Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской облаасти

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»






Методический семинар
на тему: «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»





Выполнил: преподаватель первой квалификационной категории
Прокопьев Артём Александрович





Нижняя – Тавда – 2015
«Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие,
стараясь научить кого-то слишком многому.
Разбудите в человеке любопытство.
Достаточно приоткрыть разуму дверь,
не перегружая его, просто заронить в него искру.
Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем»
В. Ключевский

В условиях вхождения России в мировое образовательное пространство основными приоритетами внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования становится развитие системы его модернизации и повышение качества образования. Поэтому возникла необходимость подготовки профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, способных к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие. Подготовка такого специалиста в системе среднего профессионального образования может быть обеспечена последовательным формированием общих и профессиональных компетенций в контексте достижения профессионального, социального и личного успеха студента. Все это происходит в условиях глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности, в том числе и сферы образования, где приоритет в подготовке компетентных специалистов отдается инновационным обучающим технологиям, направленным на развитие личности.
В результате преподаватель должен вносить в учебный процесс все новые и новые методы подачи информации: за короткий промежуток времени научить обучающихся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации; организовать процесс обучения так, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работали на уроке, видели плоды своего труда и могли их оценить.
Одним из необходимых условий повышения качества обучения является интеграция в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий и технологии личностно-ориентированного обучения.
Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе велики. Перечислим некоторые из них: индивидуализация обучения, интенсификация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, рост объема выполненных на уроке заданий; применение компьютерных тестов, расширение информационных потоков при использовании Internet; повышение мотивации и познавательной активности обучающихся за счет разнообразия форм работы.
Одна из ведущих поведенческих характеристик преподавателя в условиях личностно - ориентированного взаимодействия гибкость (пластичность, мобильность), то есть способность легко отказываться от несоответствующих ситуаций и способов поведения, приёмов мышления, средств деятельности, и вырабатывать, принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемных ситуаций при неизменных принципах и нравственных основаниях педагогической деятельности. Такой подход дает возможность реализовать общий принцип организации личностно-ориентированного обучения развитие самостоятельности, формирование критического мышления.
Термин “критическое мышление” известен ещё из работ известных психологов Ж. Плаже, Л.С. Выгодского.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, определяет конечный результат. Использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Эффективно использовать данную технологию как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках закрепления и обобщения знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла. Причем, данная технология, хорошо сочетается с другими технологиями, особенно с информационно-коммуникационными. Например, при изучении тем профессионального модуля «Устройство газораспределительного механизма», «Устройство системы смазки и охлаждения» на стадии «осмысление» используется показ видеофрагментов, информационные тексты, на стадии «рефлексия» - практикоориентированные задания, тесты контролирующего характера.
Проанализировав работу в данной технологии можно выделить эффективные методические приемы:
- Кластеры (блоки идей) или «грозди» – это графический способ организации учебного материала. Например, при изучении темы «Неисправности газораспределительного механизма» обучающимся предлагается предположить, по каким направлениям будет изучена эта тема.
- Прием «тонких» и «толстых» вопросов эффективен при организации взаимоопроса. В начале урока обучающимся предлагается задать своему соседу три “тонких” и три “толстых” вопроса по ранее изученной теме для актуализации знаний.
- Прием «маркировочная таблица» может использоваться на всех трех стадиях урока по дисциплинам профессионального цикла с целью организации контроля работы каждого обучающегося и подведения итогов работы.
- Стратегия «инсерт» (значки по ходу чтения) - прием системной разметки текста для эффективного чтения и размышления. Особенно при изучении нормативно-правовых документов по дисциплинам. Например, «Положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»
- Прием «синквейн» – пятистишие, на этой фазе урока позволяет систематизировать полученную на уроке информацию.
Таким образом, использование этой технологии позволяет обеспечить формирование способностей организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения; нести ответственность за свою деятельность; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; работать в команде. То есть формировать, в первую очередь, общие компетенции.
Кроме инновационных технологий, большую роль в формировании общих и профессиональных компетенции играют различные методические приемы, которые легко комбинируются, включаются в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Это «проблемная ситуация», «зигзаг», «корзина идей, понятий, имен», «ключевые термины», «мультимедийная презентация», «решение ситуационных задач» и др.
Компетентностный подход реализуется не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, где используются методические приемы, позволяющие сочетать различные технологии. Внедрение образовательных технологий во внеурочную деятельность позволяет достигать максимально комфортных условий и для педагогов, и для обучающихся, поскольку не так жестко регламентированы образовательные результаты и учебное время. Поэтому «включение» обучающихся в технологию в рамках внеурочной работы существенно облегчается.
Проблемный урок, создание диалога или игры, применение метода моделирования, использование кейс-метода и др., - эти формы обучения всегда будут направлены на развитие у обучающихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные и жизненные задачи.
Вовлекая обучающихся в решение проблем, расширяя и углубляя знания и одновременное развивая практические навыки и умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия, мы сможем быть уверены в эффективной работе по формированию и развитию как общих, так и профессиональных компетенций обучающихся.
В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.
Построение моделей и организация работы с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды профессиональной деятельности и формировать профессиональный опыт.
При наличии ролей предполагается игровая процедура в работе с моделью, т.е. общение обучаемых между собой и с преподавателями в процессе имитации.
Неигровые формы и методы, представлены большой группой конкретных ситуаций:
По учебной функции различают четыре вида ситуаций:
- ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему;
- ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям;
- ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем;
- ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии.
К игровым имитационным технологиям принято относить:
- выполнение должностной роли
- имитационный тренинг
- разыгрывание ролей
- игровое проектирование
- дидактическую игру.
Недостатки традиционного обучения, компенсация которых возможна с помощью имитационных технологий.
Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством обучающихся, т.к. педагог выступает как передатчик информации. Это приводит к формальному усвоению знаний и не дает развивающего результата. Кроме того, при усвоении готовых истин и предписаний формируется тип личности, привыкающей подчиняться, а не тип личности свободного человека, осознающего ответственность за свой выбор, свои действия.
Отметим далее такую особенность традиционного обучения, как его преимущественно вербальный характер. В силу этого оно эффективно только для той части уч-ся, у которых хорошие способности к абстрактному мышлению. Однако многие дети с выраженными задатками наглядно-образного или наглядно-действенного мышления испытывают большие затруднения в учебе.
К тому же при вербальном характере обучения могут недостаточно развиваться эмоциональная сфера обучающихся.
То, что не проходит через чувства, не переходит в убеждения, не проявляется в поведении, действиях.
Специфической особенностью традиционного обучения является его массовый характер. Педагог работает со всеми (с массой) и с каждым, но при этом не используется коллектив (гуманное сообщество) как средство развития личности.
Парадокс в том, что истинное и целостное развитие индивидуальности возможно только через человеческую общность. Чем гуманнее и организованнее общность, тем более полные условия будут созданы для развития каждой личности.
Имитационные технологии помогают избежать указанных недостатков традиционного обучения.
Это обеспечивается благодаря следующим особенностям:
деятельностный характер обучения (вместо вербального), организация коллективной мыследеятельности;
использование группы (коллектив высшая форма развития группы) как средства развития индивидуальности.
Для оценки уровня сформированности компетенций используются: наблюдение, тестирование, оценка деятельности обучающихся на практических и лабораторных занятиях, анализ выполнения работ на учебной и производственной практике.
Практическое задание: определить отличия традиционного урока от урока по ФГОС.
Использование активных форм проведения занятий и современных методов обучения для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся позволяет создать соответствующую образовательную среду, необходимую для реализации требований ФГОС и работодателей. Будущие выпускники смогут легко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, уметь работать сообща, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
Формула успеха в обучении - это применение в педагогической деятельности различных инновационных педагогических технологий с использованием современных технических средств обучения помноженное на раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся, формирование нравственных качеств.
Применение на занятиях педагогических технологий и технологических приемов с инновационным подходом способствует повышению качества образования.
Анализ полученных результатов, их обработка методами математической статистики позволяют говорить об эффективности выбранных педагогических технологий и приемов в обучении.
Сводные данные качества обучения 13 ТМ – 13 – 3 группы по профессии: «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» за 3 года обучения.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Таким образом, инновационные подходы способствуют: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов; воспитанию системности, гибкости, стратегичности и критичности мышления; развитию ответственного отношения к решению учебных и профессиональных проблем. Целостность и многомерность новейших образовательных технологий формируют информационную культуру и компетентность будущих специалистов, создают потенциальную возможность эффективной адаптации к требованиям рынка труда, общества и себя лично.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Мы не создаем принципиально новых технологий, не открываем Америку, мы лишь грамотно, систематично, целостно используем педагогические технологии, что и обеспечивает достижение запланированных результатов.

В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.