Статья ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Киевцева Светлана Витальевна, преподаватель спецдисциплинКраевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса», г.Комсомольск-на-Амуре

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ключевые слова: общие компетенции, профессиональные компетенции, критическое мышление, неимитационные методы активного обучения, имитационные методы активного обучения, реальная проблемная ситуация.
Аннотация: В статье рассмотрены педагогические технологии и методические приемы, применение которых обеспечивает эффективность формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в процессе изучения дисциплины «Основы коммерческой деятельности».

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ, знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности [1].
Успех коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий во многом зависит от уровня квалификации коммерческих работников, состояния материально - технической базы торговых предприятий, ассортимента реализуемых товаров и перечня оказываемых услуг, уровня конкуренции на рынке и других факторов.
Модель формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в сфере среднего профессионального образования, обеспечивает подготовку социально адаптированных, конкурентоспособных выпускников учебных заведений профессионального образования.
Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные.
Общие (ключевые) - определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными, востребованы всеми профессиями -метапрофессиональны.
Профессиональные компетенции - это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.
Каким образом можно формировать и развивать эти компетенции при подготовки специалиста в системе СПО? Используя современные педагогические технологии обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность обучающегося, развивают его личностные качества, позволяют построить индивидуальный образовательный маршрут, можно содействовать эрудиции и мастерству обучающихся.
Общепрофессиональные компетенции, инвариантные к направлению подготовки, обеспечивают подготовленность выпускника к решению профессиональных задач.
Таким образом, мы подошли к проблеме формирования профессиональных компетенций конкурентоспособного специалиста, к выбору содержания профессионального образования, формированию обобщенных интегрированных качеств с учетом активности личности обучающегося.
Я ставлю перед собой следующую цель: освоить и адаптировать в учебный процесс такие современные педагогические технологии, которые способствовали бы формированию профессиональных компетенций уже на уроках теоретического обучения. Необходимо пересмотреть традиционную методику обучения, переориентировав технологию урока на обучение в деятельности. Наибольшая эффективность (90%) усвоения учебного материала и обучения в целом связана с выходом на уровень практических умений. Для формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся я применяю технологию развития критического мышления [2]. Критическое мышление – это начальная точка для развития творческого мышления. Для того, чтобы обучающийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, я, как преподаватель должна помочь развить ему развить в себе следующие качества:
- готовность к планированию, умение упорядочить свои мысли;
- гибкость, толерантность, эмпатию. Я на своих занятиях учу воспринимать идеи других, анализировать эти идеи, не подвергая их жесткой критике. Я считаю, что если обучающийся не умеет и не готов воспринимать идеи членов команды, группы, коллектива, то он никогда не сможет сам стать генератором собственных идей и мыслей. Неимитационные методы активного обучения мне в этом помогают: проблемные лекции, мозговые атаки, различные формы дискуссий (круглые столы с работодателями, пресс-конференции). Среди имитационных методов активного обучения предпочтение отдаю анализу конкретных ситуаций в торговых предприятиях и деловым играм;
- готовность исправлять свои ошибки. Применяя на учебных занятиях неигровые методы активного обучения, в частности решение ситуационных и производственных задач, я стараюсь добиваться от обучающихся умения делать правильные выводы, анализировать допущенные ошибки в профессиональной деятельности.Современная жизнь требует от выпускника сформированных у него на достаточно высоком уровне профессиональных компетенций, лежащих в основе качественного овладения любой профессией. Главным помощником в решении этих задач для обучающегося СПО, по моему мнению, являются профессиональные навыки, которые они получают на практических занятиях.
В преподавании дисциплин по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» особое внимание уделяю накоплению обучающимися компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.
Имея богатый практический опыт работы в торговых организациях, я стараюсь передать его обучающимся через моделирование реальных проблемных ситуаций в торгово-технологическом процессе коммерческой деятельности. Реальная проблемная ситуация – это важное условие для развития общих и профессиональных компетенций. Когда перед обучающимся возникает проблемная ситуация, у него включается мышление, которое заставляет раскрыть сущность проблемы, понять смысл и найти правильное решение. И для меня, как преподавателя, здесь стоит задача создать такую ситуацию, которая была бы интересна для обучающихся, стимулировала бы их активную познавательную и мыслительную деятельность.
Личность человека возникает и развивается в процессе и результате разрешения жизненно важных для него ситуаций. Деятельность обучающихся по поиску выхода из ситуаций - есть основная движущая сила, а сами ситуации – реальный источник личностного и профессионального развития. Для того чтобы развивать экономическое, техническое мышление, организаторские умения необходимо обучающихся систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде деятельности. Такой подход к организации образовательного процесса позволяет обучающимся в спокойных аудиторных условиях участвовать в разрешении различных предложенных мною или самими обучающимися ситуаций, которые моделируют реальные жизненные и профессиональные коллизии. Моя задача - дать почувствовать обучающимся, что их профессиональная и жизненная успешность реальна и достижима, но лишь при их активной личной заинтересованности и приложении определенных интеллектуальных усилий.
Результатом анализа ситуации и решения задач является, как правило, нахождение какого-то знания, способа, модели. В этом состоит собственно когнитивный (познавательный) аспект задачи. Всякое решение профессиональной задачи непременно включает в себя и требует от обучающегося осмыслить: намерение, план, сущность действий, определенную последовательность действий, креативность, принятие на себя определенной ответственности, результат.Основным дидактическим материалом для анализа производственных ситуаций являются их словесные описания. Вместо описания ситуации ее можно продемонстрировать в виде презентации, видеосюжета. Во всех случаях производственная ситуация должна быть представлена так, чтобы студенты могли выделить составные элементы ситуации, сравнить их с предъявляемыми требованиями. Анализ предложенной ситуации студенты выполняют индивидуально, парами или малыми группами, а затем в форме круглого стола идет обсуждение принятых решений.
Считаю, что использование на занятиях производственного и теоретического обучения деятельностных технологий обучения, метода анализа производственных ситуаций и решения профессиональных задач, способствует накоплению у обучающихся средних профессиональных учебных заведений первоначального профессионального опыта, надпредметных умений, повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
Список используемых источников:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для преподавателей СПО.- М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.- 208 с.;
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. – 132 с.;