Педагог года. Методический семинар на тему «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методический семинар
«Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
Тема семинара
«Применение компетентностно-деятельностного подхода в обучении как фактор развития профессиональной самостоятельности в условиях ФГОС»

КУЗНЕЦОВА АННА ВАЛЕРЬЕВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
с. Нижняя Тавда, 2017г
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Согласно концепции модернизации российского образования - целью профессионального образования, является подготовка квалифицированного работника, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Современный педагог должен не только передать обучающемуся определённую сумму знаний, умений и навыков, а в большей мере научить учиться, способствовать формированию компетенций, позволяющих непрерывно на протяжении всей жизни самообразовываться, развивать у студентов навыки самообразования через организацию самостоятельной работы.
Целью своей работы вижу развитие профессиональной самостоятельности у обучающихся, через внедрение в учебный процесс компетентностно-деятельностного подхода.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач: 
изучить понятия «самообразование», «самостоятельная работа» и «профессиональное самообразование»;
разработать и внедрить в образовательную практику задания для развития профессиональной самостоятельности у студентов;
обеспечить эффективное формирование у студентов навыков профессионального самообразования.
В 2014 г начала реализацию по теме самообразования. В 2017 г был запланирован обобщающий этап.
Бессистемное использование хороших методов приведёт неизбежно к снижению их результативности, потому передо мной встала проблема создания своей собственной системы работы. Для себя выделила следующие требования к системе:
1. Наличие в основе научной базы, теории.
2. Целостность, взаимосвязанность частей, сохранение логики учебного процесса.
3. Управляемость: целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапное диагностирование, варьирование средств и методов, коррекция результатов.
4. Эффективность: достижение результата, оптимальность по затратам времени, сил, средств.
5. Воспроизводимость.
Углубляясь в теоретические нюансы, отметим, что проблема самообразования всегда занимала педагогов. Исследуя эту проблему, В.А. Сухомлинский утверждал: «Учение, овладение знаниями, сидение за книгой – большое благо и счастье... Знания – это духовная сила…, это бесценное богатство, которое ты должен приобрести в годы детства, отрочества и ранней юности …». Человек становится настоящим профессионалом, когда он учится.
В педагогической и психологической литературе понятие «самообразования» личности трактуется в самом общем виде как процесс реализации человеком своего потенциала, способностей, потребностей.
А.Н. Новиков определяет самообразование (самоучение) как целенаправленную учебную деятельность, управляемую самой личностью без участия педагога. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко рассматривают самообразование как образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи преподавателя.
Работая над темой, пришла к выводу, что самостоятельная работа есть одна из разновидностей учебной деятельности, в которой отдельные ее компоненты выполняются студентом самостоятельно, без непосредственного участия педагога. Самостоятельная работа в процессе профессионального обучения – основная форма организации учебно-производственной деятельности обучающихся, способствующая формированию профессиональной самостоятельности.
Профессиональная самостоятельность находит свое проявление в умении будущего специалиста без помощи со стороны изменять свои действия в зависимости от отклонений в ходе работы или возникновении новых условий, своевременно вносить поправки в намеченный план работы и способы ее осуществления. Это напрямую связано с формированием общих и профессиональных компетенций. Что отвечает запросам современного образования.
Изучив теоретический материал развития профессиональной самостоятельности на уроках профессионального обучения, в 2014 году, перешла на ее апробацию.
На первоначальном этапе было проведено тестирование обучающихся группы 13 ПК – 14 – о, на проверку готовности студентов к самостоятельной деятельности. Результаты теста показали:
Основными видами самостоятельной работы в школе были: подготовка пересказа, ответы на вопросы, составление кроссвордов, что соответствует базовому уровню образования.
Обучающиеся готовы саморазвитию и получению профессиональных знаний, путем выполнения самостоятельной работы
Учитывая способности моих обучающихся и требования к современному выпускнику, мною была выстроена система обучения, основой, которой стали педагогические технологии эффективного обучения. Ее разработчиками являются: В.А. Скакун, И.С. Якиманская П.К. Селевко, М.Ф. Аронов.Применение на занятиях технологии эффективного обучения, позволяет развивать у студентов такие качества как: умение самостоятельно решать поставленные задачи, оценивать свою работу, делать выводы.
Подробнее остановимся на методах, направленных на развитие профессиональной самостоятельности.
Метод опережающей самостоятельной работы. Самостоятельная работа на опережающей основе помогает мне построить учебный процесс таким образом, при котором часть работы по теме, выполняемая обучающимися самостоятельно, предшествует совместному изучению материала на уроке. Используя этот метод работы  я преследую следующую цель - вызвать у обучающихся интерес к проблеме, вопросу, который предстоит изучить; овладеть информацией,  которая позволит осознанно относится к изучаемому материалу на уроке, включиться в обсуждение нового материала с конкретными дополнениями или вопросами. Для этого использую следующие виды заданий. Например:
- подготовка сообщений по темам предмета;
- подбор иллюстративного материала к теме;
- подбор литературных  отрывков к теме (стихотворений, отрывков из художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок);
- чтение профессиональной литературы;
- работа с электронными учебными носителями, CD дисками, электронными пособиями.
Метод проекта. Индивидуальные проекты применяю в случае, когда необходима глубокая и полная проработка всех аспектов поставленной задачи каждым обучающегося. Например,  после изучения  темы: «Блюда из рыбы», «Горячие напитки», «Холодные напитки вашего региона» и т.д., обучающиеся работают по методу проекта. Каждый обучающийся получает задание и работает над ним.
К достоинствами индивидуального проектирования отношу:
- возможность проявиться личным качествам обучающихся;
- возможность самореализоваться;
-объективную оценку полученных знаний и практических навыков каждого обучающихся;
- возможность выявить тех обучающихся, которым необходима дополнительная помощь и корректировать их работу.
Групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности. Так, проекты: «Национальные кухни - Китай, Корея, Япония», «Современные способы сервировки», «Влияние молекулярной кухни на качество выпускаемой продукции» и т.д., являются примером группового проекта.
Метод фасилитации. Организация занятий с применением метода фасилитации целесообразна в случаях, когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно,  с разных сторон, для принятия конкретных решений; когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться  идеями, опытом и предположениями. Метод фасилитации позволяет мне не применять схем действий, не использовать стереотип восприятия, не излагать свой взгляд на проблему и не предлагать способ решения, а мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску информации. Это обеспечивает более эффективную обработку найденной информации, ускоряет процесс решения поставленной задачи, а также освоение и закрепление приобретенных навыков. Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения.
Метод проблемного обучения лучше всего применять тогда, когда у обучающихся накоплен достаточный объем знаний. Проблемное обучение – это особым образом организованная деятельность обучающихся по усвоению знаний в ходе анализа проблемной ситуации. В результате проблемной ситуации у обучающихся активизируется мысленная деятельность, происходит продуктивный творческий познавательный процесс, который активизирует самостоятельную поисковую деятельность и приводит к активному усвоению знаний.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо результатов. Поэтому с целью изучения результативности внедрения технологии эффективного обучения, направленных на формирование профессиональной самостоятельности, систематически проводился мониторинг группы 13 ПК – 14 - о. Данные которого позволяют судить о положительной динамике. Сравнивая полученные показатели, у студентов данной группы, полученные в 2014г (1 курс обучения), 2015 г (2 курс обучения) и 2016 г (3 курс обучения), отмечаем, что доля вовлеченных в самостоятельную работу и регулярно самостоятельно выполняющих задания, постоянно росла.
Качественная успеваемость данной группы по профессиональным дисциплинам за период обучения составила от 56% до 67%.
Результаты мониторинга
Диаграмма 1.

Результатом профессиональной деятельности считаю:
увеличение качественной успеваемости по профессиональным предметам, прежде всего у тех обучающихся, которые активно занимались самостоятельной работой;
рост положительного отношения к обучению у студентов, занимающихся профессиональным саморазвитием;
увеличение доли студентов вовлекаемых в исследовательскую деятельность;
увеличение доли обучающихся вовлекаемых в конкурсные мероприятия, таких как «Славим человека труда», «Дельфийские игры», «World Skills», на уровне образовательного учреждения, региона и области;
увеличению числа обучающихся, приобщенных к самостоятельной трудовой деятельности.
Исходя из полученных положительных результатов делаю выводы, что формирование навыков профессиональной самостоятельности в учебной деятельности способствует получению качественных знаний, что благоприятно влияет на формирования профессиональных компетенций, а следовательно выпускники готовы к постоянному профессиональному росту.
Анализируя выбранную методику преподавания, делаю вывод об успешности моей профессиональной деятельности.
Библиографический список
Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы. - Л., 1974. - 118 с.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М:, 1972. - 423 с.
Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М., 1961. - 239 с.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001. - 607с.
Новиков А.М.. Методология учебной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974. - 64 с.
Библиографические ссылки на электронные ресурсы
Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/samobrazovanie (дата пересмотра: 12.03.2014).
Избранные психологические труды. Эльконин Д.Б., 1989 [Электронный ресурс]. URL: http://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya_783/uchebnaya-deyatelnost-mesto-ucheniya-40277.html
Формирование навыков самообразования у подростков в учебной деятельности. Алиева М.Б. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-navykov-samoobrazovanija-u-podrostkov-v-uchebnoj-dejatelnosti.html .
Формирование у студентов интереса к самообразованию в системе внеаудиторных занятий. Жарылгапова Д.М. [Электронный ресурс]. URL: http://netess.ru/3pedagogika/233767-1-formirovanie-studentov-interesa-samoobrazovaniyu-sisteme-vneauditornih-zanyatiy.php.