Пояснительная записка рабочей программы по окружающему миру 1 класс 2015 г. УМК Начальная школа 21 века


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Начальная школа XXI века»
В авторскую программу изменения не внесены.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011.
2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
3. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2010.
5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2007.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод. рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2006.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Всего часов в I полугодии Всего часов во II полугодии
16 недель
32 часа
17 недель
34 часа
Цели и задачи данной программы, особенности программы
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о
природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,
психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Программа реализует системно- деятельностный подход.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются индивидуальные, парные и групповые (постоянного, переменного состава) формы организации деятельности детей.
Все знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая, в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос;
диагностические работы;
тестовые задания.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193Информационно-коммуникативные средства.
Диск: Электронный образовательный ресурс для работы в классе «Окружающий мир. 1 класс» Издательский центр «Вентана – Граф» 2011
Комплект из двух компакт - дисков «Окружающий мир. Рабочая программа. Система уроков. Презентации. УМК «Начальная школа 21 века» - издательство «Учитель», 2015.
Компакт – диск «Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»Тематическое планирование – издательский центр «Вентана – Граф, 2011
Компакт - диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» - ООО «Кирилл и Мефодий», 2011г.
Учебно – тематический план
№ Название раздела Элементы содержания раздела Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия) Кол-во часов
1 Введение. Что такое окружающий мир Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты,
сделанные руками человека, люди. (1ч)
2 Мы — школьники Статус ученика, школьника.
Одноклассники, правила
поведения в школе. Правила
взаимоотношений. Режим дня
первоклассника. Дорога отдома до школы. Безопасность на улицах и дорогах. Наблюдения. Моделирование ситуаций поведения в разных школьных помещениях, на улицах города.
Игровая деятельность: правила дорожного движения. Учебные действия в совместной деятельности (парная работа). (10 ч)
3 Ты и здоровье Органы чувств.
Закаливание. Культура
питания. Дидактическая игра: принятие задачи, выполнение правил. Моделирование ситуаций на правила поведения во время еды. (6ч)
4 Мы и вещи Труд людей, профессии.
безопасное поведение сбытовыми электрическими
и газовыми приборами. Коммуникативная деятельность: характеристика труда людей разных профессий. Моделирование ситуаций ОБЖ при пользовании бытовымиэлектрическими и газовыми приборами. (6ч)
5 Родная природа Сезонные изменения вприроде. Растения и
животные вокруг нас. Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание
растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты поустановлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных
классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние- дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения срастениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы. (25 ч)
6 Родная страна
Семья. Родной город
(село). Труд людей
родного города (села).
Россия, Москва. Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села).
Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Моделирование воображаемыхситуаций: прогулки по Москве. (19 ч)
7 Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей). 8 Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.