Пояснительная записка по окружающему миру ПНШ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа»
с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам). В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
с авторской программой О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Окружающий мир». (Сборник рабочих программ «Перспективная начальная школа» 1-4 классы/ Сост. Р.Г, Чуракова - М.: Академкнига/Учебник, 2012. – ч. 2: с.3);
с учётом целей и задач Образовательной программы МОБУ Лицея.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Цель курса состоит в формировании у школьника целостной картины, окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
 Задачи:
1.Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
2.Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
3.Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
4.Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
5.Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Особенно чётко эта идея проявляется в курсе «Окружающий мир».
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Содержательные линии индивидуального развития курса «Окружающий мир»:
формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной темы; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;
воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
формирование эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;
развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, С.А. Трофимов, Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2015г.
2.О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, С.А.Трофимов, Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2015г.
3.О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, С.А. Трофимов, Окружающий мир. Хрестоматия. 1 класс. – М: Академкнига/ Учебник, 2014г.
4. Р.Г. Чуракова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 1 класс. Проверочные работы в тестовой форме - М: Академкнига/ Учебник, 2015г.
5.О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова «Окружающий мир» Рабочие программы 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Перспективная начальная школа» –. М.: Академкнига/Учебник, 2012. –ч. 2
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, интегрированных уроков. Используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Формы организации познавательной деятельности:
- работа в группах;
- работа в парах;
- индивидуальная работа;
- нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры).
Нетрадиционные формы урока:
- урок-игра;
- урок-экскурсия;
- урок-соревнование.
Используемы методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- метод стимулирования интереса к учению;
- метод самоконтроля;
- метод самостоятельной деятельности учащихся;
- продуктивный;
- исследовательский;
- практический.
Используемые технологии:
- игровые технологии;
- технология создания ситуации успеха на уроке;
- личностно-ориентированные (разноуровневые задания);
- здоровьесберегающие;
- технология проблемного обучения;
- информационно-компьютерные технологии.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание». Продолжительность обучения в 1 классе составляет 33 учебные недели. Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю. Таким образом, реализуется авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, которая предполагает 66 часов на изучение предмета в 1 классе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема Количество часов по программе Корректировка
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире 8 часов Где живет семья Ивановых. Правила поведения в школе.
ОБЖ Правила поведения в школе. 1
Где живет семья Ивановых. 1 Мы познаем мир 1 Мы познаем мир
ПДД Дорога от дома до школы. 1 Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств 2 Что нас окружает 2 Живая природа 12 часов Животные - часть природы.
2 Дикие и домашние животные
2 Насекомые – часть природы 1 Растения – часть живой природы
Растения и их части. 1 Что общего у деревьев, кустарников и трав
2 Урок-экскурсия. 1 Природа и ее сезонные изменения 36 часов Природа и ее сезонные изменения
ПДД Правила безопасного поведения на улице. 1 Путешествие в осеннее царство. 1 Жизнь растений осенью 2 Труд людей осенью
ОБЖ при работе в саду 1 Как животные готовятся к зиме
Как животные готовятся к зиме. Перелетные и зимующие птицы 2
1
Пришла зима. 1 Снежные загадки
Зима пришла. Урок-экскурсия. 2 Жизнь лесных зверей зимой. 2 Как помочь птицам зимой. 2 Есть ли жизнь в воде подо льдом? ОБЖ Правила безопасного поведения у водоемов 2 Как зимуют травы, кустарники и деревья
ОБЖ Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лёд, игра в снежки, снег несъедобен) 1 Учимся различать деревья и кустарники зимой 2 Пришла весна.
ПДД Поведение на улице. 1 Какие растения весной цвести торопятся. 2 Жизнь растений весной. Урок-экскурсия. 1 Как животные весну встречают 2 Про больших и маленьких. 3 Лето пришло 1 В лес по ягоды пойдем 1 С лукошком за грибами. 2 Зеленая аптека
ОБЖ Поведение в лесу летом. 2 Природа и мы. 1 Наша родина – Россия10 часов Красная книга России.
ОБЖ Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы. осы) 1 Наша родина – Россия
Родной край-часть России. 2 Государственная символика. 1 Москва – столица нашего государства. 2 Экскурсия в город. ПДД Правила перехода проезжей части улицы 1 Обобщение «Мы и окружающий мир» 3 Итого 66 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Человек и природа.
        Природа- это то, что нас окружает, но не создает человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
        Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое -лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
        Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений ( по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (АО листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
        Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
        Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
        Примеры явлений природы. Смена времен года.
        Осень. Осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка зверей к зиме.
        Зима. Зимние месяца (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы
(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
        Весна. Весенние месяца (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
        Лето. Летние месяца (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
      Человек и общество.
        Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
        Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
        Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России) . разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
        Труд людей в осенний период года.
        Наша Родина- Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва- столица России. Достопримечательности столицы-  Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
       Правила безопасного поведения.
        Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
        Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
         Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
        Правила поведения при сборе лекарственных трав.
        Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества, эволюция, родная земля, планета Земля, экологическое сознание.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Любовь и верность, забота, помощь и поддержка.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Уважение к труду, творчество и созидание, трудолюбие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
В области регулятивных УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
В области познавательных УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
В области коммуникативных УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
-  Слушать и понимать речь других.
-  Выразительно читать и пересказывать текст.
-  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства, и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
различать предметы и выделять их признаки;
проводить групповые исследования;
проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков
  предметов с помощью органов чувств;
объяснять, как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений;
назвать условия, не обходимые для жизни растений и животных;
проводить несложные наблюдения за природными явлениями и
  проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
описывать сезонные изменения в природе;
наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
приводить примеры домашних и диких животных; проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их
                основные отличительные признаки;
называть основные органы чувств человека и их основные функции;
называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на                выявление признаков предметов;
оказывать помощь птицам в зимнее время года.
                 В результате изучения раздела «Человек и общество»
                Обучающиеся научатся:
проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе;
различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
оценивать необходимость подготовки к уроку;
знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
узнавать государственную символику России;
знать первый куплет и припев гимна России;
выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять правила поведения, которые допустимы или недопустимы в  школе: до урока, на уроке, на переменах;
подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер
  своего дома, адрес школы;
называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
узнавать государственную символику России;
рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
приводить примеры несъедобных грибов своего края;
приводить примеры ядовитых ягод своего края.
Рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой
  природе;
выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы.
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие
умения:
оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
соотносить свою оценку с оценкой учителя, соседа;
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроках
при безотметочном обучении
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребѐнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жѐлтый – я умею, но не уверен, зелѐный – нужна помощь.
Допускается словесное оценивание. Устным ответам учитель может давать словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочѐты – «Хорошо» и т.д.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Технические средства обучения:
- ноутбук педагога;
- проектор мультимедийный;
- система контроля и мониторинга качества знаний;
- принтер;
- сканер;
- экран.
2. Информационно-коммуникативные средства (экранно-звуковые пособия):
- авторские презентации Power Point;
- авторские разработки для работы с мультимедийным проектором;
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру
3. Печатные пособия:
- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения окружающему миру (в том числе, и в цифровой форме);
- контролирующие и тестовые карты в соответствие с тематикой, определенной в программе окружающего мира;
- словари: толковый словарь, справочники;- энциклопедии.
4. Интернет-ресурсы:
- http://standart. edu.ru/ Официальный сайт ФГОС;
- www. festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
- www. openklass.ru Открытый класс;
- http://scool-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- http://easyen.ru/ Современный учительский портал;
- http://biouroki.ru/ Биоуроки.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов _____________С.Е. Данилова
Руководитель «28» августа 2015 г.
кафедры___________
М.К. Кожевникова
Протокол заседания кафедры
№ 06 от «27» августа 2015 г.