Социальный проект «Экологический десант»


Конкурс исследовательских и социально значимых работ (проектов)
Название проекта:  Социальный проект «Экологический десант»
Авторы проекта:  Учащаяся 8 «А» класса – Фёдорова Ксения,
Михайлова Ольга
Консультанты  проекта:
Учитель химии- Ахмедова Оксана Акыевна
Название организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 12»
Метод   исследования:  
наблюдение, опрос, изучение
Материалы и ресурсы:
Технологии — оборудование: фотоаппарат,  компьютер, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система.
Технологии — программное обеспечение:  программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты.
Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия.
Другие принадлежности: инвентарь для уборки мусора;
Другие ресурсы: участники проекта в лице учащихся, членов  их семей, учителей, жителей города Бологое.
Организация вывоза собранного мусора – муниципальная
Финансирование экологического похода
Миссия проекта: формирование  экологической культуры, навыков социального проектирования, умения работать в команде, вести диалог с представителями различных социальных групп.
Цель проекта: Очистить улицы и парки города Бологое и от бытового мусора.
Задачи: сформировать проектные группы;
обучить учащихся азам социального проектирования;
организовать работу проектных групп;
организовать информирование общественности;
организовать и провести природоохранные и просветительские акции;
организовать уборку города и прилежащей территории;
предоставить отчёт о результатах проекта через  СМИ  Бологовского района, школьный сайт, социальную сеть «В контакте», на общешкольном родительском собрании;
представить опыт работы на районном конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России».
Объект исследования:
Объектом исследования является территория города Бологое
Гипотеза: Если благоустроить наш город, очистить его от мусора, то произойдет экологическое улучшение, и нам будет приятно жить в таком месте.
Социальная значимость: Личным примером показать,  как улучшить чистоту нашего города, взаимодействуя с органами местного самоуправления и жителями посёлка. Обратить внимание учащихся и их родителей на уважение чужого труда. Реализация  проекта будет способствовать повышению культуры поведения в  общественных местах, формированию у населения правильного экологического поведения  и недопущения несанкционированных свалок в городе

Целевые группы: учащиеся 7-8 классов;
педагоги;
семьи учащихся;
жители города

Сроки реализации     проекта:
2016 г.
Место реализации:  
город Бологое, Тверской области
Сумма затрат на  реализацию
проекта:
Актуальность и важность проблемы для города
Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, посёлок,  твои поля, реки, озера.  И, к сожалению, мусор тоже твой!  Мы  думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.
Вот и мы, когда идем в школу, на речку или просто гуляем, часто видим  разноцветье мусора! Он располагается где угодно, только не там, где надо. Интересно: неужели людям приятно смотреть, как город превращается в свалку?  Ведь мусор на улицах – это наше отношение к малой родине, к людям, к самому себе. Глядя  на всё это, понимаешь, что себя мы просто не уважаем.
Довольно часто можно увидеть такую картину в подъезде - выбиты окна и разбиты лампочки, неприличные надписи на стенах и "ароматные" пакеты с мусором возле квартир. Вряд ли кто-то у себя дома бросит на пол окурок или обертку от конфет, а подъезд - это уже "не моя территория", "кто-нибудь уберет". Почему? Можно ли, вынося мусор из дома, "промахнуться" мимо мусорного бака или вытряхнуть прямо на тротуар пепельницу из машины?! После пикников и дачных застолий остаются тонны пустых бутылок, пакетов, банок - всего, что превращает место, где мы живем, в огромную помойку. А ведь, что мешает нам самим убрать за собой?
Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем подъезде, дворе и посёлке, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?
  Город Бологое славится своими красивыми озёрами. Любители отдыха на свежем воздухе каждый год устраивают в таких местах пикники. Но, по уже сложившейся традиции и безответственному отношению к окружающей среде практически никто не убирает за собой мусор после таких пикников. А горы отходов и мусора после такого "цивилизованного" отдыха растут и растут…
Еще хуже обстоят дела во дворах: горы мусора оказываются просто возле мусорных контейнеров, а то и возле жилых подъездов, полные мусорные баки. А после такой "сортировки" остается весьма "приятный" пейзаж, которым приходится по неволе любоваться жильцам дома. Подобные ситуации наблюдаются в каждом дворе.
Но только  говорить, о данной  проблеме мало,  от этого не становится вокруг чище.  Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.
И вот, пришла нам такая идея – привлечь местные власти и население посёлка  к решению этой проблемы.  Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.
Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в городе и за его пределами, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в городе и на территории вокруг него, ведь не только у нас возникла эта проблема. А что делается за пределами населенного пункта, как утилизируется мусор и куда вывозится – это более глобальная экологическая проблема.
Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.
Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.
Мы разделились на микро-группы и проделали следующую работу:
1.​ Микро-группа «Социологи»  провели анкетирование среди учащихся школы, родителей, взрослого населения поселка.
Социологический опрос школьников:
Среди школьников проведен письменный соцопрос.
Были предложены следующие вопросы:
1.​ Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем городе Бологое?
2.​ Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?
Результаты соцопроса:
Опрошено: 98 учащихся
1-й вопрос: Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем городе?
- да: 77 учащихся;
- нет: 21 учащийся.
2-й вопрос: Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?
- да: 79 учащихся;
- нет: 19 учащихся;
Социологический опрос взрослого населения города
1.​ Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем городе?
2.​ В чем именно состоит эта проблема?
3.​ Что, по - Вашему мнению, необходимо сделать для решения
проблемы мусора?
4.​ Готовы ли Вы принять участие в субботнике?
5.​ Что еще Вы могли бы и хотели бы сделать для решения проблемы?
Результаты соцопроса:
Социологическое   исследование по проблеме мусора в городе Бологое
В начале года нами был проведён социологический опрос жителей города Бологое Анкета была посвящена проблеме мусора в нашем городе и его парках и скверах.
Цель проведенного социологического опроса – узнать отношение  жителей города   к проблеме мусора: насколько их беспокоит эта проблема, готовы ли они сами чем-либо помочь в ее решении.
Всего было опрошено 87 человек. Возраст опрашиваемых от14 до 68 лет, средний возраст = 35 годам
Первой из задач опроса было выяснение,  беспокоит ли население проблема мусора и в чем она состоит.
Вопрос 1.  Беспокоит ли Вас проблема мусора в вашем городе ?
В целом, по городу Бологое, жителей обеспокоены сложившейся ситуацией и считают, что на данный момент проблема стоит достаточно остро.
Вопрос 2.  В чем именно состоит эта проблема?
По мнению большинства опрошенных проблема состоит в том, что в  городе не достаточно налажен сбор мусора (81%), слишком  мало урн (34%) , низок культурный уровень жителей (22%) , да ещё и сокращён штат работников ЖКХ(16%). Это приводит к замусоренности  посёлка  и окрестностей, возникновению несанкционированных свалок.
Следующая задача состояла в том, чтобы выяснить, как жители  посёлка видят пути решения проблемы мусора и свое возможное участие в ее решении.
Вопрос 3.  Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы  мусора?
Значительная часть населения города (29% ответов) уверена, что в первую очередь необходимо увеличить количество урн. Многие в качестве возможных путей решения проблемы называли увеличение штрафов (11 %), субботники (28 %), воспитание подрастающего поколения (24 %)
Вопрос 4. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке мусора или обустройству мест сбора/складирования /отходов?
Большинство жителей  города (54%) готовы принимать участие в субботниках и считают, что только сами смогут решить проблему. Но есть и такие, которые полагают, что этим должны заниматься коммунальные службы(29%), которые за это получают зарплату. Практически все упоминают то, что количество уборщиков мусора необходимо увеличить, а так же повысить им зарплату.
Процент желающих выйти на субботники достаточно велик. Однако, по их мнению, необходима правильная организация субботников. Также можно разработать способы поощрения для тех, кто участвует в субботниках.
Вопрос 5. Что еще Вы лично могли бы и хотели бы сделать для решения  проблемы мусора?
Жители видят решение проблемы мусора собственными силами:
- в воспитании у подрастающего поколения культуры, аккуратности, уважения к чужому труду;
- в организации, проведении и участии в субботниках;
- в изменении собственного поведения («не мусорить, следить в первую очередь за собой»).
По мнению значительной, части населения посёлка, для решения проблемы мусора необходимы усилия как самих жителей, так и органов власти.
Важное значение, по мнению опрошенных, имеет воспитание и просвещение, как подрастающего поколения, так и взрослого населения.
Большое число людей готовы личным трудом участвовать в решении проблемы мусора. Нужна продуманная организация  субботников,   трудовых акций, разработка способов поощрения их участников, проведение конкурсов по благоустройству и озеленению придомовых территорий.
1.​ Микро-группа «Аналитики»  собрали информацию, в редакции  газеты «Новая жизнь».
Связавшись  по телефону с редакцией местной газеты «Новая жизнь», его корреспондентом Железным Юлианом Ивановичем, они выяснили, что проблема мусора актуальна не только для нашего города, но и для всего района и не раз затрагивалась на страницах газеты. Он сообщил, что  жители  города Бологое неоднократно обращались в редакцию по данному вопросу, но вот решить эту проблему газета одна не в силах.
Поиск обсуждения проблемы мусора в социальной сети Интернет  вывел их на форум Бологовского района, где обсуждается  эта тема. Вот выдержки: «Даже на своих улицах люди не только не наводят порядки, но и специально, не подумав, валят мусор. Неужели приятно смотреть на кучи мусора и отходов возле дома, пусть они даже в канавах, но ведь приятного и полезного мало».
Очень  понравилось высказывание одного жителя города «Чисто там, где не мусорят, чисто там, где убирают, чисто там, где уважают труд других, чисто там, где убирают за собой...». Следовательно, обозначенная проблема освещается в  средствах массовой информации и затрагивает не только наш город, но и весь Бологовский район.
Чем на данный момент более всего обеспокоено население нашего района в свете социально-экологических проблем? На этот вопрос микро-группа «Аналитиков» нашли ответ в докладе ….. на экологическом совещании администрации Бологовского района:
«Эти проблемы можно было бы изложить с наибольшей долей уверенности в следующей последовательности: — проблема уборки и утилизации производимого населением мусора, состояние полигонов ТБО, возникновение невероятного количества несанкционированных свалок мусора;—  отсутствие или неудовлетворительное состояние канализационных систем;
— изношенность и дефицит специализированных транспортных средств и контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов;
— несовершенство системы очистки населённых мест».Кроме мнения высокопоставленных лиц, мы изучили высказывания простых жителей, которые пишут о волнующих их проблемах на страницах социальных сетей. Мы увидели, что людей волнуют проблемы, касающиеся экологии района, в том числе и загрязнение берегов водоемов.
2. Микро-группа «Специалисты по работе с общественностью» 
провели  встречи с   главой  администрации  МО Бологовский район А.Г. Козловым. Данная проблема интересует местные власти и неоднократно обсуждалась. Администрацией разработаны  и опубликованы «Правила  по  благоустройству территории муниципального образования города Бологое», реализуется план благоустройства территории на 2016 год. Глава администрации  попросил помочь в сборе информации о местах загрязнения мусором территории города..   
3.​ Микро-группа «Юристы» изучили правовую  информативную базу проблемы:
-  «Правила  по  благоустройству территории муниципального образования», где прописаны обязанности населения города по уборке придомовых территорий;
- План администрации МО Бологовский район о благоустройству на 2016 год, где намечены даты проведения субботников на территории города.
- "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", вступивших  в силу с 1 сентября 2014 г.  Они выяснили, что запрета на уборку мусора с улиц в данном документе нет, а значит, школьники могут принимать посильное участие в субботниках.
4. Микро-группа «Исследователи»  собрали информацию по размещению несанкционированных свалок на территории города и нанесли данные на карту, провели мини-исследование, необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно учебным вопросам.
Учебные вопросы:
​ Что входит в понятие "экология" и "экологическая культура"?
​ Что такое мусор? Какие виды мусора можно найти  на улицах города и прилегающих территориях?
​ Какое время необходимо для разложения различного вида мусора в почве?
​ Как нужно утилизировать различные виды мусора, не причиняя вреда природе?
​ Как и куда нужно вывозить собранный мусор?
​ Какие обязанности должен выполнять каждый человек в отношении окружающей среды?
​ Как охраняют и заботятся об окружающей среде другие страны (их положительный опыт)?
Программа действий
Реализация  социального проекта «Экологический десант» предполагает  проведение работы в пять этапов:
1 этап – замысел проекта:
​ методом наблюдения  и изучения общественного мнения  выявилась проблема -  а именно,  грязные улицы города, парки и скверы, низкая активность населения по уборке территории города - которую захотелось решить.
 2 этап – планирование:
​ формирование проектной группы;
​ разработка проекта: определение целей, задач, результатов и эффектов проекта;
​ деление участников проекта  на микро-группы, каждая из которых имела свои задачи.
 3 этап - подготовительный:
​ информирование общественности,  об экологических проблемах в городе;
​ проведение мини-исследований по учебным вопросам для подготовки теоретической базы проекта;
​ работа проектных групп над своими задачами  и отчеты о готовности.
​ презентация проекта на районном конкурсе социальных проектов «Я - гражданин России»;
 4 этап – реализация проекта:
​ участие школьников и жителей города в  общепоселковой акции «Чистый двор, чистая улица, чистый город»
​ вывоз мусора на свалку;
​ размещение плакатов с призывами к чистоте.
 5 этап - диссеминация  результатов проекта:
​ рефлексия (анкетный опрос);
​ информирование школьного сообщества и жителей об итогах проекта через сеть школьный сайт, группу «В контакте», местную газету «Новая жизнь», общешкольное родительское собрание;
Результаты и эффекты
 
Ожидаемые результаты проекта Ожидаемые эффекты
Чистый город и прилегающая к нему территория. Изменившееся сознание участников проекта и их отношение к проблемам окружающей среды.
Размещенные на убранной территории плакаты с призывами к чистоте. Изменившееся отношение жителей и отдыхающих к чистоте на улицах города.
Долгосрочные эффекты:
желание участников проекта продолжать работу в этом  направлении;
привлечение учащихся  и жителей к участию в проекте на следующий год.
Планы действий  по реализации социального проекта «Экологический десант»
№ Мероприятия Дата Ответственные
1. Создание проектной группы  и мини-групп Координаторы
2. Обучение азам социального проектирования Координаторы
3. Разработка социального проекта Проектная группа,
координаторы
4. Провести социологическое исследование по проблеме мусора в городе Бологое Мини-группа «Социологи»
5. Собрать информацию об  актуальности проблемы в СМИ и  Интернете «Аналитики»
6. Изучить  правовую информативную базу проблемы с использование нормативных документов «Юристы»
7. Провести мини-исследование, необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно учебным вопросам. «Исследователи»
8. Провести конкурс сочинений о чистоте нашего города среди учащихся 5-6 классов. «Сценаристы»
9. Встретиться  с  администрацией с города, Собранием депутатов, старшими по улицам; «Специалисты по работе с общественностью»
10. Изготовить листовки, плакаты и  разместить их на зданиях, информационных стендах. «Агитаторы»
11. Изготовить флаеры и раздать их жителям города . «Агитаторы»
12. Создать в социальной сети «В контакте» группу по поддержке акции «Чистый двор, чистая улица, чистый город»; «Журналисты»
13. Провести рисунков-призывов к чистоте среди учащихся 1-4 классов. «Сценаристы»
14. Собрать информацию по размещению несанкционированных свалок на территории села и нанесли данные на карту; «Исследователи»
15. Подготовить статью о проекте в районной газете «Целина». «Журналисты»
16. Разместить информацию о проекте на школьном сайте; «Журналисты»
17. Участие в общегородской акции «Чистый двор, чистая улица, чистый город»
  Участники проекта
18. Акция «Чистый берег» Координаторы
19. Экологический поход Координаторы
20. Провести конкурс слайдфильмов «Мой любимый город» среди учащихся 7-10 классов «Сценаристы»
21. Анкетный опрос участников проекта «Социологи»
22. Информирование о результатах проекта на школьном сайте, «В контакте» «Журналисты»
23. Выступление с результатами проекта на общешкольном родительском собрании Проектная группа, мини-группы
Затраты на реализацию проекта
№ Наименование Количество Цена Общая сумма
1. Бумага для принтера 200-230 рублей
2. Катриджи для принтера 2950 рублей
3. Краска для  принтера 180 рублей
4. Файлы 100 рублей
5. Гуашь 80 рублей
6. Ватман 30 рублей
7. Кисти 120 рублей
8. Пакеты для мусора (60 литров) За счёт средств школы
9. Перчатки За счёт средств родителей
10. Грабли За счёт средств родителей
11. Лопаты За счёт средств родителей
12. Вёдра За счёт средств родителей
13. Транспорт для перевозки мусора - За счёт средств администрации села
14 Экологический поход - За счёт средств областного бюджета
  ИТОГО - Анкета
Уважаемый участник проекта «Экологический десант»,
просим ответить на наши вопросы.
1. Что изменилось в тебе самом в отношении к окружающему миру
(к природе, людям и др.)
2. Что, как ты думаешь, изменилось в твоих товарищах по проекту?
3. Участвовали ли твои родители в проекте (поставь галочку, в чем именно?)
- в подготовке
- в уборке двора, улицы, берега водохранилища
- в размещении плакатов
- другое
4. Как твои родители отнеслись к приглашению участвовать в проекте?
5. Как ты считаешь, нужны ли такие проекты и почему?
6. Будешь ли ты в дальнейшем участвовать в аналогичных проектах?
7. Предложи, какие социальные проекты (проекты, приносящие
пользу окружающим можно провести).