Весна — пробуждение природы



Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ «СОШ № 35»)
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 35 №-a
шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение
(«35 – а ШШ МАВУ»)
Тема урока: Весна : пробуждение природы.
(1 класс )
Разработала :
учитель начальных классов МАОУ "СОШ №35
с углублённым изучением отдельных предметов"
Потолицына Ольга Васильевна
г. Сыктывкар.
Цель урока:
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи урока:
Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной
Показать связь этих изменений с неживой природой
Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения
Воспитывать чувство гордости за родной край
Продолжать формирование элементов экологической культуры
Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;
Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
Оборудование:
учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 2» (А.А. Вахрушев),
карточки с заданиями для парной работы
карточка с заданием для групповой работы ( №1,№2,№ 3),
карточки для саморефлексии,
компьютер,
экран
Ожидаемый результат.
Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).
На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)
Ход урока:
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята.
-Поднимите руки, у кого сегодня хорошее настроение? Я надеюсь , что к концу урока оно будет ещё лучше.
Актуализация знаний и формулирование темы урока.
С чего мы с вами начинаем всегда урок?( с повторения)
Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.
- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека) Какая бывает природа?
- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)
- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)
-Какие времена года вы знаете?(ответы детей)
-Послушайте коми народную загадку и отгадайте , о каком времени года в ней говорится.
Лёд трещит, вода плещется,
Молодая царица умывается. (весна)
-Как догадались? По каким признакам?
-К какой природе относится этот признак?
-Выберите весенние месяцы и расставьте их по порядку.(расположены на доске в разнобой )
-Кто догадался ,какая тема нашего урока?
(Работа в группах. Карточки №1,№2,№3)
- Прочитайте стихотворения наших коми поэтов и скажите , о каких ещё признаках весны в них говорится?
1 группа- П. Образцов " Апрель" 2 группа- В.Демидов"Весна воды"
Звенят молоточком капели, Тук- тук- капели беглый ток
Проталины всюду видны, капели вьёт к витку виток.
И- вестники тёплой весны- Весна медведю мочит бок,
Грачи прилетели. Весна торопит лежебок...
(проталины, прилёт грачей) (просыпаются звери)
-Как автор называет грачей? -Кого автор называет лежебокой?
- Кто ещё просыпается? (ёж, барсук)
3 группа -П. Образцов." Весне"( отрывок)
...Муха проснулась,
Жужжит в тишине.
Муха проснулась.
Это к весне.
(появляются насекомые)
О зиме мы говорили , что зима - покой природы. А что можно сказать о весне ?
Весна –пробуждение природы. Уточните тему нашего урока.
Постановка проблемного вопроса.
-А вы никогда не задумывались, какой признак наступления весны самый главный? С чего же начинается пробуждение ?
-Какой главный вопрос нашего урока?
Совместное открытие новых знаний.
Давайте вернёмся к уже названным признакам весны.
-Почему прилетают птицы?(скоро распустятся листья, потом плоды -корм для птиц, появятся насекомые) -А почему распускаются листья на деревьях?( становится тепло)
-Почему тает снег , лёд на реках? ?( становится тепло)
-А почему становится тепло?(ярче светит солнце)
Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, потому что к этому времени солнечные лучи попадают прямо на Землю, а чем прямее они будут падать , тем станет теплее. Значит, в жизни растений, птиц, животных и неживой природы тепло играет важную роль.
-И так ,какой же самый главный признак наступления весны?
5.ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Работа по картине в учебнике .(стр.38)
Перед вами картина известного художника А.К.Саврасова. Что вы видите на ней? Перечислите предметы.(появляется запись)
небо берёзы грачи снег проталины облака Разделите на 2 группы.(живая и неживая природа)
-Какое время года изобразил художник?
(класс делится на 2 команды: мальчики ,девочки) Мальчики описывают предметы неживой природы , девочки -живой.
Как вы думаете , у кого получилось более красочное , образное описание?
-Грачей называют вестниками весны, они самые первые прилетают к нам. Как бы вы назвали эту картину?
(учебник стр40)
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
-Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?(Только синица жила с нами зимой, а остальные улетали)
Зимой мы помогали синице кормом, а весной можем помочь -жильём. Как?
стр45(как делается синичник)
(стр 40 .)Почему эти растения называются первоцветами?(они первые появляются и цветут)
- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) Опишите растение , что вы о нём знаете?
-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
- Догадайтесь ,о каком растении я говорю? Так звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
Охрана растений.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
( Главная мысль стих.)
-Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
6.Физминутка
7.Первичное закрепление.
-Послушайте ( прочитайте) историю про медвежонка Винни Пуха.( Текст со стр 44 учебника напечатан на карточке.)
-Исправьте ошибки Винни -Пуха. Какие ошибки заметили? Прочитайте исправленный рассказ.
8.Практическая часть урока (начало формирования умений).
-Работа в парах.
- Все события весной наступают в определённом порядке. Восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде .(рабочая тетрадь стр52 №4)
Проверка
9 . Подведение итогов.
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».
- Как вы понимаете их?
- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.
Самооценка.
- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.)
10.Домашнее задание.
- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)
- По желанию вместе с родителями изготовить синичник (чертёж на стр. 51).А потом вместе с родителями мы повесим их в школьном парке.