Рабочая программа по черчению для 9 класса


Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с ФК ГОС, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69). Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Черчение, 9 класс» В.А. Гервер, В.В. Степакова, Ю.Ф. Катханова, Е.А. Василенко, Л.Н. Анисимова; ответственный редактор В.И. Якунин. Составитель и ответственный редактор доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, профессор В.В. Степакова. Программы общеобразовательных учреждений «Черчение», Москва, Просвещение 2008г, в соответствии с Приказом МБОУ СОШ №1 « Об утверждении структуры рабочих программ учебных предметов».
Обязательный минимум содержания образования по технологии (раздел «Черчение и графика»). Согласно Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69) определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников основной школы по разделу «Черчение и графика» образовательной области «Технология». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по разделу «Черчение и графика» позволяет учителю представить совокупность базовых знаний, составляющих образовательный минимум, необходимый для выполнения проектной деятельности в области художественного конструирования (дизайна), технического и архитектурного проектирования, содержание образовательной линии стандарта, а также определить направления педагогической деятельности по формированию информативной и коммуникативной компетентности выпускников школы. Черчение представлено как самостоятельный учебный предмет образовательной области «Технология» основного общего образования для изучения в 9 классе из расчета 1 час в неделю (программа – 34 час.)
Основные положения.
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.
Процесс усвоения знаний включает в себя три этапа: понимание, запоминание, применение знаний для решения репродуктивных и творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических, творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.
Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
Цели изучения предмета: приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Cодержание учебного материала
9 класс .Один год обучения
ВВЕДЕНИЕ. Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертёж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.
 Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Линии чертежа.
МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ И ГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ
 Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Проецирование на одну плоскость проекций. Проецирование на две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Способы построения видов. Правила оформления чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы).
 Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
 Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов.
 Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы.
 Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета.
 Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.
 Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения).
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ
 Сечения и разрезы, сходство и различия между ними.
 Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графические обозначения материалов на чертежах.
 Разрезы. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Соединения вида и разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в аксонометрических проекциях.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ
 Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей.
 Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое). Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений.
 Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация.
 Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Деталирование.
 Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п Наименование разделов Количество часов
Всего теоретических графических практических
1 Введение 3 3 2 Метод проецирования и графические способы построения
изображений 8 7 1 3 Чтение и выполнение чертежей 9 7 2 4 Сечения и разрезы 6 4 2 5 Сборочные чертежи 8 5 2 1
Итого: 34 26 7 1
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен:
знать/понимать
технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация; уметь
выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Критерии и нормы оценки образовательных результатов учащихся
Контроль усвоения школьниками графических знаний и умений осуществляется с помощью итоговых заданий. Каждому школьнику выдается комплект, состоящий из нескольких заданий, и условие графической работы, которые позволяют выявить сформированность пространственных представлений, графических понятий и умений.
Результаты выполнения заданий оцениваются по подготовленным заранее ответам на них.
После контроля ответов на вопросы школьники выполняют графическую работу на построение чертежа, содержащего три необходимых изображения (например, полный фронтальный разрез или соединение части вида с частью разреза, или половины вида и половины разреза, а также вид сверху и вид слева. При проверке работ оценивается весь комплекс умений, приобретенных детьми к этому уроку. Оценка успеваемости завершает изучение каждой темы и проводится на основе регулярных теоретических опросов, систематического выполнения школьниками классных и домашних заданий в тетрадях, рекомендованных самостоятельных контрольных работ, выполняемых на формате А4 или в рабочей тетради.
Знания, умения и навыки оцениваются за устный опрос, графические и практические задания, самостоятельные работы в тетрадях.
Примерные нормы оценки знаний учащихся при устном теоретическом опросе
Оценка «5» ставится, когда учащийся:
А) полностью овладел программным материалом, ясно пространственно представляет форму предметов по их изображениям, твердо знает изученные правила и условности изображения и обозначения;
Б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
В) ошибок не дается, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, когда ученик:
А) полностью овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшим затруднением, правила изображения и условные обозначения знает;
Б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
В) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту в ответе и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с некоторой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, когда ученик:
А) основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
Б) ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявляет общее понимание вопроса;
В) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и часто применяет средства наглядности.
Оценка «2» ставится, когда ученик:
А) обнаруживает незнание и непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
Б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «1» ставиться, когда ученик:
Обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
Условия реализации образовательного процесса
Список литературы для учителя и учащихся
1. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: АСТ, 2009.
2. Карточки-задания по черчению: в 2 ч./ Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2005.
3. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению: графические работы: кн.для учителя/ В.В.Степакова – М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое планирование
№п/п Дата Тема урока Кол-во часов Тип урока Практическая,
графическая работа Формы контроля(п/р, г/р, тест, с/р) И,Ф Домашнее задание
план факт 1 7.09 Введение. Из истории развития чертежа. Чертеж как основной графический документ. 1 УУНЗ Практическая работа «Проведение линий» Ф(п/р) Введение
П.1; 2; 3
2 14.09 Понятие о стандартах.
Стандартизация. Чертежный шрифт. 1 КБ Тестирование
Практическая работа «Выполнение чертёжного шрифта» Тест
п/р п. 4; 5 Написать чертёжным шрифтом №7 буквы и цифры рис. 27 стр. 23
3 21.09 Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа. 1 КБ Практическая работа «Оформление формата» Ф(п/р) п. 6-8
Подготовиться к графической работе
4 28.09 Графическая работа «Линии чертежа». 1 ПГрафическая работа
«Линии чертежа». И
(г/р) Заполнить основную надпись чертежа
5 5.10 Нанесение размеров на чертежах. Масштабы. 1 КБ Тестирование.
Практическая работа «Нанесение размеров»
И п. 9; 10 упр.1 стр. 39
6 12.10 Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа. 1 КБ Тестирование. Практическая работа «Деление окружности на равные части» Ф
п.11-14 упр. 2 стр. 49
7 19.10 Сопряжения 1 КБ Практическая работа «Построение сопряжений» И п. 15 Графическая работа стр.54
8 26.10 Общие сведения о способах проецирования. Аксонометрические проекции 1 КБ Практическая работа «Построение плоскостей проекций» Ф п. 17-19; выполнить макет плоскостей
9 Построение аксонометрических проекций плоских фигур. 1 КБ Практическая работа «Построение аксонометрических проекций плоских фигур» И п. 20 Достроить изометрические проекции плоских фигур-стр.65-66
10 Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. 1 КБ Практическая работа «Построение аксонометри-ческих проекций плоскогранных предметов» Ф п. 21.Достроить изометри ческие проекции плоскогранных предметов таблица 6; 7 стр. 69; 70.
11 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. 1 КБ Практическая работа «Построение овала» И п. 22 .Упр. 5 стр. 78
12 Технический рисунок 1 КБ Практическая работа «Выполнение технических рисунков деталей» И п.23. Упр. 4 стр. 80
13 Чертежи в системе прямоугольных проекций 1 КБ Практическая работа «Проецирование точки, отрезков прямых на три плоскости проекций» Ф п.24-25 упр. 5 стр.85; упр. 4 стр.89
14 Чертежи плоских фигур 1 КБ Тестирование. Практическая работа «Построение чертежей плоских фигур» И п. 26 Упр. 1; 2 стр.91
15 Чертежи геометрических тел 1 КБ Практическая работа «Построение чертежей геометрических тел» Ф п.27. Упр. 4 стр. 95
16 Проекции группы геометрических тел. 1 КБ Практическая работа «Построение проекций группы геометрических тел» Ф п. 28-29 .Упр. 3 стр. 98
17 Виды.
Количество и расположение видов на чертежах. 1 КБ Практическая работа «Нахождение главного вида» И П.29-30. Графическая работа стр.106
18 Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежей 1 КБ Практическая работа «Устное чтение чертежей» Ф п.31-32 упр. 3 стр. 115
19 Моделирование по чертежу. Построение проекций точки, лежащей на поверхности предмета 1 КБ Практическая работа
«Построение проекций точки, лежащей на поверхности предмета» Ф п.33-34
Упр.2стр117
Вопросы 2-4 стр.119-121
20 Эскизы 1 Усвоение новых знаний Практическая работа «Построение эскизов» И п.35.Графическая работа стр. 125
21 Сечения 1 КБ Практическая работа «Построение сечений» Ф п.36
22 Сечения. Выполнение и обозначение сечений .1 КБ Практическая работа «Обозначение сечений» И п. 36. 37. Г/р стр. 136
23 Разрезы 1 Усвоение новых знаний Практическая работа «Правила выполнения разрезов» Ф п. 38. Упр. 5, 10 стр.144-146
24 Разрезы. Выполнение и обозначение разрезов 1 КБ Практическая работа «Обозначение разрезов» И п. 38 Упр. 6, 7, 8.
Стр. 145-146
25 Соединение вида и разреза. Местный разрез 1 КБ Тестирование. Практическая работа «Соединение вида с разрезом» Ф п. 39. 40
Г/р стр.157
26 Общие сведения о соединениях деталей в изделии. 1 Усвоение новых знаний Практическая работа «Определение видов соединений» Ф п.41. 42
27 Условное изображение и обозначение резьбы. 1 КБ Практическая работа «Изображение и обозначение резьбы». Ф п. 43 упр. 5 стр. 166
28 Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений. 1 КБ Практическая работа «Выполнение расчётов для изображения болтовых и шпилечных соединений». Ф П.44-45 Подготовиться к графической работе
29 Графическая работа «Чертеж резьбового соединения». 1 Отработка знаний и формирование умений Графическая работа «Чертеж резьбового соединения». И Повторить п. 44-45
30 Сборочный чертёж 1 УНЗ Практическая работа «Нанесение позиций на сборочный чертёж» упр. 10 стр. 194 Ф п. 46-49.Упр. 8; 9 стр194
31 Сборочный чертёж 1 КБ Практическая работа «Спецификация» И п. 50-51.Упр. 11-12
32 Чтение чертежей несложных сборочных единиц 1 КБ Практическая работа «Чтение сборочных чертежей». Ф П. 52 упр5 стр. 55
33 Деталирование. Графическая работа «Деталирование» 1 КБ Практическая работа «Определение размеров для деталирования»
Графическая работа «ДеталированиеИ п.53
34 Элементы конструирования. Общие сведения о схемах 1 УНЗ Практическая работа «Решение творческих задач с элементами конструирования» упр. стр 218 Ф