Рабочая программа по черчению для 7 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ« ШКОЛА № 15 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.М. РУДНЕВОЙ»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
Проценко Эдуард Георгиевич
(Ф.И.О. руководителя М/О)
Протокол № ______ от ____________2016г. «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________________ (Ф.И.О.) «Утверждаю»
Директора МБОУ г. Керчи РК «Школа № 15
им. Героя Советского Союза Е.М.Рудневой»
__________ Г.А.СпинчевскаяПриказ № ______ от ______________ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по черчению
для 7 классов
на 2016-2017 учебный год
Программу подготовила:
Бурлина Алёна Валериановна,
Учитель черчения
Количество часов: 1 час в неделю,
всего 34 часа.
Керчь, 2016 г.
Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы»/АСТ. Астрель//Москва 2006.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных  стандартов основного общего образования (2004г.)
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
Обобщить и расширить знания о геометрических  фигурах и телах,  обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 34 часов, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Учебно-тематический план

п/п Тема урока Кол часов Кол-во контр. графич. практич. работ
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). 1 Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. 1 2 Правила оформления чертежей. 1 3 Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». 1 1
4 Шрифты чертёжные. 1 5 Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. 1 6 Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». 1 1
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). 7 Проецирование общие сведения. 1 8 Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. 1 9 Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. 1 10 Составление чертежей по разрозненным изображениям. 1 11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. 1 12 Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». 1 1
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа) 13 Построение аксонометрических проекций. 1 14 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. 1 15 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. 1 16 Технический рисунок. 1 4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов). 17 Анализ геометрической формы предмета. 1 18 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. 1 19 Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». 1 1
20 Порядок построения изображений на чертежах. 1 21 Построение вырезов на геометрических телах. 1 22 Построение третьего вида по двум данным видам. 1 23 Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным». 1 1
24 Нанесение размеров с учётом формы предмета. 1 25 Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. 1 26 Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» 1 1
27 Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. 1 27 Порядок чтения чертежей деталей.
1 29 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». 1 1
30 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». 1 1
5. Эскизы (4 часа). 1
31 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». 1 1
32 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». 1 1
33 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». 1 1
34 Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. 1 Итого: 34 11
Содержание курса

п/п Тема урока
Характеристика видов деятельности учащихся
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). 1 Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.
2 Правила оформления чертежей. Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком
3 Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24
4 Шрифты чертёжные. Выполнение на листе формата А4 алфавита.
5 Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба.
6 Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям.
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). 7 Проецирование общие сведения. Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины).
8 Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Выполнение чертежа предмета в двух видах.
9 Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Выполнение чертежа в трех видах.
10 Составление чертежей по разрозненным изображениям. Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов.
11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи.
12 Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа) 13 Построение аксонометрических проекций. Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций на стр. 49 рис.61
14 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. Построение изометрической проекции призмы на стр..63
15 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием.
16 Технический рисунок. Выполнение технического рисунка с натуры.
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов). 17 Анализ геометрической формы предмета. Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.
18 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору.
19 Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4.
20 Порядок построения изображений на чертежах. Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.
21 Построение вырезов на геометрических телах. Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с вырезом или со срезом) по разметке.
22 Построение третьего вида по двум данным видам. Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева).
23 Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным». Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4.
с. 91
24 Нанесение размеров с учётом формы предмета. Нанесение размеров с учётом формы предмета.
25 Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений.
26 Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4.
с. 106
27 Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Выполнение развёрток поверхностей геометрических тел.
28 Порядок чтения чертежей деталей.
Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач (в том числе с элементами конструирования).
29 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования).
30 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета).
5. Эскизы (4 часа). 31 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали.
32 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета). с. 122-124
33 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов (изображений).
с. 123-124
34 Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. Знания за курс 7 класса
Календарно - тематическое планирование

п/п Дата Наименование подтемы, темы урока Тип урока
По плану Фактически По плану Фактически 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). 1 Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Комбинированный
2 Правила оформления чертежей. Комбинированный
3 Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». Графическая работа
4 Шрифты чертёжные. Комбинированный
5 Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Комбинированный
6 Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». Графическая работа
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). 7 Проецирование общие сведения. Комбинированный
8 Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Комбинированный
9 Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Комбинированный
10 Составление чертежей по разрозненным изображениям. Комбинированный
11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. Комбинированный
12 Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». Графическая работа
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа) 13 Построение аксонометрических проекций. Комбинированный
14 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. Комбинированный
15 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Комбинированный
16 Технический рисунок. Практическая работа
4. Чтение и выполнение чертежей (14 часов). 17 Анализ геометрической формы предмета. Комбинированный
18 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Комбинированный
19 Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». Графическая работа
20 Порядок построения изображений на чертежах. Комбинированный
21 Построение вырезов на геометрических телах. Комбинированный
22 Построение третьего вида по двум данным видам. Комбинированный
23 Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным». Графическая работа
24 Нанесение размеров с учётом формы предмета. Комбинированный
25 Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Комбинированный
26 Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» Графическая работа
27 Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Комбинированный
28 Порядок чтения чертежей деталей.
Комбинированный
29 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». Практическая работа
30 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
Графическая работа
5. Эскизы (4 часа). 31 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». Графическая работа
32 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». Графическая работа
33 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». Контрольная работа
34 Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. Повторение