Статья по теме: Сетевые проекты как способ формирования информационно — коммуникативных умений младших школьников.


Сетевые проекты как способ формирования информационно - коммуникативных умений младших школьников.

О.А. Романенко
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 5 г. Амурска



В современном мире цифровые технологии семимильными шагами завоевывают жизненное пространство человека. Самыми гибкими и восприимчивыми к освоению и получению зависимости от цифровых технологий являются дети, школьники младших классов и даже дошкольники, так называемее «цифровые аборигены». Они быстро осваивают телефоны, компьютеры и т.п., всё программное обеспечение к ним. Цифровая аппаратура – это уже неотъемлемая часть их жизни. Но также современное молодое поколение, растёт в эпоху стремительных перемен. Информация в нашем мире стареет с огромной скоростью.  Поэтому, к моменту окончания школы учащимся необходимо не только приобрести определённую сумму знаний, но и развить навыки самообразования, самостоятельной деятельности, генерации идей, принятия решений, работы в команде, работы с информацией, решения проблем, планирования
Сформированные коммуникативные умения – залог успешной жизни молодого человека, нахождение и проба «самого себя» в жизни. Одной из форм, способствующих формированию данных умений стали сетевые учебно-исследовательские проекты.
Для чего учителю выходить в Сеть и при этом вести туда детей? В конце концов, это не входит в прямые обязанности учителя... Но мы живём в 21 веке, называем себя современными людьми и, что еще важнее, хотим учить человека 21 века, которому по плечу все достижения цивилизации и который сможет внести свой вклад... Если мы с вами сегодня его поддержим и поможем в выборе формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, то мы выполним одну из важных задач современности – решение вопросов коммуникативного характера.
Сетевые проекты можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе цифровой технологии.
«Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности» (2).
Начальный результат участия в сетевых проектах:
1. Формирование умения работать с информацией и медиасредствами: умения находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами; кратко и ясно излагать свои мысли при общении в сети (конечно, с помощью взрослых!)
2. Развитие межличностного взаимодействия и сотрудничества: способности работать в команде; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умения сопереживать; уважать различные мнения.
3. Направленность на саморазвитие: осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
4. Формирование умений работы в сети Интернет: в wiki-среде; в сервисе Google; в блоге.
5. Совершенствование умений работы с цифровой техникой (фотоаппараты, цифровые микроскопы)
6. Формирование умений работы с программами обработки изображений и видео и др.
При работе над сетевым проектом могут возникнуть проблемы:
- Трудно переключить детей из «игрового» русла в информационное.
- Работа в команде. Возникают трудности с формированием лидера (каждый желает продемонстрировать свои умения!)
- Техническая сторона вопроса. Самим участникам команды нужно находиться либо в одном оснащённом техникой для каждого кабинете, либо работать в своей микро-сети. Нам с этим повезло - наличие мобильного класса с выходом в Интернет.
- В ходе работы сетевого проекта необходимо детей учить необходимым умениям, которые сам педагог изучает по ходу выполнения проекта.
Несмотря на все трудности и опасения, я решила, что вместе со своими учениками буду участвовать в сетевых проектах. Первым стал для нас проект "На гребне Амурской волны".Целью проекта было рассказ о своем городе, его истории, известных людях, интересных местах и представление данной информации через Интернет - сервисы участникам команд. В ходе участия мы научились работать с картами Google, ставить на них метки, выкладывать фотографии.
Следующим сетевым проектом, в котором участвовала наша команда был проект "Лукоморье есть на карте?". Ребята исследовали сказки А.С.Пушкина, учились создавать "облако слов", ментальные карты в программе spiderscribe, создавать презентации Google, работать с листами самооценки. Продуктом проекта стало создание собственной сказки "Приключения Ромы Петрова в новогоднюю ночь".
( http://www.slideboom.com/presentations/ )
Процесс участия нас так увлек, что вопрос о следующем сетевом проекте решился быстро - участвуем! Тема была интересна: "О чем говорят письма". Во время проекта ученики научились проводить социальный опрос, строить графики с соответствии с ответами на вопросы. Во время проведения проекта мы выяснили: люди перестали писать друг другу письма и отсылать их по почте! В лучшем случае несколько слов в смс или по электронной почте. В ходе сетевого проекта ребята познакомились с работой в сервисах paint.kads (создавали открытку к празднику) и learningapps (создавали интерактивный кроссворд).
Участие в сетевых проектах дало возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их c разных точек зрения и позволило обучающимся добиться глубины размышлений и выводов. Совместная деятельность формировала не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом обучающиеся учились выполнять разные социальные роли. Они получили опыт общения не только в своей группе, но и, самое главное, в группах, которые работали в проекте. Ребята получили возможность ориентироваться в потоке информации, быть социально адаптированным , быть открытым миру и доверять ему.
Проекты, в которых мы с детьми участвовали, проходили на платформе Хабаровского института развития образования. Но у нас есть стремление идти дальше, желание сотрудничать. Поэтому в следующем учебном году решили попробовать свои силы во Всероссийских проектах на сайте Nachalka.com
Но в сетевом проекте учатся все: и координаторы, и участники. Ведь каждый становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе. Безопасность детей в Интернете – один из ключевых вопросов при работе с детьми в сетевом проекте. Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного поведения в Сети, правила хорошего тона и этики. Учителю, как координатору проекта, необходимо помнить, что приводя детей в Сеть, мы несём ответственность за их безопасность и поведение в новой образовательной среде.
На просторах Интернета можно найти большое количество сетевых проектов, как для школьников, так для педагогов. Учитель, принимая участие в сетевом проекте, "обрекает" себя на овладения средствами представления информации в сети Интернет. Это расширяет профессиональный кругозор и повышает уровень профессионального мастерства. Все новые знания и умения педагог "пропускает" через себя и более качественно передает их своим ученикам.
Следовательно, участие в сетевых проектах учеников соответствует современным требованиям ФГОС, а также является стимулом для развития профессиональной компетенции педагога, повышения уровня самообразования.
«Мы ничему не учимся у того, кто говорит: «Делай, как я». Единственными нашими учителями являются те, кто говорят: «Делай со мной», – отмечал Жиль Делёз. Сетевые проекты представляют для этого широкие возможности.


Литература:
1. Алексеева Т.В. Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОC основного общего образования.
2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
3. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М., 2000.

Информационные источники:
http://novainfo.ru/article/6759
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
https://interactive-plus.ru/article/17619/discussion_platform
http://io2.nios.ru/index.
www.uchportal.ru  
setevye_proekty_i_issledovaniya.doc