Методический семинар Технология кооперативного обучения как способ формирования коммуникативных навыков учащихся

Методический семинар
учителя немецкого языка ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
Гайнуловой Натальи Владимировны
«Технология кооперативного обучения
как способ формирования коммуникативных навыков учащихся»

Слайд 1: Дорогие коллеги, здравствуйте. Конкурс «Учитель года» - явление, в первую очередь, крайне волнительное для всех конкурсантов, но гораздо в большей степени полезное для нас. Не секрет, что именно после конкурсов профессионального мастерства учитель начинает по-новому смотреть на себя как на профессионала. Так случилось и со мной.
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Изучение иностранного языка – один из важнейших путей совершенствования коммуникативных навыков. Я – учитель немецкого языка Кротовского образовательного центра Гайнулова Наталья Владимировна, и я представляю вашему вниманию свой профессиональный опыт, который, я надеюсь, позволит мне раскрыть секреты проведенного урока и ответить на вопросы, если таковые у вас возникли. Но начнем с небольшой загадки.
Перед вами логический ряд слов, одно из которых лишнее.
Ученик, учитель, урок, хобби, взаимодействие, процесс.
В течение 10 секунд подумайте самостоятельно, а затем, в течение следующих 10 секунд обсудите с коллегой, какое слово необходимо убрать из логического ряда. Подумайте и обсудите с коллегой, каким одним словом или понятием можно объединить оставшиеся слова. (ОБУЧЕНИЕ)

Совершенно верно, сегодня мы с вами поговорим об обучении школьников немецкому языку. Казалось бы, немецкий язык – совсем непопулярный иностранный язык сегодня. Именно поэтому мне, как учителю, просто необходимо сделать так, чтобы детям было интересно изучать такой «непопулярный» предмет.

Слайд 2: Я заметила, что при выполнении различных заданий на уроках, во время которых требуется работать в группах смешанного состава, дети не умеют взаимодействовать, организовать работу внутри группы, не всегда могут договориться и найти общее решение. Это затрудняло коммуникативную деятельность на уроке, что являлось первоочередной задачей.
Слайд 3: Размышляя над увиденным, я осознала, насколько при обучении важно формирование коммуникативных навыков, а не только изучение грамматической и лексической составляющей языка. Решение этой проблемы я нашла в использовании новых технологий. К технологии кооперативного обучения я пришла не сразу, но уже первые сдвиги в коммуникативном поведении ребят убедили меня в том, что технология работает на требуемый результат. Технология дает возможность всем ученикам принять на себя активную роль, включиться в познавательную деятельность в ходе урока, научиться организовывать работу внутри группы, а учителю организовать полноценную образовательную деятельность. Только при таком условии возможно сформировать навыки коммуникации.

Слайд 4: Тема моего методического семинара – «Технология кооперативного обучения как способ формирования коммуникативных навыков учащихся»
Слайд 5: Озвученные мной проблемы нашли отражение во ФГОС, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных и личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий, а именно:
умения при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;
умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умения осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

Слайд 6: Коммуникативный навык это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения. Собственно коммуникативные умения и навыки это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем говорим, где говорим и, наконец, с какой целью.
Слайд 7: Идея кооперативного обучения не нова: опытные коллеги узнают здесь основы педагогики сотрудничества и увидят элементы системно-деятельностного подхода. Истоки становления кооперативного обучения заложены в трудах Я. Коменского, Л. Выготского. Разработкой современных идей кооперативного обучения занимаются такие исследователи, как Роджер и Дэвид Джонсон (Roger и David Johnson). Изучив литературу по теме, я стала использовать приемы технологии кооперативного обучения на своих занятиях. Охотно поделюсь с вами своим опытом.
Но сначала задумайтесь на несколько секунд, уважаемые коллеги, что означает для Вас понятие «кооператив»?
Подумайте самостоятельно в течение 10 секунд, не совещаясь. Подумали? Кто может сказать свой вариант? А теперь подумайте, что такое кооперативное обучение? Также самостоятельно. Подумали?
Теперь поделитесь свои мнением с коллегой рядом, обсудите ваши мнения.
Представьте результат своего обсуждения. Резюмируйте ответ.
Конечно, вы все оказались правы.
Слайд 8: В методической литературе мы находим несколько определений понятия «Кооперативное обучение». В целом, эта технология подразумевает, что учащиеся работают совместно. Но означает ли это, что они не работают самостоятельно? Как вы сейчас?
Кооперативное обучение – это тщательно структурированная учебная деятельность, где учащиеся несут личную ответственность за индивидуальный вклад, участие и обучение. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем учащиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без нее задание не будет считаться выполненным. Именно это вы и могли наблюдать на уроке немецкого языка, когда ребята, поработав с таблицей, переходили в другие группы и помогали своим одноклассникам до конца заполнить таблицу.
Слайд 9: Основа кооперативного обучения - Прием «Три шага»: Подумай – Поделись с партнером – Представь классу.
Шаг первый: Подумай! В этой фазе все ученики работают самостоятельно, получают индивидуальные задания.
Второй шаг – это обсуждение результатов индивидуальной работы в парах или мини-группах, добавления, исправления, т.е. углубление собственных знаний по вопросу. И только на 3 этапе результаты работы пары или группы будут представлены всему классу.
Слайд 10: Новизна моего подхода заключается в том, что я в эту технологию добавила свои эффективные приемы работы, такие, как построение рассуждения по схеме и языковые и ролевые игры. Ребята любят играть на уроке, а в игре исподволь формируются и совершенствуются их коммуникативные умения и навыки. Кроме того, как говорится, импровизация тогда хороша, когда она подготовлена. Рассуждения по схеме, по плану, закрепленные в деятельности (как, например, на уроке у карты города Отрадный), откладываются в голове у каждого ребенка, ведь они имеют личностную ценность. Отработанные таким образом несколько монологов или диалогов легко трансформируются ребятами на последующих занятиях. Так и «рождается» импровизация на иностранном языке.
Слайд 11. Процесс формирования коммуникативных УУД достаточно длительный и проанализировать его можно только по результатам систематического мониторинга. Новые формы взаимодействия на уроке потребовали изменений и в использование адекватных форм и видов контроля. Контроль речевых умений охватывает различные формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный.  Назовем наиболее часто используемые для мониторинга виды заданий:
это задания на установление соответствия;
на установление последовательности частей текста;
на идентификацию и заполнение таблиц, схем;
на заполнение пропусков в тексте, написание письменных высказываний различных типов;
задания на трансформацию, ранжировку и на редактирование.
Выполнение некоторых из этих заданий вы могли наблюдать и на уроке.
Помимо объективных результатов мониторинга УУД, я, как учитель, могу с уверенностью сказать, что изменилась деятельность ребят на уроке - они научились договариваться, учитывать мнения друг друга и согласовывать свои действия при решении учебной задачи; при выполнении совместных проектов ребята научились бесконфликтно работать.
Конечно, нельзя утверждать, то кооперативное обучение – панацея от всех проблем, связанных с формированием УУД, в первую очередь, коммуникативных действий. Очень может быть, что некоторые ученики неохотно будут сотрудничать, даже если они достаточно мотивированы и нацелены на результат. Почему? Они боятся, что их внезапно спросят. Страх блокирует мыслительную деятельность.
Но у меня с моими учениками все получается.
При кооперативном обучении все учащиеся знают, что у них есть время подумать. (Шаг 1), а потом еще убедиться в его правильности с партнером, обсудив его. (Шаг 2). Это придает уверенность ученику слабому или нерешительному, заставляет его активно принимать участие в обсуждении. Безопасность и редукция страха – одно из условий успешного кооперативного обучения.
Слайд 12. Среди других таких условий можно выделить:
Работа в маленьких группах. (Группа не должна быть больше 4-х человек. Только в таком составе можно работать, не мешая другим группам и результативно инвестировать свой опыт в работу группы).
Саморегуляция и личная ответственность. (Все учащиеся должны быть готовы представить результаты работы группы и способны активизировать собственную мыслительную деятельность, т.к. каждый должен высказаться при обсуждении внутри группы).
Рефлексия способов индивидуальной и групповой работы. (Если члены группы оценивают так или иначе рабочий процесс, работа в группе будет прогрессировать.)

Слайд 13: Во время мероприятий в рамках конкурса «Учитель года»: на школьном этапе - во время урока и родительского собрания, на окружном этапе – во время урока, классного часа и урока-импровизации, и даже сегодня, опять же во время урока и в течение методического семинара я продемонстрировала элементы технологии кооперативного обучения. Сама технология внедряется не сразу. Она требует временных затрат от учителя, длительной и тщательной подготовки. Но когда дети привыкнут работать по-новому, учителю воздается все сторицей.
Слайд 14:
Достигнув первых ощутимых результатов при реализации этой технологии, я стараюсь делиться своими удачами, наработками на моей Интернет-странице. Но я еще учусь и у других коллег, черпаю опыт у них, ведь многие из них достигли более высоких результатов.
Слайд 15:
Конечно, останавливаться на достигнутом я не буду и продолжу изучение методической литературы с целью поиска других, не менее интересных приемов и технологий, но уже сейчас я довольна своим результатом, потому что с каждым уроком я все больше замечаю, что есть польза от этой технологии и что мои дети все охотнее общаются друг с другом, и, что самое приятное, – на немецком языке. А ведь еще великий Гете подчеркивал: « Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем». Поэтому, я надеюсь, обучая детей немецкому языку, я воспитываю патриотов своей страны, что является в наши дни главной задачей учителя и воспитателя.