Региональные рекомендации по дополнительным общеобразовательным программам

о

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
01.03.2016 № 115

г. Ростов-на-Дону

Об утверждении региональных рекомендаций
к регламентации деятельности образовательных
организаций Ростовской области, осуществляющих
образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам

Во исполнение п. 3.1. решения межведомственного заседания коллегий минобразования, минкультуры, минспорта Ростовской области и департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области от 29.10.2015 № 5/4/1 и целях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Рекомендации), в соответствии с приложением.
2. Сектору воспитательной работы и дополнительного образования (Иванова Т.В.) довести настоящий приказ до сведения руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей государственных бюджетных учреждений дополнительного образования Ростовской области, подведомственных минобразованию Ростовской области.
3. Рекомендовать руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования довести настоящий приказ до сведения муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
4. Признать утратившим силу приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.07.2012 № 661 «Об утверждении примерных региональных требований к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области».
5. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра Мазаеву М.А.

Министр Л.В. Балина

Приказ подготовлен сектором воспитательной работы
И дополнительного образования (заведующий сектором ( Иванова Т.В.
Приложение к приказу
минобразования Ростовской области
от 01.03.2016 №115



Региональные рекомендаций
к регламентации деятельности образовательных организаций
Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

1. Общие положения
Настоящие региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Рекомендации) регламентируют деятельность государственных и муниципальных бюджетных, автономных или казенных образовательных организаций Ростовской области, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

2. Нормативно-правовой аспект
2.1. Рекомендации разработаны в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271);
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);
- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Ростобрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
- Приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102);
- Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок);
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2000 № 1276 "О государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей" Приложение 1 (в части не противоречащей нормам действующего законодательства и касающейся критериев определения видов учреждений дополнительного образования) (далее – Приказ № 1276);
- Приказом министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9.08.2010 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России от 10.08.2015 № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования»;
- Письмом Минобрнауки России от 29 сентября 2006 г. № 06-1479 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации»;
- Письмом Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).

3. Определения
В соответствии со статьей 2 п.14 Закона дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (статья 75 п.1).
Образовательная программа (статья 2 п.9) - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации учащихся, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
К дополнительным образовательным программам (статья 12 п.4, статья 75 п.2) относятся дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
Учащиеся (обучающиеся) - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы (статья 33 п.2).
Организация дополнительного образования (статья 23 п.3.1) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

4. Деятельность учреждений (организаций) дополнительного образования и направленности дополнительных общеобразовательных программ.
4.1. Учреждения (организации) дополнительного образования (в соответствии с абзацем 6, Приложения 1 Приказа № 1276) могут осуществлять деятельность, как:
- дворцы;
- центры;
- дома;
- станции;
- школы;
4.2. Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в образовательных организациях, могут иметь следующие направленности:
- техническую;
- физкультурно-спортивную;
- художественную;
- туристско-краеведческую;
- социально-педагогическую;
- естественнонаучную.
4.3. Количество направленностей, реализуемых дополнительных общеобразовательных программ определяется локальным актом образовательной организации самостоятельно.
4.3.1. В многопрофильных организациях количество направленностей, реализуемых дополнительных общеобразовательных программ может быть: в Центрах – не менее трех, в Домах – не менее четырех, во Дворцах – не менее шести направленностей.
Количество программ в реализуемых направленностях определяется соответствующим локальным актом образовательного учреждения (организации) самостоятельно.
4.3.2. В однопрофильных организациях количество направленностей, реализуемых дополнительных общеобразовательных программ: в школах и станциях – может быть более одной, в Центрах – должно быть не менее трех.
Количество программ в реализуемых направленностях определяется соответствующим локальным актом образовательного учреждения (организации) самостоятельно.

5. Условия организации образовательного процесса в образовательных организациях Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
5.1. Условия организации образовательного процесса в образовательных организациях Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, регламентируются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Областным законом «Об образовании в Ростовской области», другими законодательными и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Указами и Распоряжениями Губернатора Ростовской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Ростовской области, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказами и распоряжениями Министерства образования и науки Российской Федерации, приказами и распоряжениями министерства общего и профессионального образования Ростовской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, Уставом организации, её локальными актами и настоящими Рекомендациями.
5.2 Требования к образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам:
- реализация дополнительных общеобразовательных программ различных уровней и направленностей: технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественнонаучной;
- развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству, технике и спорту;
- реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта (регулируются Федеральным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- учебно-тренировочные (тренировочные) занятия в Детско-юношеских спортивных школах (далее – ДЮСШ) проводятся по дополнительным общеобразовательным программам, разработанным и принятыми ДЮСШ в соответствии с федеральными государственными требованиями. ДЮСШ имеет право осуществлять подготовку спортивного резерва по программам спортивной подготовки, разработанным и утвержденным ДЮСШ на основе федеральных стандартов спортивной подготовки;
- активное внедрение в учебный процесс инноваций и ориентация на инновационную деятельность;
- осуществление образовательного процесса на основе проектной деятельности;
- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности, индивидуализации и качества системы образования в целом;
- повышение доступности дополнительного образования для каждого;
- обновление и реализация содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;
- создание условий для участия семьи и общественности в развитии общественной системы самоуправления учреждения;
- осуществление образовательного процесса и проведение массовых мероприятий с учётом запросов региона, муниципальных образований, детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций;
- проведение массовой, учебно-методической, организационно-методической, информационно-методической, научно-методической работы, консалтинга, направленных на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, профессионального мастерства педагогов, реализующих общеобразовательные программы дополнительного образования.
5.3. Образовательная организация признает главенство семьи в вопросах воспитания, авторитет родителей и их преимущественное право перед всеми иными лицами на воспитание и обучение детей.
Образовательная организация является социальным институтом воспитания, обновления воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков. Образовательная организация способствует включению детей в деятельность социально-значимых творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений, волонтерское движение.
5.4. Деятельность детей в образовательной организации может осуществляться как в одновозрастных, так и в разновозрастных детских объединениях по интересам (клуб, студия, театр, центр, группа, кружок, секция, лаборатория и др.), а также индивидуально. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5.5. Образовательный процесс в организации осуществляется с учётом принципов добровольности, свободного личностного выбора деятельности, инициативы и самостоятельности ребенка, вариативности содержания и форм организации образовательного процесса, доступности глобального знания и информации для каждого, адаптивности к возникающим изменениям, обеспечения равных возможностей для всех групп детей.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, менять их. При этом выполнение государственного (муниципального) задания в части количества учащихся определяется по суммарному количеству детей, занимающихся в творческих объединениях.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение.
Организации могут иметь специально оборудованные помещения для осуществления образовательного процесса: учебные кабинеты, лаборатории, секции, концертные, выставочные залы, танцевальные классы, спортивные сооружения (помещения), в том числе спортивно-технические, технологические лаборатории (оснащенные специальным оборудованием: приточно-вытяжная вентиляция, муфельные печи, покрасочный инвентарь и т.д.), теплицы, бассейны, опытные участки (хозяйства), манежи, оборудованные трассы, библиотеки, медиатеки, другие объекты социальной инфраструктуры.
5.6. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут создавать на своей базе психологическую службу (при наличии в штате учреждения педагога-психолога), деятельность которой должна быть направлена на психолого-педагогическое сопровождение модернизации образовательного процесса, оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам; сохранение и укрепление психологического здоровья, оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей. Деятельность психологической службы образовательной организации регулируется локальным актом организации. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях объединения, организации.
Психологическая помощь в образовательной организации оказывается безвозмездно всем участникам образовательного процесса: учащимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам образовательной организации.
Проведение любых видов психологической работы с детьми в образовательной организации осуществляется при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних в возрасте от 5 до 13 лет (кроме случаев признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера; при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно (по электронной почте, по телефону) или письменного согласия несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 17 лет. Необходимый пункт может быть внесен в бланк договора, заполняемый родителями при приеме ребенка в образовательную организацию, или оформлен отдельным заявлением о согласии на проведение психологической работы с ребенком.
5.7. В организации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и учащихся потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.
5.8. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, содействуют распространению информации о правах ребенка, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей. Осуществляют меры профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами, правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей.
5.9. Организации участвуют в создании единой федеральной межведомственной системы учета обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, осуществляя сбор, хранение и обработку персональных данных обучающихся, а также данные об уровне и этапах обучения, о достижениях и иную информацию, необходимую для решения задач межведомственной системы.
Организация предоставляет необходимые для мониторинга системы образования (Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662) сведения в министерство образования Ростовской области, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, органам исполнительной власти Ростовской области и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
5.10. Учащиеся, прошедшие полный курс обучения по дополнительной общеобразовательной программе и показавшие положительные результаты в процессе итоговой оценки результатов освоения программы (в формах, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой или локальным актом учреждения), по решению образовательной организации могут получить документ: свидетельство, сертификат или справку об обучении по дополнительной общеобразовательной программе. Порядок получения и образец документа самостоятельно разрабатывается и утверждается локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
По окончании обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта обучающемуся (выпускнику) может выдаваться документ, образец которого устанавливается образовательной организацией в соответствии с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Закона.
5.11. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»: о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (Закон ст.29, п.1, п.2).

6. Реализуемые дополнительные общеобразовательные программы.
6.1. Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ.
6.1.1. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (статья 12 п.5, статья 28 п.3.6 Закона).
Право педагогических работников на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы закреплено статьей 47 п.п.3.3, 3.5 Закона.
6.1.2. Требования к реализации образовательных программ определены статьей 13 Закона:
«1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.»
6.1.3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок п.6). Для работы в летний период педагоги дополнительного образования на основании локального акта организации могут разрабатывать дополнительные программы или дополнительные модули (подпрограммы, разделы) к основной общеобразовательной программе.
6.1.4. Особенности реализации образовательных программ в области искусств и физической культуры и спорта определены статьями 83 и 84 Закона.
6.1.5. В учреждении дополнительного образования детей реализуются следующие дополнительные общеобразовательные программы:
- типовая (рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации);
- модифицированная (рабочая, адаптированная) скорректирована конкретным педагогом, авторским коллективом на основе типовых или авторских программ с внесением изменения в отбор содержания, тем, порядка их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам и разделам;
- экспериментальная (авторская программа в период апробации);
- авторская (программа разработана педагогом или коллективом педагогов, успешно прошедшая период апробации, рекомендованная методическим (педагогическим) советом образовательного учреждения, имеющая внешние рецензии, принявшая участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства, конкурсе авторских программ на муниципальном, региональном или федеральном уровнях).

6.2. Содержание дополнительных образовательных программ
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 п.2).
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности (ст. 12 п.1-2 Закона). В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 4 ст. 75 Закона).
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на (п.3 Порядка):
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, на развитие мотивации личности всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализацию дополнительных общеобразовательных программ и услуг физкультурно-спортивной направленности;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (п. 7 ст. 28 Закона).

6.3. Сроки реализации дополнительных общеобразовательных программ
6.3.1. Сроки реализации программ зависят от поставленных целей и объема содержания. Для достижения высоких результатов и оказания качественных услуг дополнительного образования срок реализации программ (кроме общеобразовательных программ ДЮСШ):
- общекультурного (ознакомительного) уровня от 3 месяцев до 2-х лет;
- общекультурного (базового) уровня от 1 года до 3 лет;
- углубленного уровня от 1 года;
Предварительное обучение ребенка по ознакомительной программе не обязательно для зачисления его в группу, обучающуюся по программе базового уровня.
В случае если программа предусматривает обучение ребенка только на углубленном уровне, в пояснительной записке к программе необходимо обязательно указать условия зачисления в группу (уровень необходимых базовых знаний, умений, подготовки) и дать характеристику необходимой для обучения по программе личностной, мотивационной, социальной готовности.
6.3.2. В организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ) реализуются два вида дополнительных общеобразовательных программ: общеразвивающие и предпрофессиональные.
Дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и не опираются на федеральные государственные требования, содержание образования. Сроки реализации программы устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.
Продолжительность обучения по общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности составляет:
- на спортивно-оздоровительном этапе – весь период.
Продолжительность обучения по предпрофессиональным программам физкультурно-спортивной направленности составляет:
- на этапе начальной подготовки - до 3 лет;
- на тренировочном (этап спортивной специализации) начальной специализации - до 2 лет;
- на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) углубленной специализации – до 3 лет;
- на этапе совершенствования спортивного мастерства – до года и свыше года.
Особенности формирования групп с учетом периодов (этапов) подготовки и определения объема недельной учебно-тренировочной (тренировочной) нагрузки определяются постановлениями региональных и муниципальных органов исполнительной власти.

6.4. Примерная организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (кроме ДЮСШ)


Уровень

Показатели

Специфика реализации




массовые программы
групповые
программы
микрогрупповые
программы
индивидуальные
программы


Общекультурный (ознакомительный)


Количество обучающихся
более 25 человек
12-15 человек
2-9
человек
1
человек


Возраст обучающихся
5-18 лет


Срок обучения
от 3-х месяцев до 2-х лет


Режим занятий
не более 1-4 часов в неделю


Min объем программы
16 часов


Особенности состава обучающихся
Однородный – неоднородный (смешанный);
Постоянный – переменный;
С участием обучающихся с ООП, ОВЗ – без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Для обучающихся с ООП (одаренные,
с ОВЗ, инвалиды)


Форма обучения
очная – очно-заочная – заочная


Особенности организации образовательного процесса
традиционная форма;
на основе сетевого взаимодействия организаций;
с применением дистанционных технологий;
посредством организации электронного обучения;
на основе реализации модульного подхода.


Общекультурный (базовый)

Количество обучающихся





-
10-12 человек
2-8
человек
1
человек


Возраст обучающихся

7-18 лет


Срок обучения

от 1 года до 3 лет


Режим занятий

от 3 до 5 часов в неделю от 2 до 6 часов


Min объем программы

От 72 до 324 ч. (при 36 учебных неделях)


Особенности состава обучающихся

Однородный – неоднородный (смешанный);
Постоянный;
С участием обучающихся с ООП, ОВЗ – без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Для обучающихся с ООП (одаренные,
с ОВЗ, инвалиды)


Форма обучения

очная – очно-заочная – заочная


Особенности организации образовательного процесса

традиционная форма;
на основе сетевого взаимодействия организаций;
с применением дистанционных технологий;
посредством организации электронного обучения;
на основе реализации модульного подхода.

Углубленный

Количество обучающихся






-
7-10 человек
2-6
человек
1
человек


Возраст обучающихся

10-18 лет


Срок обучения

от 1 года обучения


Режим занятий

от 4 до 12 часов в неделю


Min объем программы

От 144 до 432 ч. (при 36 учебных неделях)


Особенности состава обучающихся

Однородный – неоднородный (смешанный);
Постоянный;
С участием обучающихся с ООП, ОВЗ – без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Для обучающихся с ООП (одаренные,
с ОВЗ, инвалиды)


Форма обучения

очная – очно-заочная – заочная


Особенности организации образовательного процесса

традиционная форма;
на основе сетевого взаимодействия организаций;
с применением дистанционных технологий;
посредством организации электронного обучения;
на основе реализации модульного подхода.


6.4.1. Специфика реализации физкультурно-спортивных программ в ДЮСШ отражена в 13 LINK \l "Par222" 14Приложении № 115 к «Особенностям организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (Приказ министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»).
Этапы и периоды подготовки:
1) спортивно-оздоровительный этап (весь период) - только для дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта;
2) этап начальной подготовки (периоды: до одного года; свыше одного года);
3) тренировочный этап (этап спортивной специализации) (периоды: начальной специализации; углубленной специализации);
4) этап совершенствования спортивного мастерства (весь период).
Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, а также программ спортивной подготовки, рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать:
на спортивно-оздоровительном этапе - 2 часов;
на этапе начальной подготовки - 2 часов;
на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 3 часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства - 4 часов.
При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.
Особенности формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки учащихся физкультурно-спортивных объединений с учетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах)

Этап подготовки
Период
Минимальная наполняемость группы (человек)
Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы (человек)
Максимальный количественный состав группы (человек)
Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах

Этап совершенствования спортивного мастерства
Весь период
1
4 - 8
10
24

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
Углубленной специализации
Устанавливается образовательной организацией
8 - 10
12
18


Начальной специализации

10 - 12
14
12

Этап начальной подготовки
Свыше одного года
Устанавливается образовательной организацией
12 - 14
20
8


До одного года

14 - 16
25
6

Спортивно-оздоровительный этап
Весь период
10
15 - 20
30
до 6


В командных игровых видах спорта максимальный состав группы определяется на основании правил проведения официальных спортивных соревнований и в соответствии с заявочным листом для участия в них.
При проведении занятий с занимающимися из различных групп максимальный количественный состав определяется по группе, имеющей меньший показатель в данной графе. Например: а) при объединении в расписании занятий в одну группу занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства и на тренировочном этапе максимальный количественный состав не может превышать 10 человек; б) при объединении в расписании в одну группу занимающихся на тренировочном этапе (углубленной специализации) и на этапе начальной подготовки максимальный количественный состав не может превышать 12 человек.
В группах спортивно-оздоровительного этапа с целью большего охвата занимающихся максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю может быть снижен, но не более чем на 10% от годового объема и не более чем на 2 часа в неделю с возможностью увеличения в каникулярный период, но не более чем на 25% от годового тренировочного объема.

6.4.2. Проектирование целеполагания и результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
1. «Общекультурный/ознакомительный уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2. «Общекультурный/базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и навыков, научной лексики, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
3. «Углубленный уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы, углубленное изучение научного и практического материала в рамках выбранной сферы знаний.

Уровень
Специфика целеполагания
Прогнозируемая результативность

Общекультурный (ознакомительный)
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];
мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту [Концепция развития дополнительного образования детей].
освоение образовательной программы;
переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся, если обучение по программе базового уровня предусмотрено программой

Общекультурный
(базовый)
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию [Концепция развития дополнительного образования детей];
обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];
выявление и развитие у обучающихся творческих способностей [Закон № 273-ФЗ; гл. 11, ст. 77, п. 3].
освоение базового уровня образовательной программы;
участие в мероприятиях различного уровня;
наличие победителей и призеров мероприятий;
переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся, освоивших базовый уровень, если углубленный уровень предусмотрен программой

Углубленный
обеспечение условий для доступа каждого ребенка (обучающегося, воспитанника) к глобальным знаниям и технологиям [Концепция развития дополнительного образования детей];
повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций [Концепция развития дополнительного образования детей] и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности.
освоение углубленного уровня образовательной программы;
участие в мероприятиях различного уровня, включая региональные, всероссийские мероприятия;
наличие победителей и призеров мероприятий.



6.5. Контроль качества реализации дополнительных общеобразовательных программ (результативность образовательного процесса)
Обязательная государственная промежуточная (статья 58 Закона) и итоговая (статья 59 Закона) аттестация для учащихся образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, не предусмотрена.
Контроль качества реализации дополнительных общеобразовательных программ (промежуточная и итоговая аттестация, равно как и определение результативности образовательного процесса) осуществляется в ходе и по результатам участия обучающихся в рейтинговых мероприятиях различного уровня, а также по результатам тестов, творческих работ, защиты проектов, отчётных мероприятий, открытых занятий, выставок, соревнований, контрольно-переводных нормативов, в иных формах, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой или локальным актом учреждения.
Перевод обучающихся объединений (групп) физкультурно-спортивной направленности на этап (период) реализации образовательной программы осуществляется на основании локальных актов ДЮСШ.

6.6. Структура дополнительных общеобразовательных программ
Дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Комплекс основных характеристик программы
Паспорт программы (не обязательно)
Пояснительная записка (в том числе – цель, задачи, планируемый результат)
Учебно-тематический план (учебный план).
Содержание программы.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график (может разрабатываться при наличии определенных условий, определяемых образовательным учреждением самостоятельно).
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (в том числе –диагностические материалы, условия реализации программы, методические материалы, рекомендации по организации деятельности по программе, условия достижения наилучшего результата, темы, вызывающие затруднения и пути их устранения, применяемые на практике педагогические технологии и техники, материально-техническое оснащение, рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы, дидактические материалы).
Список литературы.

6.6.1. Структура дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности определена Письмом Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 г. №ВМ-04 -10/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» и включает следующие структурные элементы:
Титульный лист;
Пояснительная записка (в том числе, характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины);
Нормативная часть (в том числе, продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах по виду спорта; соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта; планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта; режимы тренировочной работы; медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку; предельные тренировочные нагрузки; минимальный и предельный объем соревновательной деятельности; требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию и т.д.);
Методическая часть (в том числе, рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; рекомендации по планированию спортивных результатов; требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля и т.д.);
Система контроля и зачетные требования (в том числе, конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля, комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку и т.д.)
Перечень информационного обеспечения (в том числе, список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в работе лицами, осуществляющими спортивную подготовку, и при прохождении спортивной подготовки лицами, проходящими спортивную подготовку);
План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

6.7. Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы.
6.7.1. Титульный лист. На титульном листе рекомендуется указывать:
наименование образовательной организации;
где, когда и кем рекомендована и утверждена дополнительная образовательная программа;
название дополнительной общеобразовательной программы;
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;
Ф.И.О., должность разработчика (автора/авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

6.7.2. Паспорт программы (не обязательно). Паспорт программы – это краткое изложение информации о дополнительной общеобразовательной программе и авторе.
В большинстве случаев «Паспорт программы» представляет собой таблицу перечня основной информации о программе, авторе и материально-технической базе реализации (включая описание помещения), с чётким, кратким, односложным разъяснением этой информации.
«Паспорт программы» содержит не только основную статистическую информацию, но и информацию о динамике развития самой программы, работы педагога над её совершенствованием в соответствии с научными, экономическими, социальными, культурными, технологическими изменениями и новыми нормативно-правовыми документами, регламентирующими образовательную деятельность образовательной организации и педагога дополнительного образования.

Рекомендуемая схема-таблица «Паспорта программы»:

Паспорт
дополнительной общеобразовательной программы
Название ДОП
«______________________________»

Сведения об авторе

ФИО:


Место работы:


Адрес образовательной организации:


Домашний адрес автора:


Телефон служебный:


Телефон мобильный:


Должность:

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат


Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)


Материально-техническая база


Год разработки, редактирования


Структура программы


Направленность


Направление


Возраст учащихся


Срок реализации


Этапы реализации


Новизна


Актуальность


Цель


Ожидаемые результаты


Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные)


Режим занятий


Формы подведения итогов реализации



6.7.3. Пояснительная записка. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:
направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности;
вид программы (авторская, модифицированная и т.п.) и её уровень (ознакомительный, базовый, углубленный);
отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; новизна, педагогическая целесообразность программы, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие);
актуальность (соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах - цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);
цель (обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна, измерима и реальна) и задачи (конкретные условия достижения цели программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития: научить, привить, развить, способствовать, создать условия, сформировать, воспитать и т.д.) дополнительной общеобразовательной программы;
адресат программы (на кого рассчитана программа: возраст, пол, круг интересов, уровень подготовки);
объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризует продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.), виды занятий (определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, экскурсии, творческие отчеты, соревнования, тренировки и другие виды учебных занятий и учебных работ) и режим занятий (периодичность и продолжительность);
ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности (планируемые результаты формулируются с учетом цели, задач и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы); при проектировании и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо ориентироваться на метапредметные и личностные результаты образования (Концепция, р. IV), а также предметные. Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать: теоретические знания по программе; практические умения, предусмотренные программой;
формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, конкурсы, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)

6.7.4. Учебно-тематический план. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может:
содержать перечень базовых разделов и тем, включенных в программу;
быть выстроен в определённой последовательности подачи учебного материала;
быть распределен по степени сложности и времени, с разбивкой часов на теоретические и практические виды занятий;
при необходимости, иметь выделенную колонку часов на ведение дополнительных или индивидуальных занятий;

Рекомендуемая форма учебно-тематического плана:

№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы организации занятий
Формы аттестации, диагностики, контроля



всего
теория
практика
индивидуальные занятия и консультации



1

Раздел 1 «..»

1.1
Тема







1.2
Тема








И т.д.







2

Раздел 2 «»

2.1
Тема







2.2
Тема
















Итого часов








6.7.5. Содержание изучаемого материала. Содержание изучаемого материала. Содержание работы по темам дополнительной общеобразовательной программы можно отразить через краткое описание теоретической информации (теория) и название практических работ (практика) по данной теме.
Кроме того, в содержании отдельной темы могут быть указаны формы проведения занятия и формы контроля результатов работы. Содержание должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом.
Рекомендуемая форма содержания учебно-тематического плана:
Раздел 1. «»
Тема 1.1
Теория:
Практика:

6.7.6. Календарный учебный график (не обязательно). Составление календарного учебного графика может быть актуально для программ физкультурно-спортивной, художественной и туристско-краеведческой направленности, требующих перераспределения последовательности изучения тем программы и изменения продолжительности занятий, в зависимости от педагогической целесообразности, времени года, погодно-климатических условий, графика проведения профильных соревнований, конкурсов различного уровня.
Календарный учебный график может содержать следующие сведения:
месяц и число проведения занятия;
время проведения занятия;
форма занятия;
количество часов;
тема занятия;
место проведения занятия;
форма контроля результатов.
Рекомендуемая форма календарного учебного графика:


п/п
Месяц
Число
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема
занятия
Место
проведения
Форма
контроля














6.7.7. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы можно представить тремя разделами:
I. «Методическое сопровождение программы»
Методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, справочные материалы, дидактический материал);
Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе - краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
Условия достижения наилучшего результата;
Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав образовательной программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
Темы, которые могут вызвать затруднения у учащихся, и пути преодоления подобных ситуаций;
Рекомендации по решению сложных педагогических ситуаций, возникающих при обучении по темам;
Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы;
Методические разработки по темам программы;
План и методика ведения воспитательной работы в объединении и т.п.
Разработки сценариев открытых мероприятий, занятий, лабораторных работ и т.п.
II. «Диагностические материалы»
Формы аттестации/контроля - разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цель и задачи программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану (творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи, игровые задания для определения уровня практических умений и теоретических знаний, анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, экспертные оценки и т.д.); необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам;
Оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов, в том числе анкеты, таблицы критериев и параметров оценки, тестовые материалы по темам программы (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
III. «Дидактические материалы» - наглядные, раздаточные, образовательные материалы по различным темам/разделам программы:
тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, пособия;
темы и описание обучающих, практических, исследовательских или опытнических заданий;
материалы диагностических и обучающих игр;
изображение образцов изделий, тематические фотоподборки;
видеопрезентации, электронные презентации;
публикации в СМИ и т.д.

6.7.8. Список литературы. Список литературы включает перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы, технологические карты); может быть составлен для разных участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей и оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.
Рекомендуется сформировать несколько списков:
Список использованной литературы (список литературы, использованной педагогом при написании дополнительной общеобразовательной программы).
Список литературы для педагогов (список, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности):
Основной (обязательная литература, содержание которой позволяет педагогу работать по данной программе);
Дополнительный (литература, рекомендованная для пополнения опыта и знаний педагога, работающего по данной программе).
Список литературы для учащихся (список, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной дополнительной общеобразовательной программы):
Основной (литература, с которой дети знакомятся на занятиях объединения или дома по заданию педагога);
Дополнительный (литература, которую педагог может рекомендовать детям для повышения уровня информированности или расширения знаний по темам программы).
Список литературы для родителей (материалы, рекомендованные родителям для изучения в целях оказания помощи в обучении и воспитании ребенка, консолидации педагогического и родительского образовательного воздействия).
Список интернет-ресурсов (список адресов удалённого доступа с образовательной и общеразвивающей информацией; может являться частью списков 1-4).

6.8. Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
6.8.1. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно, по мере необходимости, обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок п.11).
6.8.2. Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:
- внутренняя экспертиза – обсуждение программы на методическом совете образовательной организации – это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательной организации, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы;
- внешняя экспертиза (к экспертизе приравнивается участие в конкурсах авторских программ, методических материалови. т.п.) программы (не является обязательной) проводится специалистами в профильной области деятельности. По результатам данной экспертизы составляется рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности. Данный вид экспертизы является необходимым, если программа претендует на статус авторской программы.
- Рассмотрение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на заседании педагогического совета (экспертного совета) образовательной организации – органа, полномочного рекомендовать к утверждению нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения (организации) дополнительного образования.
6.8.3. Решение о рекомендации к утверждению общеобразовательных общеразвивающих программ обязательно заносится в протокол педагогического совета (экспертного совета).
6.8.4. Утверждение образовательной программы осуществляется приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) на основании решения педагогического совета (экспертного совета). Утверждение программы является необходимым условием для признания её полноценным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность детского объединения дополнительного образования.
6.8.5. Кроме того, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации может быть проведена психологическая экспертиза общеобразовательных и рабочих программ (модулей) курсов и отдельных образовательных проектов (проводится только в случае наличия в штате учреждения педагога-психолога). Параметры и критерии психологической экспертной оценки самостоятельно разрабатываются педагогом-психологом учреждения (специалистом с высшим психологическим образованием) и утверждаются локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7. Формы и порядок обучения по дополнительным общеобразовательным программам
7.1. Формы обучения по дополнительным образовательным программам (статья 17 п.5) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно.
7.2. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально (Порядок п. 7).
7.3. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (Порядок п.9, Закон статья 17 п.4).
7.4. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
7.5. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (в том числе самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально (Порядок п.п. 14, 16). Организованный выход группы учащихся под руководством педагога за пределы учреждения для проведения занятий или мероприятия оформляется распоряжением руководителя.
7.6. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам могут предусматриваться как очные, так и заочные формы организации учебных занятий. В том числе с применением сетевой формы обучения и дистанционных образовательных технологий.
7.7. В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса может быть проведена психологическая экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов (в том числе педагога дополнительного образования) образовательных организаций (проводится только в случае наличия в штате учреждения педагога-психолога). Параметры и критерии психологической экспертной оценки самостоятельно разрабатывается педагогом-психологом учреждения (специалистом с высшим психологическим образованием) и утверждаются локальным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Учебный план и учебное занятие в системе дополнительного образования детей
8.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает учебный план с учетом своих особенностей.
Учебный план может содержать:
- перечень программ (наименование, название),
- количество групп и занимающихся в них детей,
- объем педагогических и концертмейстерских часов по годам обучения иные необходимые для планирования средств показатели, не противоречащие нормам действующего законодательства.
Учебный план может разрабатываться на основе программы развития, образовательной программы, в соответствии с муниципальным (государственным) заданием образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Учебный план может согласовываться с органом, осуществляющим управление в сфере образования, наделенным полномочиями учредителя.
Учебный план составляется на учебный год, рассматривается на заседании педагогического Совета образовательной организации и утверждается руководителем не позднее 15 сентября текущего года.
Учебный план может корректироваться в срок до 1 октября. В случаях создания новых детских объединений на средства, высвобожденные от расформированных учебных групп, корректировка может быть внесена в любой другой период года (1 раз в четверть, полугодие, иные периоды).
В течение учебного года по заявлению педагога дополнительного образования в учебный план образовательной организации могут быть внесены объективно обоснованные изменения и (или) дополнения.
Процедура внесения изменений (условия, сроки, регламент) в учебный план определяется локальным актом образовательной организации.
8.2. Занятия в образовательной организации проводятся согласно расписанию. Расписание составляется в начале каждого учебного года, утверждается директором организации, заверяется печатью и может согласовываться в установленном порядке не позднее 15 сентября.
Дата начала занятий регламентируется локальным актом учреждения, но не позднее 15 сентября.
Комплектование объединений любого года обучения может осуществляться с июня по сентябрь каждого календарного года.
Сроки начала и окончания тренировочного процесса (спортивный сезон) в группах физкультурно-спортивной направленности определяются с учетом сроков проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в которых планируется участие занимающихся. Набор (индивидуальный отбор) занимающихся осуществляется ежегодно в группы подготовки образовательных организаций, начинающих спортивный сезон с осени, - не позднее 15 октября текущего года;
Общее расписание занятий объединений (групп) образовательной организации составляется специалистом образовательной организации (в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями или по приказу руководителя организации) на основании предложений педагогических работников, с учетом возрастных особенностей и возможностей контингента обучающихся, пожеланий учащихся, их родителей (законных представителей), в соответствии с годовым учебным (тренировочным) планом в целях создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.
Перенос занятий, временное изменение расписания, иные случаи, предусмотренные локальными актами образовательной организации, производятся по письменному заявлению педагога с обоснованием, подтверждающим необходимость такого переноса (уважительность причины), по согласованию с администрацией образовательной организации, путем внесения в расписание соответствующих изменений, на основании приказа директора.
8.3. Учебный год образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, начинается в сентябре и заканчивается в мае, однако образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. В период летних каникул допускается работа детских творческих объединений в рамках деятельности профильных смен, учебно-тренировочных сборов, слётов, летних оздоровительных площадок, экспедиций, лагерей и т.д. В период школьных каникул объединения могут работать по отдельному плану, программе, специальному расписанию с переменным составом участников. Численность таких групп определяется локальным актом учреждения. План, программа, расписание утверждаются приказом директора учреждения.
Учебный год в ДЮСШ начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом, рассчитанным на 52 учебных недели в году.
8.4. Занятия могут проводиться по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения в соответствии с программой и в пределах отведенных часов на работу объединения. Занятия объединений фиксируются в журнале учёта занятий (журнале учёта работы объединения в системе дополнительного образования детей) или в журнале учета тренировочных занятий.
8.5. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12 академических часов, включающих теоретические и практические занятия. Для учащихся ДЮСШ, занимающихся по программам углубленной специализации, допустимая недельная нагрузка - 18 академических часов спортивных тренировок.
В оркестровых, музыкальных, вокальных объединениях наряду с занятиями со всем составом объединения, проводится индивидуальное обучение. Продолжительность занятий в этих объединениях не должна превышать 12 академических часов в неделю.
8.6. Продолжительность одного занятия определяется образовательной программой и устанавливается для детей дошкольного возраста 30-35 минут, младшего школьного возраста – 35-40 минут, для среднего и старшего школьного возраста – 40-45 минут с обязательным перерывом между занятиями 10-15 минут.
Для программ в области физкультуры и спорта продолжительность одного занятия устанавливается с учетом возрастных особенностей и этапа подготовки обучающихся.
Учет работы объединений в системе дополнительного образования осуществляется в астрономических часах, включающих учебное занятие и перерыв.

9. Контингент учащихся
9.1. Численный и возрастной состав объединений определяются локальным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, самостоятельно.
На 4 и последующих годах обучения, а также на ранних этапах при работе с одарёнными детьми, детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, допускается создание творческих объединений в количестве 1-6 человек при наличии индивидуального плана работы с группой, или программы индивидуального образовательного маршрута. Решение о создании таких групп принимается педагогическим советом образовательной организации и оформляется приказом директора.
Состав объединений (групп) физкультурно-спортивной направленности определен Приказом министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
9.2. Состав контингента обучающихся рекомендуется формировать, ориентируясь преимущественно на детей в возрасте от 10 до 17 лет (60% от общего количества учащихся учреждения).
9.3. В объединения второго и последующих лет обучения по общеразвивающим программам могут быть зачислены учащиеся, успешно освоившие содержание предыдущей программы: по результатам аттестации, собеседования или на основании справки об обучении по данному профилю в других организациях. Набор в группы обучения по предпрофесиональным программам может осуществляться на основании тестирования, конкурсного или иного отбора.
9.4. В случае снижения фактической наполняемости в течение учебного года до 50% и ниже от списочного состава, учебные группы могут быть объединены или расформированы. Высвобожденные при этом средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений.
9.5. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
9.6. Численный состав объединений детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, находящихся в детских домах, интернатах формируется исходя из нормативов, принятых в данном учреждении.
С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по месту жительства проводится индивидуально из расчета 2-3 часа в неделю на одного ребенка. Оплата труда педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, производится из общего фонда заработной платы организации.
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в составе учебной группы с другими обучающимися, либо группе состоящей только из вышеуказанной категории обучающихся может быть от 1 до 15 человек. Количество определяется локальным актом образовательной организации самостоятельно.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательные организации организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.
9.6.1. Особенности организации спортивной подготовки по адаптивному спорту. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих спортивную подготовку, устанавливаются специальные федеральные стандарты спортивной подготовки (ч. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ст. 33 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013). Функциональные группы приводятся в специальных федеральных стандартах спортивной подготовки и подразделяются на три группы.
К III группе рекомендуется относить лиц, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в спортивных соревнованиях.
Ко II группе - лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями.
К I группе - лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, поэтому они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в спортивных соревнованиях.
Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта рекомендуется устанавливать распорядительным актом организации, осуществляющей спортивную подготовку, один раз в год (до начала тренировочных занятий).
Для оценки результата реализации программы спортивной подготовки по адаптивному виду спорта используются особые критерии.
9.7. Численный состав учащихся на занятиях с применением сетевой формы и дистанционных образовательных технологий определяется на тех же основаниях, что и для групп традиционной формы обучения.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, могут применять дистанционные технологии при реализации программ спортивной подготовки.
Использование дистанционных технологий не является основанием к исключению проведения тренировочных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия работника с занимающимися. Соотношение объема проведенных тренировочных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия работника с занимающимися определяется организацией в программе спортивной подготовки.
Организациям рекомендуется использовать дистанционные технологии при наличии у нее тренерского состава, педагогических работников и вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать программы спортивной подготовки с использованием дистанционных технологий.
При реализации программ спортивной подготовки с применением дистанционных технологий местом осуществления деятельности является место нахождения организации, осуществляющей спортивную подготовку, или ее филиала независимо от места нахождения занимающегося.

10. Требования к педагогическим работникам системы дополнительного образования.
10.1. Требования к педагогическим работникам определяются на основании нормативных документов: постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций», приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерацииот 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38994) (вступает в силу с 1 января 2017 года).
Требования к лицам, осуществляющим спортивную подготовку, изложены в Письме Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 г. №ВМ-04 -10/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации».
10.2. Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности рабочего времени и особенностей, связанных с режимом рабочего времени педагогических работников организаций дополнительного образования, являются:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2015 г., рег. № 36304);
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки от 27 марта 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован в Минюсте России 26 июля 2006 г., рег. № 8110).
10.3. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников (в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда) устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
10.4. Педагогическим работникам, должности которых поименованы в пунктах 2.3-2.8. приложения № 1 к приказу № 1601, устанавливается не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая является: нормируемой частью их педагогической работы; расчетной величиной заработной платы с учетом объема педагогической (учебной, преподавательской) работы в неделю.
10.5. Педагогические работники (специалисты) могут с их согласия выполнять дополнительную педагогическую работу на условиях совместительства (за пределами основного рабочего времени), путем подписания дополнительного соглашения.
10.6. Педагог дополнительного образования (тренер, инструктор) несет ответственность за наличие и надлежащее ведение следующей документации:
- журнал учёта работы объединения в системе дополнительного образования детей (журнала учета тренировочных занятий);
- общеобразовательной программы;
- аналитических материалов по результатам мониторинга освоения образовательной программы.
10.7. Педагогический работник имеет право на повышение уровня профессиональной подготовки, в том числе на обучение на долгосрочных или краткосрочных курсах повышения квалификации не реже, чем 1 раз в три года.

Рекомендации утверждены на задании Областного Совета директоров образовательных учреждений дополнительного образования детей Ростовской области (протокол от 17.02.2016 № 1).

Группа разработчиков.
1. Алексюнина Е.Н., заместитель директора ГБУ ДО РО ОЭЦУ;
2. Бехталь И.Г., педагог-психолог ГБУ ДО РО ОЭЦУ;
3. Колесникова Л.И., заместитель директора по ОМР ГБУ ДО РО ОЦДОД;
4. Омельченко В.А., директор МБУ ДО ЦДТ Аксайского района;
5. Паничев Е.Г., заместитель директора по НМР ГБУ ДО РО ОЦТТУ;
6. Хацкевич Н.Ф., директор МБУ ДО ЦДТ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону.










- 13 PAGE 14215 -




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515