Профессиональный стандарт педагога глазами учителя – стажиста


Профессиональный стандарт педагога глазами учителя – стажиста.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
(К.Д. Ушинский).
Кто такой педагог-стажист? Формально, это человек, проработавший в школе более 5 лет. Педагогический коллектив нашей школы насчитывает 52 человека. Из них – 8 педагогов со стажем менее 5 лет, Остальные работают в школе от 7 до 40 лет. При подготовке к семинару нами был проведен опрос педагогов - стажистов в количестве 20 человек с целью определения их информированности о профессиональном стандарте педагога и выявления отношения к этому документу. Педагогам было задано несколько вопросов:
1. Что такое профессиональный стандарт педагога?
Все опрошенные определили его как единый перечень требований к учителю.
2. Цель профессионального стандарта? Педагоги дали ответ: улучшение качества образования.
3. Какие новые компетенции прописаны в профессиональном стандарте?
Были отмечены, прежде всего, следующие: учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей: работа с одаренными учащимися, работа в условиях реализации программ инклюзивного образования, работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии, работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении; владение ИКТ-компетенциями.
Какие трудности связаны с овладением данными компетенциями?
Педагоги осознают, что овладение данными компетенциями сопряжено с рядом трудностей. Непросто сочетать в учебной деятельности работу с различными категориями обучающихся. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования требует профессиональной переподготовки, что в условиях крайней загруженности педагога сделать непросто.
5. Какие задачи должен решить педагог, чтобы соответствовать стандарту?
«В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Педагоги осознают, что потребуется большая работа по доведению их квалификации до уровня требований профессионального стандарта. Для этого необходимо: 1) провести самоанализ уровня подготовки и выяснить, каким требованиям педагог отвечает, а где у него проблемы; 2) определить, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.
На уровне образовательной организации анализ проблем педагогов и определение возможности их решения может быть проведен в результате взаимопосещения уроков, на методических объединениях, педагогических советах. В результате составляется индивидуальная образовательная траектория педагога.
Для педагога – стажиста важно найти те точки роста, которые позволят ему оптимизировать свою трудовую деятельность, найти дополнительные стимулы к творчеству.
Одним из путей решения этой проблемы является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и сопровождение их учителем на протяжении всего периода обучения. Исследовательская деятельность может осуществляться с различными категориями учащихся, она позволяет научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, прогнозировать результат. В то же время, занимаясь исследовательской деятельностью, совершенствуется и сам педагог.
Педагог должен принимать личное участие в проектной, исследовательской, инновационной деятельности; проводить работу по обобщению и трансляции педагогического опыта на всех уровнях. В условиях открытости образовательного пространства решение этой задачи невозможно без владения ИКТ - компетенциями. Владение ИКТ-компетенциями предполагает не только использование ЭОР на уроке, но и осуществление дистанционного обучения, участие в интернет-конкурсах и проектах, создание собственных сайтов для обобщения и трансляции опыта работы и осуществления общения с другими педагогами. Эти умения приобрели практическое значение, поскольку положения профессионального стандарта уже легли в основу требований к аттестации педагогов Архангельской области на высшую и первую квалификационную категорию. Педагоги, проходившие аттестацию, отметили, что это усложнило процедуру аттестации. Некоторые оказались не готовы как фактически (не смогли представить подтверждение по всем пунктам), так и психологически к тому, что упор делается на личное участие педагога в проектной, исследовательской, инновационной и т.д. деятельности. Но, в то же время, педагоги отмечают, что теперь на первый план выходят конкретные результаты работы, а не выслуга лет, что является справедливым. Ведь в ряде случаев молодой педагог может дать фору иному стажисту.
4. Как вы относитесь к стандарту? Конечно, введение стандарта вызывает ряд опасений. Вместо того чтобы «избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей», введение стандарта приведет к обратному процессу. Как и всякий стандарт будет, прежде всего, побуждать педагога действовать строго в соответствии с требованиями, зарабатывая необходимые баллы, а не творить. В целом положительно. Требования стандарта соответствуют тем, которые и ранее предъявлялись к педагогу в части образования (наличие высшего профессионального образования и необходимость постоянного повышения квалификации с учетом требований времени), организации обучения (с использованием разнообразных технологий, способствующих повышению качества образования и раскрытию способностей учащихся), воспитательной работы с учащимися (способствующей успешной социализации школьников) и личностных качеств, которыми должен обладать педагог, работающий с детьми. Главное, не забыть об индивидуальности каждого педагога.