Пояснительная записка по окружающему миру ПНШ (1 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе
Концепции стандарта второго поколения и программы О.Н Федотова и Г.В.
Трафимова в проекте «Перспективная начальная школа» с учётом меж
предметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи
формирования у младшего школьника умения учиться.
Специфика заключается в том, что курс «Окружающий мир» является
интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной
начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные
области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимостьэтого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта
общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие
с направлениями федерального компонента государственного стандарта
начального общего образования. Это, прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета
его жизненного опыта: опыта сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни - с развитой
инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников обще учебных умений,
основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять
существенные признаки и на основе проводить обобщение; специальных
умений - работы с научно-популярной, справочной литературой;
проведение фенологических наблюдений, физических опытов,
простейших методов измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и
природы, человека и общества (на уровне ознакомления).
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы
отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
В рамках первого учебного года разработана система длительных опытов-наблюдений.
Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для
самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.
Ценностные ориентиры содержания учебной программы
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к
истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и
социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий, и
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций
народов России от поколения к поколению и жизнеспособности
российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно
развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих:
здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к
природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
людям.
Результаты изучения учебного предмета
Цель изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе -формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека;
развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и
природой.
Личностными результатами изучения курса " Окружающий мир" являются:
осознание себя членом общества и государства, чувство любви к
родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре,
истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
умение различать государственную символику Российской Федерации
и своего региона (республики, края, административного центра);
находить на картах (географических, политико-административных,
исторических) территорию России, её столицу – город Москву,
территорию родного края, его административный центр; описывать
достопримечательности столицы и родного края, особенности
некоторых зарубежных стран.
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,
сформированность нравственных представлений и этических чувств;
культура поведения и взаимоотношения с окружающими; умение вести
культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной и
природной среде.
установка на безопасный здоровый образ жизни; осознание личной
ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и
заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.
Метапредметными результатами изучения курса " Окружающий мир"
являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную
на познание окружающей действительности и внутреннего мира
человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач.
осознание правил и норм взаимодействия с взрослыми и сверстниками
в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение
культуры и пр.)
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений
окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета " Окружающий мир"
являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений, характерных для природной и
социальной действительности (в пределах изученного)
владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для
дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных
дисциплин
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных объектов, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2 –3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение,
достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и
неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов
природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.
Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажнос ти (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.
Живая природа (10 ч)
Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут,
приносят потомство, умирают).
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.
Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с
семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя).
Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений,
способами распространения растений на новые места.
Природа и её сезонные изменения(38ч)
Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.
Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение
окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью.
Жизнь животных осенью.
Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.
Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд
людей зимой.
Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников
весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.
Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и
несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов,
лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство
с термином «Экология». Красная книга России.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия
осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий,
что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен.
Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.
Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное
наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения
деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
Наша родина — Россия (10 ч)
Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия —
многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва.
Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).
Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн
России.
Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий
мир» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
-название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома,
адрес школы;
-названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы
(Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
-государственную символику России;
-первый куплет и припев гимна России;
-виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
-правила поведения в городе во время экскурсии;
-что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения
объектов);
-название органов чувств и их функции;
-названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
-основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
-названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных
(на уровне рода);
-название каждого времени года и их последовательность;
-основные признаки времен года;
-правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности
при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
-проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
-различать объекты природы и изделия человека;
-различать объекты живой и неживой природы;
-различать части растений, отображать их в рисунке;
-приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
-приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей),
раскрывать особенности их внешнего вида;
-приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
-приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
-приводить примеры съедобных грибов своего края;
-приводить примеры ядовитых ягод своего края;
-ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
-называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная
площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
-для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
-установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой
природе;
-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
-написания на конверте своего адреса;
-выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
-подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).

Программу обеспечивают:
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник,2012.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2011.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2015.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник , 2015.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник , 2011.
Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).