Классный час по теме Имею право


Классный час «Я имею право»
Цель:Способствовать осознанию у учащихся ответственности за свои права, формировать у них положительное отношение к правам другихЗадачи:1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов о правах несовершеннолетних.Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок пройдет под лозунгом:
«Знать законы - значит защищать свои права».
-Что такое право? (это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).- Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В итоге удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой изложено много различных прав взрослых людей. А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
- Кто знает, какие права есть у детей?
2.Новый материал.
- Рассмотрим презентацию и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве. Я предлагаю рассмотреть эти права на примере различных литературных произведений.
(просмотр презентации).
-Посмотрите на следующий слайд и назовите те права ребенка, которые не были рассмотрены на примере литературных произведений.
Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.
- Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права?
Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира. С одним из них мы уже сегодня познакомились, это «Конвенция о правах ребёнка».  Но есть и другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:
-Конституция Российской Федерации;
-Семейный кодекс Российской Федерации;
-Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
-Федеральным законом "Об образовании".
Оказывается не всегда  в России, да и в других государствах, были у людей  права. Так было очень давно, в старину. Как  это было, нам рассказывает писатель А.П.Чехова в рассказе «Ванька» (прослушивание отрывка из произведения).
А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
- Расскажите о ваших впечатлениях.
- Почему вам стало жалко героя?
- Какие права ребёнка были нарушены и кем?
- Возможна ли такая ситуация в наше время, почему?
3. Закрепление пройденного материала.
А) Сейчас вы разделитесь на 4 команды и обсудите ситуации, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)3. Какое право ребенка нарушено в сказке «Гуси-лебеди»? (Любой ребенок имеет право: на жизнь со своими родителями).
4. А в русской народной сказке «Репка»? (Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему желанию. Принудительный труд запрещен). Б) В качестве закрепления я предлагаю вам игру «Разрешается – запрещается». Вы слушаете фразы, если вы согласны с предложенным высказыванием, говорите «Разрешается», если вы видите нарушение Конвенции о правах детей, говорите «Запрещается».
Куда пойдем мы в воскресенье:На каток или в кино.Вот семья вопрос решаетВыбрать мнение одно.Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенкаСтрого (запрещается).
С мамой дети должны жить,Не грустить и не тужить –Это (разрешается).
Дитя незаконно похищают,Мать с ребенком разлучают.Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,Если заболел – лечиться,Это – (разрешается).
Много трудится ребенок,Мало у него силенок,Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работаКонечно (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,с разными детьми дружить –Это (разрешается).
Когда слабый горбит спину,Перед сильным преклоняется.Быть рабом у господинаСтрого (запрещается).
4.Итог урока.
-В каком международном документе записаны права детей?
- Какие основные права вы запомнили?
- Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?
- Кто считает, что он не зря провёл время на классном часе. Объясните, почему?
Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.