Статья на тему Формирование общих и профессиональных компетенций будущего учителя в ходе самостоятельной работы студентов

Формирование общих и профессиональных компетенций будущего учителя в ходе самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Организация обучения математике».

Замечено, чем больше учитель учит
своих учеников и чем меньше –
предоставляет им возможностей
самостоятельно приобретать знания,
мыслить, действовать, тем менее
энергичным  и плодотворным становится
процесс обучения.
И. Лернер




Современная начальная школа нуждается в кадрах, способных реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,основанного на системно-деятельностном подходе. В связи с этим меняются требования к планируемым результатам обучения будущих учителей начальных классов. Необходимо сформировать у студентов педагогического колледжа такие компетенции, которые потребуются выпускникам в их дальнейшей профессиональной деятельности.
В связи с этим передо мной встала задача поиска эффективных технологий обучения с целью улучшение методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов. Учитель должен уметь организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач. Ведущую роль для формирования этих компетенций играет активная самостоятельная работа студентов. Такая работа может быть организована как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время.

Для самостоятельной работы мною используются такие приёмы работы как кластер, кейс-задания, корзина идей, перепутанные логические цепочки, а также элементы исследования, создание проблемных ситуаций и другие интерактивные методы обучения.

1. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
При проведении аудиторной самостоятельной работы по предмету «Организация обучения математике» с помощью кейс-заданий, студенты делятся на группы. Группе передаётся информация в виде фактов, основыванных на реальной ситуации и предлагается обсудить проблемы, проанализировать вопросы и дать рекомендации.

Шаг 1 – Группе дается задание.

Например, даётся такое задание: опишите случай из опыта проведения показательных уроков, относительно данной темы. (Начинать можно с предложения «На уроке у меня сложилась такая ситуация»).

Требования к случаю:
должен быть основан на реальной ситуации
должна быть четко определена задача (проблема), вокруг которой строится анализ. Например, были заданы такие темы: активизация внимания учащихся при проведении устного счёта или коррекция ошибок, допущенных учащимися при выполнении письменного сложения многозначных чисел.
краткое описание только факты основных этапов развития событий и действий действующих лиц. Например: “ При проведении урока математики во 2 классе в начале урока учитель предложил такие заданияДети реагируют так то “

Шаг 2 – Группы меняются описанием ситуаций.
Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.

Шаг 3   Презентация решений  и оценка решений по группам.
Так группа, которая создавала кейс, дает обратную связь по предложенному решению.

Данный метод является эффективным способом обучения студентов навыкам решения типичных проблем, возникающих на практике. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности, так как при решении задания нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. Метод case-study инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. То есть использование этого метода помогает решить задачу формирования основных и профессиональных компетенций учителя начальных классов.

2. Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
В начале урока составляется карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте. Такую карту мы со студентами составляем на интерактивной доске, но если нет такой возможности, то можно использовать ватман или обычную доску.
1-й этап – посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.
2-й этап – учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг “разбрасываются” слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается.
3-й этап – осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается.
4-й этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Например, в середине доски написана фраза «Методика преподавания математики», а вокруг с подачи студентов записываю слова, словосочетания или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. Такая работа стимулирует мыслительную деятельность, восстанавливает знания учащихся, способствует лучшему изучению материала.
На данном уроке студенты предложили такие слова-ассоциации с ключевой фразой: предмет методики математики, связь с другими предметами, методы обучения математики, средства обучения математике, контроль и оценка достижений учащихся, типы уроков, ФГОС, планируемые результаты, планирование, учебник, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, принципы обучения, индивидуальная работа.
После составления кластера прошу студентов установить связи между гроздьями кластера, ответ обосновать. Эти объекты-ассоциации выделяются, перемещаются, при помощи функции доски, окрашиваются, таким образом, производится их систематизация. В результате получаем наглядное представление ключевых понятий и их параметров. Приведённое задание использовалось на уроке рефлексии. Но такие задания можно применять и на уроке открытия новых знаний. Так же кластер используется мною в качестве индивидуального домашнего задания Работа с кластерами дает возможность студентам не только систематизировать имеющиеся знания, но и проанализировать их. Они наглядно могут увидеть, какие знания по данной теме уже имеют, что нового дал им урок, какие материалы удалось найти самостоятельно, происходит личностное и профессиональное становление, утверждение собственной Я - концепции.

3. Корзина идей.
Иногда перед составлением кластера для самостоятельной работы использую приём «корзина идей». Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа).
Затем происходит обмен информацией в парах. В нарисованную корзину складываем факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
В конце урока материал систематизируется графически в виде кластера.
Суть этой технологии в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность проводить рефлексию по поводу того, что они знают и думают. Такого рода деятельность преследует вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из них - создание комфортных условий обучения, т.е. условий при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.

4. Перепутанные логические цепи – педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий. Работу организую в парах, группах или индивидуально. На доске или карточках написаны термины или последовательность явлений и процессов и некоторые из них с ошибками, студентам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Например, после изучения методики сложения и вычитания в десятке, студенты получают карточки, которые разделены на 3 группы заданий. Часть карточек содержит задания из учебников математики 1 класса, на других карточках записаны этапы изучения темы, на остальных описана теоретическая основа приёмов сложения и вычитания в пределах 10. Задача студентов- объединить группы карточек и дополнить их своими заданиями. Такие задания развивают у них умение ориентироваться в информационных потоках, инициативность, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленной цели, то есть формируются компетенции, обозначенные в ФГОС СПО.


5. Приём: «Шесть шляп мышления».

Этот приём направлен на решение практических задач. В его основе лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Метод «шести шляп мышления» можно использовать для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятий по обобщению опыта, после завершения изучения темы, проведения показательных уроков, обсуждения статей по какой-либо теме или проблеме.

Группа студентов делится на 6 подгрупп:

1подгруппа. Белая шляпа – текст, мыслите фактами, цифрами (нет эмоций).

2 подгруппа. Жёлтая шляпа – выявите положительные стороны в рассматриваемом явлении и аргументируйте их (позитивное мышление).

3 подгруппа. Чёрная шляпа – отметьте негативные стороны явления: определите сложности, проблемы, недостатки и причины их вызывающие (негатив).

4 подгруппа. Красная шляпа – свяжите свои чувства и эмоции с рассматриваемом явлением (эмоциональная шляпа).

5 подгруппа. Зелёная шляпа – как применить метод в новой ситуации, найти новые стороны в явлении: Могут ли расти яблони на Марсе? (творческое мышление).

6 подгруппа. Синяя шляпа – обобщить всё о рассматриваемом явлении (философское мышление). Могут подходить к разным группам и слушать, что они говорят и обобщить все эти взгляды.

Этот приём был использован при обсуждении возможности использования метода проектов на уроках математики в начальной школе. Благодаря «шести шляпам мышления» этот урок получился эмоциональным и увлекательным. А благодаря структурированию работы, была дискуссия, она получилась сфокусированной, конструктивной и продуктивной. К обсуждению были привлечены и те студенты, которые обычно стеснительны и неразговорчивы. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства. В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

Таким образом, эти приёмы предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового общения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Они позволяют сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивают творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяют осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет, что является эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся.

15