалов регионального казачьего компонента ГОУ ДПО РОИПК и ПРО (составитель С. Н. Рябухин, методист отдела филологии и искусства РО ИПК и ПРО) Ростов-на-Дону «РО ИПК и ПРО» 2012
63182520510500
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29. 12. 2012 года (ст. 2 п. 10) № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программно-методических материалов регионального казачьего компонента ГОУ ДПО РОИПК и ПРО (составитель С. Н. Рябухин, методист отдела филологии и искусства РО ИПК и ПРО), 2009г.Ценностные ориентиры рабочей программы кружковых занятий «Мой край Донской, казачий»
Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад и все, что было лишним или громоздким, не подходящим здравому смыслу, национальному характеру или климатическим условиям – все это отсеивалось неумолимым временем.
Донское казачество – это яркая и героическая страница в истории Российского государства. Донские казаки отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами.
Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский государь и «батюшка Тихий Дон». Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством.
Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков.
Материальная культура казаков развивалась в тесной связи с русской и украинской культурами, испытывая большое влияние Востока (со стороны кочевников и обитателей Кавказа).
Главные особенности материальной и духовной культуры казачества возникли и развивались вследствие специфических условий жизни и деятельности донцев.
Казаки любили носить военную форму; главное место в убранстве казачьего дома – куреня – занимало (после икон) оружие. Уже с раннего детства казачьих детей готовили к военной службе: обучали стрельбе из лука, ружей, рубке саблей, джигитовке на лошади.
Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно уже исчезнувшему укладу народной жизни. знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо.
Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.
По мнению ученых и педагогов – практиков, национальное воспитание – живой процесс, использующий творческие силы народа, должно учитывать местные условия, самобытность. Это особенно важно для России, имеющей 1650-миллионный народ и огромные территории. Поэтому на первый план выдвигается задача связанности ребенка с истоками культуры своего края, расширения и укрепления этих связей. Преподавание ИЗО должно базироваться на окружающей ребенка среде, традициях родного и близкого ему края. Беседа и практические занятия повышают творческую активность учащихся, активизируют воспитание национального самосознания личности, гражданина своего Отечества. В процессе овладения самосознания личности, гражданина своего Отечества. В процессе овладения художественными навыками дети приходят к пониманию красоты творчества. Значительную роль играют коллективные работы. Музыкальные и литературные произведения позволяют создать целостное представление о самобытной культуре казачества.
Цели курса:
развитие художестве6нно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна Донского края, родного села;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического познания окружающего мира, о социальных функциях донской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком пластических искусств на основе творческого опыта,
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме,
формирования устойчивого интереса к искусству Донского края, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
В основу рабочей программы положены следующие принципы:• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе дополнительного образования детей;• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования; Статусдокумента
В основе моей адаптированной рабочей программы дополнительного художественного образования детей положены программно-методические материалы регионального казачьего компонента ГОУ ДПО РОИПК и ПРО (составитель С. Н. Рябухин, методист отдела филологии и искусства РО ИПК и ПРО), 2009г.
Программа разработана в художественно-эстетическом направлении, включает учебно-тематический план, содержание курса (с раскрытием тем курса), список используемой литературы, помогает плодотворно организовывать занятия с детьми после уроков в школе. Программа составлена на основе требований к художественно-эстетическому образованию в общеобразовательной школе.
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р)
Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Место курса в программе дополнительного образования детей МБОУ Гуляй – Борисовской СОШ
В соответствии с программой дополнительного образования детей (художественно-творческое направление) МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, программа рассчитана на 70 часов. В соответствии с расписанием кружковых занятий МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, рабочая программа « Мой край донской, казачий» рассчитана на 70 часов.
Методы:
обучения:
диалогический, монологический, показательный, интегративный, проектов.
преподавания:
объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.
учения:
репродуктивный, частично-поисковый, исполнительский.
воспитания:
убеждения, упражнения, личный пример.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, творческие задания, выставка творческих работ, конкурс творческих работ на уровне школы, района, области.
Средства обучения: видеокассеты; диски; книги; журналы; репродукции; наглядные пособия, разработанные самостоятельно.В ходе реализации программного материала формируются следующие ключевые компетенции обучающихся:
Учебно-исследовательская:
-умение организовывать процесс изучения, осуществлять информационный поиск по теме, выполнять несложные аналитические наброски и эскизы, смешивать краски, для получения необходимой цветовой гаммы;
-умение связывать воедино и использовать отдельные части знания;
-умение обращаться к различным источникам данных и их использовать.
Социально-личностная компетенция:
-умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;
-знание общепризнанных социальных норм и ценностей;
-умение разрешать конфликты ненасильственным путем;
Коммуникативно-сотрудническая компетенция:
-умение осуществлять общение в рамках определенной предметной плоскости;
-умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты;
-умение самовыражать себя в изобразительном искусстве;
-умение устанавливать и поддерживать контакты;
-умение сотрудничать и работать в команде, ответственно относясь к своей части работы.
Личностно-адаптивная компетентность:
-умение применять полученные знания и умения в повседневной жизни;
-умение придумывать новые решения;
-умение быть упорным и стойким перед трудностями.
Программа создает предпосылки для понимания детьми того, что «созидающее воображение проникает своим творчеством всю жизнь, личную и общественную, умозрительную и практическую... что оно вездесуще» (Т. Рибо).
Умения и навыки технического воплощения результатов творчества приходят позднее, с возрастом.
Эмоциональное переживание состояния творчества продуктивнее, чем его конечные результаты. Для достижения эффекта эмоционального закрепления навыков творчества необходимо перенести акценты с результатов на сам процесс.
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ
Тема занятия Вид работ Кол-во часов
1 четв. «Графика Дона. Пейзажи и архитектура»
1. Донская геральдика. Графический проект 2
2. Фауна Дона (изображение коня) Лепка 2
3. Донской пейзаж. Наброски, зарисовки 2
4. Донской пейзаж с включением традиционного архитектурного объекта. Акварель 4
5. Реликтовая архитектура Дона. Графическая конструктивная композиция с включением стаффажа, антуража. 4
6. Традиционная архитектура. Казачий курень. Архитектурная зарисовка, аппликация, макет. 4
ВСЕГО: 18
2 четв. «Пейзаж, вещевой мир»
1. Природа и архитектура Декоративное панно 4
2. Декор посуды донских промыслов. Проект сервиза. 4
3. Донской натюрморт. Рисунок, эскиз. 4
4. Изразец с включением элемента
Фауны, флоры. Рисунок, лепка. 2
ВСЕГО: 14
3 четв. «Живопись, графика и духовный мир»
1. Образ донского казака. Эскиз 2
2. Образ донского казака (парадный портрет). Рисунок, лепка. 4
3. Образ донской казачки. Костюм. Эскиз, аппликация. 4
4. Герои донских писателей. Иллюстрирование, техника- по выбору. 2
5. Обрядовые сцены из жизни донского казачества. Этюды, зарисовки, панно (коллективная работа). 4
6. Обрядовые сцены из жизни донцев. Масленица. Зарисовки, гуашь. 4
ВСЕГО: 20
4 четв. «Моя малая Родина»
1. Из прошлого моего села. Рисунок 4
2. Пейзаж моего села. Эскизы, живопись. 2
3. Портрет односельчанина. Лепка, рисунок, живопись- техника по выбору. 4
3. Экология села, района. Эскиз, композиционный проект. 4
4. Фауна моей малой Родины. Зарисовки домашних животных (пастель, уголь, сангина). 2
4. Обобщение темы. Обсуждение творческих работ, экскурсия. 2
ВСЕГО: 18
ИТОГО: 70
В результате освоения данной программы ученики должны знать:
основные виды и жанры пластических искусств, представленные в донской культуре;
отражение в изобразительном искусстве быта, традиций донского казачества;
выдающихся представителей российского и донского искусства, их основные произведения
крупные художественные музеи Дона.
Уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов ИЗО, определять средства художественной выразительности на примере произведений донской культуры.
Содержание программы:
1 четверть «Графика Дона. Пейзажи и архитектура»(18 ч.)
Зарождение художественной культуры в первобытных обществах, населявших Донской край. Художественная культура народов, населявших Донской край в древности (греки, скифы, сарматы). Отражение в декоративно-прикладном искусстве мифотворчества. Зооморфные и антропоморфные мотивы в ДПИ кочевых народов
«Каменные бабы», «Степные идолы» - образцы культовой скульптуры кочевых народов.
Старо черкасский музей – заповедник – хранитель первых монументальных сооружений и живописных произведений, связанных с историей Донского казачества. Мотивы украинского барокко в архитектуре Войскового Воскресенского собора. Иконостас собора – шедевр ДПИ. Его структура и символика. Егор Греков. Колокольня собора – образец шатрового зодчества. Гражданское каменное зодчество XVIII в. (дом Жученковых, дом Булавина).
Эклектика как преобладающий стиль в городской архитектуре Дона XIX-XX вв.
Знакомство с произведениями выдающихся российских и донских мастеров архитектуры: М. О. Микешин, А. Н. Померанцев.

2 четверть «Пейзаж, вещевой мир жителей Дона»(14 ч.)
Художественная культура Донского казачества. Влияние русской, турецкой, украинской и иных бытовых культур на формирование орнаментального и цветового решения казачьего костюма XV-XVIII вв. Художественные особенности и своеобразие цветового решения костюмов казаков-некрасовцев – наследников и хранителей казачьей культуры I четверти XVIII века. Цветовая символика и эмблематика военного костюма казачества как составной части регулярной российской армии XIX-XX вв. Декоративное оформление экстерьера и интерьера казачьего жилища в XVIII-XIX вв.
Особенности декоративного оформления керамики, предметов быта.
Ростовского областного музея краеведения (зал редких и драгоценных экспонатов). Шедевры ДПИ в собраниях Азовского краеведческого музея. Кашинная керамика как образец восточного ДПИ средних веков.
3 четверть «Живопись, графика и духовный мир дончан» (20 ч.)
Донская парсуна(портретная галерея XVIII в.) – уникальное явление в региональной и российской художественной культуре. Портретная галерея атаманов Всевеликого войска Донского XIX-XX вв. Награды, ордена, медали, дарованные казачеству, как произведения ДПИ. Образы казаков в российском и зарубежном искусстве XIX-XX вв. (гравюра, офорт).

Донские образцы стилей и направлений в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени. Знакомство с произведениями выдающихся российских и донских мастеров изобразительного искусства: С. Н. Агаджанян, А. К. Аванесов, М. Б. Греков, Н. Н. Дубовской, Н. Н. Дурбах, С. Г. Корольков, И. И. Крылов, М. С. Сарьян.
Образцы художественных направлений XX в. В изобразительном искусстве.
Синтез искусств на примерах современных постановок донских театров. Искусство граффити. Документальное кино Л. Б. Мазрухо.
4 четверть «Моя малая Родина» (18 ч.)
История развития села, а позже – хутора Гуляй-Борисовка. Первый юрт на правом берегу реки Большой Эльбузд. Основатель села – Борис Поздеев. Высадка лесного массива. Посещения поселкового музея. Изображение натюрморта с включением предметов быта наших жителей.
ВОВ 1941-1945 года на территории Гуляй-Борисовского сельского поселения. Памятники - мемориалы в местах славы, где проходили бои.
Природа нашего края, ее особенности. Местные художники.
Портреты выдающихся односельчан в живописи, графике, скульптуре.
Экологические проблемы нашего края глазами художников школы: плакат, живопись, графика.
Изображение флоры и фауны нашего края.
Используемая литература:
1.А.Г.Лазарев «Архитектура и градостроительство юга России»VI-XX вв. Ростовский государственный строительный университет. Ростов-на-Дону.2008г.

2.А.Г.Лазарев, А.А.Кириллов, Э.А.Сокольский «Православное зодчество Донского края». Ростов-на-Дону.2005г. РГСУ.
4.С.Н.Рябухин. Примерная программа регионального компонента образования по изобразительному искусству. Ростов -на- Дону. Издательство обл. ИПКиПРО,2006г.
5.С.М.Завьялова «Культура Донского края» ФГОУ ВПО «ЮФУ» Зерноград,2007г.
6. Фотоальбомы Донского края.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечан.
1 2 3 4
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Д 2 Примерная программа начального общего по изобразительному искусству Д 3 Рабочие программы по изобразительному искусству Д 4 Учебники по изобразительному искусству К 5 Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) Д 6 Методические журналы по искусству Д 7 Учебно-наглядные пособия в виде таблиц Д 8 Энциклопедии по искусству, справочные издания Д 9 Альбомы по искусству Д 10 Книги о художниках и художественных музеях Д 11 Словарь искусствоведческих терминов П11а Раздаточный материал, разрабатываемый самостоятельно(принтер) 2. Печатные пособия
12 Портреты русских и зарубежных художников Электрон.носит13 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Д 14 Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц Д 15 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству Д 3.Технические средства обучения
16 Мультимедиа-проектор, ПК Д 17 Аудиторная доска с магнитной поверхностью Д 4.Экранно-звуковые пособия
18 DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы и т.д. Д 19 Презентации на CD-дисках: виды изобразительных (пластических) искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы Д 5. Учебно-практическое оборудование
20 Краски акварельные Ф 21 Краски гуашевые Д 22 Тушь Д 23 Ручка с перьями Д 24 Бумага А3, А4Д 25 Бумага цветная Ф 26 Фломастеры Ф 27 Восковые мелки Д 28 Пастель Д 29 Сангина Д 30 Уголь Д 31 Кисти беличьи Ф 32 Емкости для воды К 33 Стеки (набор) Д 34 Пластилин Д 35 Клей Д 36 Ножницы К 37 Рамы для оформления работ К Выст.
6. Модели и натурный фонд
38 Муляжи фруктов (комплект) Д 39 Изделия декоративно-прикладного искусства Д 40 Керамические изделия Д 41 Драпировки Д 42 Предметы быта Д 7. Игры и игрушки
43 Театральные маски Д 44 Маски Д 8.Специализированная учебная мебель
45 Столы учебные Ф 46 Стулья К 47 Стеллажи для книг и оборудования Д 48 Мольберт Д 49 Самодельная подвесная подставка для натюрморта Д В таблице введены символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько обучающихся (6-7 экз.), или для использования несколькими обучающимися поочередно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия, тема Планируемые результаты Жанр, вид искусства Виды деятельности.
Техника выполнения, организация занятия
() Вид
контроля Дидактический материал Дата Кол.
час.
план факт
1 четверть «Пейзаж, архитектура Донского края»
1,2 Донская геральдика. «Дон Тихий, его слава громкая». Научатся работать в паре, сумеют изобразить геральдический знак. Экслибрис (графика) Черная гелевая ручка, фломастер. Попарная работа. Входной, скрытая форма. Флаг, герб, карта Ростовской области, печать Войска донского 4.09
4.09 2
3,4 Изображение коня. «Где Дон льется, туда и конь рвется». Сумеют грамотно выполнять объемные изображения коня. Анималистический
скульптура Пластилин. Индивидуальная работа. Текущий М.Греков «Тачанка», К.Петров-Водкин «Купание красного коня», С.Олешна (скульптура) 11.09
11.09 2
5,6Донской пейзаж. Деревья, трава.
Смогут выполнить графические зарисовки. Пейзаж
Графика Простой карандаш, акварель. Индивидуальная работа. Врисовывание в пейзаж фигуры лошади. Текущий И.Шишкин «Дубы». Фотоальбом «Шолохов». 18.09
18.09 2
7-10. Донской
пейзаж с включением архитектурного объекта. Узнают принципы изображения архитектурных объектов. Архитектурная зарисовка
Акварель Зарисовки архитектурных конструкций, пленер. Текущий Слайды, фотоальбом арх-ры Донского края. 25.09
25.09
2.10
2.10 4
11-14. Традиционная архитектура. Казачий курень. Сумеют выполнять несложные зарисовки казачьего куреня. Традиционное жилище. Архитектура Архитектурная зарисовка. Простой карандаш, цветные мелки, цветная бумага. Индивидуальная работа. Текущий Таблицы «Казачий курень». Фотографии. 9.10
9.10
16.10
16.10
4
15-18Реликтовая архитектура Дона. Учатся изображать сельский пейзаж Культовая Архитектура Экскурсия, изображение местного прихода с фрагментами природы. Выставка детского творчества Рисование с натуры. 23.10
23.10
30.10
30.10
4
Всего за 1 четверть 18 18
2 четверть «Пейзаж, вещевой мир жителей Дона»
19-22 Природа и архитектура.
Приобретают навыки работы в коллективе, как изготовить коллаж. Пейзаж декоративный
Живопись Изготовление декоративного панно «Образ вещей донского быта, воплощенный языком декоративного искусства» (гуашь). Групповая работа по выбору. Вербальный Семикаракорский фаянс 7.11
13.11
13.11
20.11
20.11 4
23-26 Декор посуды донских промыслов. Учатся строить композицию натюрморта. Посуда
ДПИ, живопись Проект сервиза.
1. Урок – рисунок.
2. Цветовое решение.
Попарная работа. Скрытые формы контроля. Натюрморты Сарьяна, Машкова. 27.11
27.11
4.12
4.12 4
27-30. Донской натюрморт. Осваивают процесс стилизации натюрморта. Натюрморт декоративный Живопись. 1. Рисунок-эскиз
2. Цветовое решение (стилизация). Текущий Б.Т. Спорыхин «Сирень у окна», «Подсолнухи» 11.12
11.12
18.12
18.12 4
31-32.Изразец с включением элемента фауны, флоры. Учатся работать в ДПИ, лепить изразец. Декоративная композиция
ДПИ Эскиз с последующей лепкой(соленое тесто, глина). Текущий Семикаракорская керамика 25.12
25.12 2
Всего за 2 четверть 14 14
3 четверть «Духовный мир дончан»
33-36Образ донского казака Научатся выполнять эскиз казачьего костюма Костюм
ДПИ Индивидуальная работа. Эскиз костюма, пастель. Скрытый входной контроль Дидактические таблицы по мужскому костюму. В.Сураков «Стенька Разин» 15.01
15.01
22.01
22.01 4
37-38 Образ донского казака. Получат представление о декоре казачьего костюма. Парадный портрет Графика 1. Рисунок, композиция.
. Текущий Простой карандаш, тушь. С.Коненков «Степан Разин» 29.01
29.01 2
39-42Образ донской казачки. Костюм. Костюм
ДПИ Индивидуальная работа.
1. Эскиз (гуашь).
2. Аппликация. Текущий Дидактические материалы «Женский казачий костюм» 5.02
5.02
12.02
12.02 4
43-44 Герои донских писателей
Смогут изобразить героя произведения литературы Донских писателей. Иллюстрация
Живопись Индивид. Работа. Эскиз. Текущий Книги донских писателей. 19.02
19.02 2
45-48 Обрядовые сцены из жизни донского казачества (казачья свадьба) Узнают этапы выполнения панно, строить композицию, использовать нужные материалы. Бытовой
Живопись, ДПИ 1. Декоративное панно.
2. Оформление панно. Текущий И. А. Чарский «Казачки» 26.02
26.02
5.03
5.03 4
49-52 Обрядовые сцены из жизни донцев. Масленица. Продолжат учиться создавать тематическую картину. Исторический, бытовой Графика, живопись.. 1. Этюды, зарисовки. Карандаш.
2. Колористическое решение. Выставочный проект И.Пукирев «Неравный брак», Суриков «Взятие снежного городка». 12.03
12.03
19.03
19.03 4
Всего за 3 четверть 20 20
4 четверть «Моя малая Родина»
53-56 Из прошлого моего села. Учатся работать в историческом жанре Исторический
Графика 1. Рисунок (сюжетные зарисовки)
2. Гелиевая ручка. Можно попарно на темы: «Ярмарка», «В поле», «Военная тематика»
Текущий Фотографии села 2.04
2.04
9.04
9.04 4
57-58 Пейзаж моего села. Смогут выполнить сельский пейзаж Пейзаж
Графика, живопись. 1. Рисунок.
Определение техники по выбору.
Текущий Пейзажи Прохорова, Борщевского, фото людей села. 16.04
16.04 2
59-62 Портрет односельчанина. Закрепят пропорциональные отношения в изображении портрета.
Портрет
Графика, живопись 1. Рисунок.
Определение техники по выбору. Текущий фото людей села. 23.04
23.04
30.04
30.04 4
63-66 Экология села, района. Научатся изображать с помощью графического редактора. Плакат
Графика 1. Эскиз, выбор темы.
2. Компьютерная графика. Текущий «Агитплакат Дона» В.А.Резниченко, плакаты Моора7.05
7.05
14.05
14.05 4
66-68 Фауна моей малой Родины. Смогут изобразить дикого животного нашей местности. Анималистический Графика Рисунок графическими материалами по выбору. Текущий Рисование по представлению. Таблицы. 21.05
21.05 2
69, 70.Занятие – обобщение по темам года, подготовка к выставке. Научатся анализировать выполненные творческие работы. Беседа - экскурсия Подведение итогов года Отчетная выставка «Город мастеров» 28.05
28.05 2
Всего за 4 четверть 18 18
Всего за год 70 70
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ
от 27.08. 2014года № 6
Руководитель МС ________/Грекова Г.А./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________/Грекова Г.А./
29.08.2014года