Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»


МБУ ДО Районный Центр Внешкольной работы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Экологический десант в природу на тему:
«Чистые родники России»

Разработала:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МБУ ДО РЦВР
Ряжских Ираида Борисовна
г. Красный Сулин
2015 г.


Экологический десант в природу на тему: «Чистые родники России»
(у родника в поселке Пригородном)
Цель: Показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека.
Задачи: Развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации; умение работать командой, соревноваться.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении родников виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование: медиапроектор, видеопрезентация, раздаточный материал (карта знаний), оформление кабинета (главные вопросы темы оформляются на доску), красная книга, изображение воды и источников, 2 ложки, 2 тарелки. Пригласить учителя химии.
Место проведения: лес, река, поле (в данном случае у родника в поселке Пригородном г. Красного Сулина), анализ в классе.
Направление: экологическое.
Аудитория: учащиеся 4-5-х классов.
Время: 60 мин.
Ход мероприятия:
В ходе мероприятия дети заполняют путевые листы (Приложение 1)
ЧАСТЬ 1. Около родника.
Определение темы и целей занятия.
(Чтение стихотворения учеником)
Родник был неприметен, неказист,И не мечтал о водопадах.Порой жалел, что не плечист,Но дело было не в наградах.
Журчит родник, щебечут звонко птицы,Цветут цветы, течёт-поёт ручей.Родник легко обидеть, он ранимый,Он всем принадлежит и он ничей.
Храни родник, как жизнь, как божий дар!Не сотвори вовек ему плохого!Журчит родник... И сердце расцветёт,Как от приветно сказанного слова...
Действия учителя Действия ученика
О чем пойдет речь на классном часу?
Итак, какова тема нашего занятия?
А куда совершаем мы наш экологический десант?
Определите цель занятия?
- Об одном из богатств нашей планеты – о родниках.
- Экологический десант в природу.
- Нас сегодня будет интересовать родник.
- Поговорить о воде, о ее пользе, дать определение родника, посмотреть на экологические проблемы.
Формулируем основные вопросы:
Что такое вода? Что такое родник? Что такое экология? (теория)
Почему самый чистый? (теория с практикой)
Как сделать чистым? (эксперимент с практикой)
Зачем сохранять чистым? (выводы)
Отвечая на данные вопросы, мы заполним наши путевые экологические листы (раздаточный материал Приложение 1.)
По дороге к роднику учитель ведет с ребятами беседу, загадывает загадки, предлагает решить ребусы, на одном привале организует игру «Водоносы»
- Что такое экология?
- Что такое природа?
- Какие природные ресурсы вы знаете?
- Что такое вода?
- В каком состоянии может быть вода?
«Загадки» (индивидуальное задание ученику)
1. Без пути и без дорогиХодит самый длинноногий.
 В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь)
2. На дворе переполох –С неба сыплется горох.Съела шесть горошин Нина –У неё теперь ангина. (Град)
3. Мягкий он, а  не подушка,
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь – ручей. (Снег)
4. Кругом вода, а с питьём беда! (Море)
5. Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь? (Туман)
А знаете ли Вы что… (индивидуальное задание ученику)
Без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут, и не  будут развиваться.
75% поверхности Земли покрыто водой. 97,5% всей воды планеты сосредоточено в океанах, и только 2,5% воды является пресной. 70% от всего количества пресной воды заключено во льдах. Из оставшихся 30% большая часть пресной воды загрязнена, и только 1% можно назвать чистой водой.
Россия располагает большими запасами подземных вод, их потенциальный ресурс оценивается в 230 км3 в год, из которых 60% приходится на Европейскую часть РФ. Средняя водообеспеченность населения у нас одна из самых высоких в мире.
Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде.
Чистота и прозрачность байкальской воды – результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год;
В человеке среднего веса четыре-пять ведер воды;
При утрате 2% воды от массы тела у человека появляется жажда, при потере 6-8 процентов - полуобморочное состояние, при потере 10% - начинаются галлюцинации и появляются проблемы с глотанием. При нехватке 12% - человек погибает.
Первый закон об охране вод был написан Петром I.
35 миллиардов долларов ежегодно тратят жители развитых стран мира, покупая воду в бутылках. 2,7 тонн пластмассы каждый год расходуется на производство пластиковых бутылок, в которые затем разливается вода. 86% этой пластмассы оказывается в окружающей среде, вызывая гибель живых организмов.
РЕБУСЫ: Приложения 2,3,4,5,6
ЧАСТЬ 2. У родника.
Учитель Ученик
Ребята, сегодня мы пришли в необычное место, волшебное: по своей красоте, первозданной чистоте. Где мы?
Что такое родник?
Как он образовался?
Какие бывают родники? Каким является этот?
Почему вода в роднике называется «живой»?
Какого санитарное состояние этого родника?
А почему многие родники исчезают? Кто в этом виноват?
Что делать?
Какая наука учит бережно относиться к природным богатствам? - Мы у родника.
- ( заранее приготовлено учащимся) Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). (ВИКИПЕДИЯ)
- Идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником. Родник, из которого вытекает маленький ручей, может быть началом реки.
- Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими и постоянно действующими и др.
По температуре родники делятся на холодные, тёплые, горячие, кипящие.
Данный родник нисходящий, холодный.
- Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется.Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий. Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет.На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность. Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае мы говорим о родниках и ключах, во втором – об источнике минеральных вод.
- Санитарное состояние родника на момент обнаружения – не удовлетворительное.
Донце и руслогрязные, как и вода. Вокруг родника обнаружен хозяйственный мусор: полиэтиленовые бутылки, пакеты, бумага.
- Они загрязняются, а загрязняют их люди бытовыми отходами, моют машины и многое другое.
- Очистить территорию вокруг родника (дети собирают мусор в мешки и уносят их в контейнеры).
- Экология.
УЧИТЕЛЬ ДОПОЛНЯЕТ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПО ХОДУ ВСЕЙ БЕСЕДЫ.
Результат работы: зарисуйте этот родник.
Игра «Водоносы»
Цель игры: формирование и развитие навыков аккуратности, осторожности, внимательности, умения «держать себя в руках», точности движений.
Оборудование: при условии, если соревнуются между собой две команды, потребуется, четыре пластмассовые или железные либо алюминиевые миски, две из которых наполнены водой, а две — пустые, две столовые ложки из нержавеющей стали или алюминия, можно деревянные.
Ход игры:
Одновременно в соревновательной эстафете принимают участие все дети.Через несколько шагов, на небольшом расстоянии от команды, устанавливаются первая (с водой) и вторая пустая миска.Ведущий раздает каждой команде по одной ложке, объясняя правила игры и поздравляя их с тем фактом, что они теперь стали почетными водоносами. По правилам, игрок должен набрать в ложку воды, а затем осторожно, чтобы не расплескать ее, держа ложку за ручку, на вытянутой руке донести ее до пустой миски и вылить в нее воду. Причем по условиям не разрешается помогать себе другой рукой, чтобы придержать ложку: действовать следует лишь одной рукой. Затем, вернувшись к команде, передать ложку следующему игроку, который снова наберет воды и проделает то же самое вплоть до того момента, пока не закончится вода в первой миске.
Побеждает та команда, которая не только быстрее по времени переносил всю воду, но и меньше всего ее прольет.
Практическое занятие:
- Сегодня с нами экологический десант совершает Ольга Федоровна Александровна, учитель химии, она нам покажет и расскажет, как можно в условиях природы очистить воду. (Показ опыта)
-Ольга Федоровна, требуется ли этой воде из родника очистка?
- Какую воду нужно чистить?
- Как правильно ее отфильтровать?
Зарисовка опыта в листе.
Создание ситуации успеха:
Слово учителя: Закройте глаза, представьте, что где-то в Глубинах Космоса, этой бесконечной жизни, вспыхнул свет и в мгновение ока достиг Земли – матушки. Лучик света, такой трепетный и нежный, но преисполненный величия и силы звездочкой коснулся поверхности Земли и там, в глубине ее, вдруг возникло движение.К точке касания стали стремительно, но спокойно подниматься волны неизъяснимой радости, одна за другой. Это сама жизнь в Прекрасной Полноте своей является перед нами.Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни, и, наполнившись живым светом, пролейтесь наружу живой Водой.И вот он, родник, возникает из Вас самих…Легкими, неслышными толчками изливается из глубины хрустальная вода, и наполняется чаша до краев и светится вода сиянием солнечных лучей, окрашенная лазурью небесного свода и пением птиц.Журчит ручей, бегущий навстречу множеству ручейков, чтобы объединиться где-то там, вдали в океане.Зачерпните чашей рук своих воду родника, поднесите к лицу своему и ощутите запах свежести необыкновенной. Вкусите этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни, данной нам Отцом Небесным в сиянии Воли Его.Наклонитесь над зеркалом родника и всмотритесь в прекрасные образы, всплывающие в нем. А все кривое, безобразное ложится на дно, окутывается песчинками, исчезая в забытьи. Посмотрите вокруг себя – этот мир раскрылся сияющей Красотой – необозримой и вечной!
Чтение стихотворения учащимся:
Живой родник, с живой водоюПриродой нам подарен он,И мы сберечь должны с тобою,И людям тем большой поклон,Кто родники оберегает,И чтит природные дары,От всех невзгод родник спасает, Как светлый лучик доброты.
( Ребята пьют из «живого» источника)
Дорога в школу
Конкурс ораторов:
Учитель: Вы насытились мудростью веков, мудростью поколений, мудростью матери-Земли, а теперь я хочу проверить, насколько вы мудры. Докажите или опровергните следующее рассуждение:
Родник – не просто источник питьевой воды, это – живая нить, которая связывает насне только с прошлым, но и с будущим.Народная мудрость
ЧАСТЬ 3. В классе.
ВЫВОД: Вода - одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Одним из источников пресной чистейшей воды является родник.
- Ребята, как нужно охранять родники?  (ответы детей)
- Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.
Чтение стихотворения учеником:
В природе путешествует вода,Она не исчезает никогда:То в снег превратится, то в лёд,Растает - и снова в поход.
По горным вершинам,Широким равнинам.Вдруг в небо взовьётся,Дождями вернётся.
Вокруг оглянитесь,В природу вглядитесь:Вас окружает везде и всегда - Эта волшебница, чудо - вода!
Учитель: Возьмите листок обратной связи и заполните его.
 Я сегодня задумался:
Я сегодня узнал:
Меня удивило:
Я сделал вывод:
Учитель: В заключение нашего мероприятия давайте посмотрим видеоролик (прилагается) и ответим на следующие вопросы:
1. Какие экологические проблемы поднимает автор видеоролика?
2. Какие экологические вопросы вы хотели бы еще затронуть?
3. Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес…». О чем говорил Пришвин?
Источники:
http://festival.1september.ruhttp://pedsovet.suhttp://mudryj-gnom.3dn.ruhttps://ru.wikipedia.orghttp://yandex.ru/imageОвчинников А. М. Общая гидрогеология. М., 1954
http://www.openclass.ruОрлова Л. «Тайный код воды». Минск., 2006
Приложение 1
2927985342901 часть
Экология – это __________________
_______________________________
Очистка воды в природе: (практический опыт с учителем химии)

3319780819152 часть
Вода – это _________________________
Родник – это _______________________
Зарисовать родник.

3499485723903 часть
Польза родников:

330835025404 часть
Листок обратной связи:
 Я сегодня задумался: ________________________
_______________________________
Я сегодня узнал: ________________________
______________________________________
Меня удивило: ________________________________________
Я сделал вывод: _______________________________________________
Кто виноват?
1
2
3 Что делать?
1
2
3
Приложение 2

Приложение 3
1121410530225
Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6