Рабочая программа по черчению для 8 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Углегорская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор_____________Н.Ю.АстафьеваРабочая программа
по черчению
для 8 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель технологии
Овчарова Ольга Михайловна
2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Черчение. 7-8 кл./Под руководством А.Д. Ботвинникова.- М.: Просвещение, 2003;
обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.). Срок реализации 1 год.
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом в 8 класса, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий. Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.
Задачи:
Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений.
Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами.
Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять чертежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы.
Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место, применять рациональные приемы работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.
Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.
Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ. Конечной целью являются основные ступени, которые приходится преодолеть учащимся за год обучения черчению.
В процессе изучения графики надо научить школьников активно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы.
Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.
В процессе обучения графике используются учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д., а также кинофрагменты и другие современные технические средства обучения (по возможности контролирующие и обучающие программы автоматизированных обучающих систем с широким использованием средств машинной графики).
Все графические работы будут выполняться с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.
Индивидуальные графические работы (ИГР) будут выполняться на отдельных листах соответствующих стандартных форматов, а затем будут сброшюровываться и подшиваться в альбом. Тренировочные и фронтальные упражнения будут выполняться в рабочих тетрадях формата А4 (и на бумаге в клетку).
8 класс - 35 учебных недель, учебный предмет «Черчение» 1 час в неделю. В связи с тем, что 20 февраля рабочий день, а 22.02.16г, 07.03.2016г, 02.05.2016г, 09.05.2016г праздничные дни, планируется 31 час.
Урок «Графическая работа № 6 «По наглядному изображению детали выполнить чертеж, содержащий сопряжения»» выпавший по расписанию на 22.02.2016г. переносится на 20.02.2016г.
Урок «Порядок чтения чертежей деталей» выпавший по расписанию на 07.03.2016г. будет объединен с уроком «Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.» и проведен 29.02.2016г.
Урок «Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок детали»» выпавший по расписанию на 02.05.2016г. будет объединен с уроком «Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок детали»» и проведен 25.04.2016г.
Урок «Графическая работа № 10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования»» выпавший по расписанию на 09.05.2016г. будет объединен с уроком «Графическая работа № 10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования»» и проведен 16.05.2016г.
Учебно-методический комплект
Программа Программы общеобразовательных учреждений «Черчение» Допущено Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва « Просвещение» 2003 Авторы: д-р наук А.Д.Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И.С. Вышнепольский, д-р педагогических наук, проф. В.А. Гервер,М.М.Селивёрстов.
Учебник «Черчение» А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. Москва «Астрель» АСТ 2014год.
Учебно-тематический план
Черчение 8 класс.
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Контрольные графические работы
1 Правила оформления чертежей. 6 2
2 Способы проецирования. 10 2
3 Чтение и выполнение чертежей. 16 7
5 Резервное время. 2 0
Всего: 34 11
Уровень программы: базоваяПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и рубежная форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются оценки: за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Тематическое планирование по черчению в 8 классе
№ урока Дата провед. Тема урока Содержание урока ЗУН Практическая часть Домашнее задание
По плану Фактически Правила оформления чертежей (6 ч) 1 7.09 Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графически знаний
для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей.
Сведения о чертежных инструментах, материалах и Принадлежностях, правилах пользования ими. Познакомить учащихся с новой для них учебной дисциплиной и обобщить полученные ими ранее знания о различных изображениях, расширить кругозор школьников о чертежах и их применении и др. Воспитывать у учащихся чувство гордости за вклад русских изобретателей в развитие чертежа.
Ответы на вопросы «Введение» § 1; ответить на вопросы
с. 14
2 14.09 Понятие о стандартах Правила оформления чертежей Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы: назначение, размер формата А4.
Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи , расположение на чертеже.
Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками. Показать учащимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя никому.
Подготовка формата (рамка, графы основной надписи) к работе № 1 § 2
пп. 2.1 и 2.2.
3 21.09 Графическая работа № 1 «Линии чертежа». На листе формата А4 вычертить рамку и графы основной надписи по размерам. Провести различные линии и окружности. Отработать на практике навыки работы с чертежными инструментами. Выполнение графической работы № 1 «Линии» выучить § 2, п. 2.3.
упр. 2 из учебника (с. 19—20, рис. 23), ответить на вопросы (с. 19).
4 28.09 Шрифты чертежные.
Информация о стандартном чертежном шрифте с одновременным изображением на доске одной-двух букв
Изучение по таблице или порис. 25 учебника конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения надписей Дать общие сведения о шрифте для надписей на чертежах Заполнение основной надписи в работе № 1 § 2, п. 2.4.
5 05.10 Нанесение размеров. Масштабы. Назначение размеров на чертежах.
Линейные и угловые размеры.
Выносные и размерные линии, правила их проведении ни чертежах, написание размерных чисел.
Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов.
Применение условностей при нанесении размеров сторон квадрата, указание толщины и длины детали, применении пинией с указанием количества отверстий в детали.
Назначение масштаба при изображении деталей, запись масштаба на чертеже. Дать знания по теме «Нанесение размеров на чертежах»
Ознакомление со стандартами масштабов.
Научить практическому применению масштабов Упражнения на нанесение размеров § 2,
пп. 2.5, 2.6.
6 12.10 Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали». Выполнить чертеж детали «Прокладка» по имеющимся половинам изображений. Нанести размеры, указать толщину детали. Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами. Выполнение чертежа детали по половине изображения повторить
§ 2.
Способы проецирования (10 ч)
7 19.10 Общие сведения о способах проецирования. Объяснение сути процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата (проецируемая фигура, плоскость проекций, центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры).
Центральное проецирование: его суть, использование, примеры центральных проекций. Параллельное проецирование, примеры использования. Познакомить учащихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения
чертежей, используемых в черчении.
Развивать пространственные представления и пространственное мышление
Построение проекций предмета по наглядному изображению §3, вопр.,рис. 40-42
8 26.10 Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. Получаемые на плоскостях проекций изображения предметов называются не проекциями, а видами.
Местные виды Выполнение изображений предметов на двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Решение задач на дочерчивание проекций, равнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий §4,5 вопр, зад.с.39; с.43. подг. к П.Р.№3
9 09.11 Графическая работа №3 «Моделирование по чертежу». Моделирование из картона и проволоки. Сравнение полученной модели с изображением. Отработать на практике понятие проекционной связи.
Развитие пространственного мышления.
Процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета Повт§4,5
10 16.11 Получение и построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Научить строить оси координат для построения аксонометрических проекций.
Научить пользоваться линейкой и угольником при построении осей Построение диметрическои и изометрической проекций плоских фигур §6,7.1 вопр.,рис.60
11 23.11 Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. Правила построения аксонометрических проекций плоских фигур лежат в основе способов построения проекций любых геометрических тел или предметов. Научить стоить плоскогранные предметы в аксонометрической проекции опираясь на ранее изученный материал. Построение аксонометрических проекции предметов плоскогранной формы §7.2 табл.1-2, зад.1,2 с.51
12 30.11 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Построение изометрической проекции окружности: проецирование окружности в эллипс, приемы построения овала, вписанного в ромб, — показ на доске, рассмотрение примеров аксонометрических изображений предметов, имеющих круглые элементы поверхностей Научить стоить аксонометрию окружности. Построение окружности в изометрии §8, вопр., зад.с.55
13 07.12 Технический рисунок. Форма предметов на техническом рисунке выявляется с помощью приемов оттенения, что придает изображаемому предмету необходимую наглядность. В учебной практике технические рисунки могут использоваться в решении различных графических задач, заменяя аксонометрические проекции предметов.
Понятие о техническом рисунке Правила и последовательность выполнения рисунка.
Использование способов передачи объема предметов для придания техническому рисунку наглядности Выполнение технических рисунков деталей §9зад. с 57
14 14.12 Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Дать определение основным геометрическим телам, как они отображаются на плоскостях проекции. Анализ геометрической формы модели, решение занимательных задач §10,11 вопр. зад с 67
15 21.12 Построение проекции точки, лежащей на плоскости предмета. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Для построения профильных проекций точек используют постоянную прямую чертежа Научить строить проекции элементов предмета. Показать как они отображаются на плоскостях проекции. Построение проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета по чертежу §12 вопр., зад с 71,77. Подг. к П.Р. № 4
16 28.12 Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» Построить одну из проекций данной детали. На данной проекции нанести изображение точек. Отработать навыки построения и нахождения граней, ребер и точек предмета. Построение чертежа и аксонометрической проекции предмета Повт. §5
3. Чтение и выполнение чертежей (16 ч)
17 18.01 Порядок построения изображений на чертежах Обоснование необходимости анализа геометрической формы предмета при построении его чертежа Познакомить со способами построения изображений на основе анализа формы предмета. Проведение недостающих на чертеже линий и построение третьего вида §13 зад с 87. Подг. к П.Р. №5
18 25.01 Графическая работа № 5 «Построение третьей проекции по двум данным». Построение третьего вида по двум данным. Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Развивать логическое мышление по средствам решения творческих задач по данной теме. Воспитание аккуратности и точности в работе. Построение третьего вида по двум данным Повт.§2
19 01.02 Нанесение размеров с учетом формы предмета. Использование анализа геометрической формы детали с целью определения количества необходимых размеров для нанесения на чертеже Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета. Использование знаков квадрата. Решение задач на построение чертежей с нанесением размеров §14 вопр. зад.с 95
20 08.02 Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа. Рассмотрение примеров на деление отрезков на две и более равные части и угла пополам.
Изложение правил деления окружности на 4, 3, 6 равных частей с использованием циркуля или циркуля и угольника.
1.Научить делить окружности на равные части
2. Развивать наблюдательность, умение мыслить логически.
3.Воспитывать внимательность и аккуратность в выполнение чертежей Выполнение упражнений на деление окружности на равные части §15 п.1-2. Зад.с 101
21 15.02 Сопряжения Сопряжение: определение, примеры на чертежах, построение на доске сопряжения двух прямых (скругление угла), нахождение центров, точек и радиусов сопряжений
Научить применять ранее изученные способы графических построений.
Развивать навыки работы с циркулем. Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений §15.3 вопр. зад с105. Подг. к П.Р. №6
22 20.02 Графическая работа № 6 «По наглядному изображению детали выполнить чертеж, содержащий сопряжения». Выполнить по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей. Отработка навыков работы с чертежными инструментами. Использование циркуля для графических построений. Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построении, в т. ч. сопряжений Повт. §10,11
23 29.02 Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей. Для выполнения по чертежу развертки предмета необходимо сначала определить его геометрическую форму, размеры и пр., т.е. — прочитать чертеж. Последовательное чтение чертежа. Научить методом анализа раскладывать геометрические тела на фигуры их образующие. Научить представлять предмет по плоским изображениям.
Определение габаритных размеров. Выполнение развёртки геометрических тел Устное чтение чертежей §16 вопр. творч. зад.изготовить модель геом. Тела
§17 вопр. зад.с 112. Подг. к П.Р. №7
24 14.03 Практическая работа № 7 «Устное чтение чертежа». Что означает понятие «чтение чертежа»; какую информацию несет основная надпись; в какой последовательности нужно читать заданные изображения (виды); какие отличительные особенности изображений детали позволяют устанавливать ее геометрическую форму; какова суть анализа геометрической формы детали; какие условные знаки и надписи помогают выявить форму детали в целом и ее частей; как узнать размеры детали и ее элементов по чертежу
Закрепление ранее изученного материала. Выполнение практической работы № 7 — устное чтение чертежей (с. 115 учебника). Устное чтение чертежей Повт§9
25 04.04 Выполнение эскизов деталей. К эскизам относятся чертежи, предназначенные для разового использования на производстве..Изображение на эскизе выполняется по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюдением пропорций на глаз. 1.Обобщение знаний учащихся об эскизах.
2.Уточнение понятий «эскиз», «чертеж», назначение эскизов.
3.Требования к эскизам.
4.Инструменты для обмера деталей.
5.Последовательность выполнения эскиза.
6.Использование условных знаков, обозначений.
7.Проверка эскиза Выполнение эскизов деталей по наглядномуизображению§18 вопр. зад.с121. Подг. к П.Р. № 8
26 11.04 Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)» Выполнить чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Обобщение ранее полученных знаний.
Отработать навыки построений эскизов и технических рисунков. Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы 27-28 18.04; 25.04 Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок детали» Выполнение с натуры эскиза детали в необходимом количестве видов с нанесением основных размеров 1.Повторение знаний учащихся об эскизах.
2.Уточнение понятий «эскиз», «технический рисунок», назначение эскизов.
3.Требования к эскизам.
и техническим рисункам
6.Использование условных знаков, обозначений.
Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры 29 16.05 Графическая работа № 10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования». Работа может быть выполнена по условию, предложенному в учебнике (одно или несколько заданий — рис. 156— 159). Дать понятие «конструирование» и «реконструкция»
Отработать на практике приемы реконструкции деталей. Выполнение эскизов деталей с элементами конструирования 30 23.05 Графическая работа № 11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа предмета». По аксонометрической проекции или с натуры построить чертеж одного из предметов в необходимом количестве видов. Закрепление ранее полученных знаний.
Отработка навыков работы с чертежными инструментами. Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции 31 30.05 Повторение и обобщение знаний за год Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний. Закрепление ранее полученных знаний.
Отработка навыков работы с чертежными инструментами. Построение проекций
геометрических фигур и предметов со срезами, разверток, решение задач на преобразование, чтение схем,
выполнение
изображений из области
художественно-прикладной графики