Социально-экологический проект на тему Экологический десант


МБОУ Паршиковская СОШ
Всероссийская акция
«Я – гражданин России»
Социально-экологический проект
"Экологический десант"
Авторы проекта:  учащиеся 8-9 классов МБОУ Паршиковской СОШ
Руководитель – Людмила Александровна Поцелуева, учитель географии
2015- 2016 учебный год
Информационная карта проекта.
Название социально-экологического проекта «Экологический десант»
Руководитель проекта – Поцелуева Людмила Александровна, учитель географии МБОУ Паршиковской СОШ.
Участники проекта - учащиеся 1-11 классов, педагоги, родители, представители общественности.
Основные направления  деятельности:
- исследовательская,
-просветительская,
агитационно – краеведческая.
Предмет проекта - экологические проблемы окружающей среды
Миссия проекта - формирование  экологической культуры, навыков социального проектирования, умения работать в команде, вести диалог с представителями
Гипотеза проекта – «Природа живёт или выживает?»
Методы работы - практическая деятельность, творческая, опрос. Целевые группы
Социальная значимость - реализация  проекта будет способствовать повышению культуры поведения в  общественных местах, формированию у населения правильного экологического поведения.
Сроки реализации- сентябрь 2015г. по февраль 2016 г.
Актуальность проекта
«Помоги своим личным участием всему живому на планете, и ты спасёшь себя, человек!»
Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, посёлок,  твои поля, реки, озера.  Процесс охраны окружающей среды имеет планетарный масштаб. Мы изучили, насколько нуждается в охране природа Цимлянского района.
Мы выяснили, чтобы сохранить природу родного края, недостаточно только знаний о ней, необходимо осознание среди многих людей её неприкосновенности и необходимости бережного отношения к ней. Этого можно достичь, используя различные способы пропаганды и активно привлекая различные слои населения к природоохранной деятельности.
Необходимо:
- исследовать проблему на примере Цимлянского района;
- организовать разъяснительную работу о ценности природы и её антропогенной уязвимости, значении охраны окружающей среды;
- осуществить систему конкретных природоохранных и агитационных мер, способствующих охране окружающей среды.   
Но только  говорить об экологических  проблемах мало.  Эти проблемы нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию. А для того, чтобы воплотить эту идею мы разработали проект.
Нам предстоит проанализировать экологическую ситуацию в районе, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание жителей задуматься над проблемами.
Цель проекта:
формирование гражданского сознания и социально-экологических инициатив всех слоев населения через разнообразие форм природоохранной и пропагандистской деятельности.
Задачи:
- формировать экологическую культуру всех слоев населения путем проведения социально-значимых экологических мероприятий;
- развивать социально-творческую активность через участие в природоохранных форумах, организацию фотовыставок;
- вовлечь школьников, их родителей, жителей в активную природоохранную и агитационную деятельность: высадка саженцев деревьев и кустарников, сбор мусора, изготовление листовок;
- популяризовать идеи экотуризма среди населения путем организации экологической тропы.
Сбор и анализ информации
В рамках этой деятельности учащиеся собрали и проанализировали информацию по заинтересовавшей их проблеме.
Для эффективной работы над проблемами были организованы микро-группы.
1.​ Микро-группа «Социологи»  провели социологический опрос среди учащихся школы, педагогов, родителей, населения.
Были предложены следующие вопросы:
1. Знаете ли Вы экологические проблемы на территории Цимлянского района?
2. Знаете ли Вы последние постановления РФ, РО и Цимлянского района по охране природы Донского края?
3.Что такое экология и как вы понимаете выражение «Современная экология - это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам»»?
4. Хотели бы ВЫ принять участие в социально-экологическом проекте?
Результаты соцопроса:
Всего было опрошено 67 человек. Возраст опрашиваемых от 14 до 68 лет, средний возраст -35 лет
1. Знаете ли Вы экологические проблемы на территории Цимлянского района?
Ответили:
Да – 74% Не знаю – 26%
2. Знаете ли Вы последние постановления РФ, РО и Цимлянского района по охране природы Донского края?
Ответили:
Да – 12% Не знаю – 88%
3. Что такое экология и как вы понимаете выражение «Современная экология - это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам»»?
Ответили:
Да – 53 % Не знаю – 47%
4. Хотели бы ВЫ принять участие в социально-экологическом проекте?
Да – 85% Нет – 15%
Это был подготовительный этап проекта. Проведя социологический опрос, пришли к выводу: чтобы сохранить природу родного края, недостаточно только знаний о ней, необходимо осознание среди многих людей её неприкосновенности и необходимости бережного отношения к ней.
Этого можно достичь, используя различные способы пропаганды и активно привлекая различные слои населения к природоохранной деятельности:
1. листовки, открытки с изображением растений и животных, анкетирование;
2. беседы, викторины, классные часы, праздники в защиту природы, плакаты, экологические знаки и аншлаги, стенгазеты в защиту природы;
3. природоохранные форумы, организация фотовыставок,
4. высадка саженцев деревьев и кустарников, сбор мусора
5. экотуризм.
Была выдвинута проблема – максимальное привлечение школьников, педагогов, родителей, общественности к активному эколого-просветительскому природоохранному всеобучу, направленному на увеличение числа сторонников охраны природы.
Коллективная деятельность должна привести к естественному стремлению каждого участника проекта к самоорганизации, самореализации и саморазвитию на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение интересов детей и их родителей, развитие гражданской инициативы и ответственности.
Жители видят решение проблемы собственными силами:
- в воспитании у подрастающего поколения культуры, аккуратности, уважения к чужому труду;
- в организации, проведении и участии в субботниках;
- в изменении собственного поведения («не мусорить, следить в первую очередь за собой»).
По мнению значительной части населения, для решения проблемы необходимы усилия как самих жителей, так и органов власти.
Важное значение, по мнению опрошенных, имеет воспитание и просвещение, как подрастающего поколения, так и взрослого населения.
Большое число людей готовы личным трудом участвовать в решении проблемы. Нужна продуманная организация  субботников,   трудовых акций, разработка способов поощрения их участников, проведение конкурсов по благоустройству и озеленению придомовых территорий.
2.​ Микро-группа «Аналитики»  собрали информацию в редакции  газеты «Придонье», в Интернете. Они выяснили, что проблемы актуальны для всего района и не раз затрагивалась на страницах газеты.
Чем на данный момент более всего обеспокоено население нашего района в свете социально-экологических проблем?
Проблемы:
- Цимлянского водохранилища,
- малые реки района,—  уборки и утилизации производимого населением мусора,
- возникновение невероятного количества несанкционированных свалок мусора;—  качество питьевой воды,— несовершенство системы очистки водыКроме мнения высокопоставленных лиц, мы изучили высказывания простых жителей, которые пишут о волнующих их проблемах на страницах социальных сетей. Мы увидели, что людей волнуют проблемы, касающиеся экологии района, в том числе и загрязнение берегов водоемов, Цимлянского водохранилища.
Последние новости газеты «Придонье» от 13.02.2016г. в разделе «Экология»
Статья «Чтобы сохранить море»
3.​ Микро-группа «Юристы» изучили правовую  информативную базу проблемы.
Базовые компоненты государственных нормативно-правовых актов по данной проблеме
Конституция Российской Федерации
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии …» (статья 42).
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 58).

Конвенция о правах ребёнка
Несовершеннолетние имеют права: «на первоочередное внимание и наилучшее обеспечение интересов…, свободно выражать своё мнение, включая свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода…, на доступ к информации».

Глава 26 Уголовного Кодекса Российской Федерации
Статья 262 предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшее причинение значительного ущерба.
Глава 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
«За несоблюдение экологических требований при складировании отходов производства влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда…»
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В главах третьей, пятой и седьмой рассматриваются вопросы местного значения, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в нём, а также механизм принятия правовых актов органами местного самоуправления.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
В этом законе указаны правовой режим, меры охраны природных объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных.
Федеральный закон
«Об особо охраняемых природных территориях»
Регулирует отношения в области «организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных природных комплексов…, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения.» В статье 27 раздела 6 чётко указано, что «на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы».
Областной закон от 11.03. 2003 № 316-ЗС "Об охране окружающей среды в Ростовской области" 
30 декабря 2015Постановление минприроды РО от 30.12.2015 № П-36 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных ..."ноября 2015Постановление минприроды РО от 10.11.2015 № П-31 "Об утверждении Административных регламентов предоставления министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области государственных услуг"сентября 2013Постановление Правительства Ростовской области от 22.08.2013 № 526 "Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и ..." /
Постановление Правительства Ростовской области от 05.02.2013 № 48 "Об утверждении Стратегии сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года"Постановление № 1362 от 25.10.2010г. "Об утверждении районной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рационального природопользования на 2011-2015 годы на территории Цимлянского района»
Постановление №1370 от 14.12.2011г. "О внесении изменений в постановление Администрации Цимлянского района от 25.10.2010 г. №1362 «Об утверждении районной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рационального природопользования на 2011-2015 годы на территории Цимлянского района»
4 Микро-группа «Исследователи» провели мини-исследование Цимлянского водохранилища, реки Кумшак, прилегающей территории.
Программа действий
Реализация  социального проекта «Экологический десант» предполагает  проведение работы в пять этапов:
1 этап – замысел проекта:
 методом наблюдения  и изучения общественного мнения  выявилась проблемы -   грязные улицы посёлка, берега водохранилища, низкая активность населения по уборке территории посёлка - которую захотелось решить.
2 этап – планирование:
​ формирование проектной группы;
 разработка проекта: определение целей, задач, результатов и эффектов проекта;
​ деление участников проекта  на микро-группы, каждая из которых имела свои задачи.
3 этап - подготовительный:
 информирование общественности,  об экологических проблемах в посёлке;
​ проведение мини-исследований по учебным вопросам для подготовки теоретической базы проекта;
​ работа проектных групп над своими задачами  и отчеты о готовности.
​ презентация проекта на районном конкурсе социальных проектов «Я - гражданин России»;
4 этап – реализация проекта:
 участие школьников и жителей в   акциях «Чистый двор, чистый посёлок, чистый родник»
Участие в конкурсах, фестивалях по охране окружающей среды,
Проведение классных часов, школьных мероприятий по экологическим проблемам, субботников
посадка деревьев и кустарников
 вывоз мусора на свалку
5 этап - диссеминация  результатов проекта:
​ рефлексия (анкетный опрос);
​ информирование школьного сообщества и жителей об итогах проекта через сеть школьный сайт
Результаты и эффекты
Ожидаемые результаты проекта
Чистый посёлок и прилегающая к нему территория.
Знание путей решения проблем.
Ожидаемые эффекты
Изменившееся сознание участников проекта и их отношение к проблемам окружающей среды.
Изменившееся отношение жителей и отдыхающих к чистоте на улицах посёлка
Долгосрочные эффекты:
желание участников проекта продолжать работу в этом  направлении;
привлечение учащихся  и жителей к участию в проекте на следующий год.


1. Создание проектной группы  и мини-групп
2 Разработка социального проекта
3 Провести социологическое исследование по экологическим проблемам в Цимлянском районе
4 Собрать информацию об  актуальности проблемы в СМИ и  Интернете
5 Изучить  правовую информативную базу проблемы с использование нормативных документов
6 Провести мини-исследование, необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно учебным вопросам.
7 Провести конкурс сочинений о чистоте нашего посёлка среди учащихся 5-6 классов.
8 Встретиться  с  жителями
9 Изготовить листовки и  разместить их на информационных стендах.
10 Просветительская работа: участие в школьных, районных мероприятиях, конкурсах, фестивалях.
11 Разместить информацию о проекте на школьном сайте
12 Участие в акциях «Чистый двор, чистая станица»
Акция «Чистые родники»
Провести конкурс презентаций в «Мой любимый посёлок» среди учащихся 7-10 класс