Рабочая адаптированная программа по письму и развитию речи для обучающихся 4 класса общеобразовательного учреждения по адаптированным образовательным программам



Оглавление
ССтр.
1. Рецензия 3
2. Пояснительная записка 4
3. Содержание программы 6
4. Учебно - тематический план 8
5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной про грамме 9
6. Список литературы

Календарно-тематическое планирование
10
Рецензия
Учителем государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Сердобской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам» Гусевой Татьяной Александровной представлена программа по письму и развитию речи в 4 классе.
Предложенная учителем программа по письму и развитию речи отвечает требованиям учебной программы и учебному плану общеобразовательного учреждения.
Данная программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основными целями данной программы являются формирование элементарных знаний по грамматике и правописанию, которые необходимы для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических умений, в воспитании интереса к родному языку.
Программа состоит из пояснительной записки, где учитель раскрывает особенности работы по предлагаемой программе; цели, к которой необходимо стремиться через решения ряда задач каждого из разделов программы, приёмов и методов работы.
Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями. Она включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Учебный план раскрывает последовательность тем, количество часов на каждую из них.
По разделам программы определён уровень требований, учитывающий интеллектуальные возможности обучающихся. В конце программы дан список методической литературы для учителя и обучающихся.
В программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения: конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня знаний, умений и навыков, который необходим им для социальной адаптации. Рекомендация: предложенная программа по письму и развитию речи заслуживает положительной оценки и может быть использована в качестве рабочей адаптированной программы для обучающихся 4 класса государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области «Сердобской школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам».
Заместитель директора по УВР
______________ Золотова О.В.
Руководитель МО начальных классов
___________________Гусева Т. А.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе типовой учебной программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой-М.: Просвещение, 2013.
Программа соответствует учебной программе и учебному плану общеобразовательного учреждения.
Данная программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с ОВЗ обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.Цель: формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Задачи обучения письму и развитию речи:
─ осмысленно читать доступный их пониманию текст;─ выработать элементарные навыки грамотного письма;─ повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;─ научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;─ формировать нравственные качества. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Обучающиеся с ОВЗ в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у обучающихся этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области грамматики.
В начальных классах обучающимся с ОВЗ даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.       Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой обучающихся.       Умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности обучающихся.       Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
По всем разделам программы определяется уровень требований, учитыващий умственные и возрастные возможности обучающихся.
      
Звуки и буквы
Фонетико-фонематические нарушения обучающихся с ОВЗ затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в самое серьезное внимание уделяется звуко –буквенному анализу. Обучающиеся продолжают получать сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.  
Обучающиеся с ОВЗ овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
      Слово
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов —названия предметов, действий, признаков.
      Предложение
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки обучающихся с ОВЗ к жизни, к общению.      Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Связная речь
В 4 классе особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом        Графические навыки
У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Содержание программы
(172 ч; 5 ч в неделю)
Повторение (15ч)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы (67ч)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.      Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.      Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.      Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквамии,е,ё,ю,я.      Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.      Разделительный ь перед гласными е,ё,я,ю,и.      Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.      Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово (48ч)
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).        Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.       Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.             Слова, обозначающие признаки (качества)предметов:
─называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;       ─нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;       ─подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);       ─согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.      Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами(с помощью учителя).      Разделительный мягкий знак.       Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение (42ч)
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).       Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.       Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.       Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).       Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях —самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.      Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:      1-я группа —и,й,ш,п,т,н,г,р,у;      2-я группа —л,м,ц,щ,ь,ы;      3-я группа —б,а,ю,ф,б,в,д,з;      4-я группа —с,е,ё,ч,ъ,я;      5-я группа —э,х,ж,к;      письмо заглавных букв:      1-я группа —И,Ц,Ш,Щ,Ч,Л,М,А;      2-я группа─ О,С,3,X,Е,Ж,Э,Я;      3-я группа —У,Н,К,Ю,Р,В;      4-я группа —Г,П,Т,Б,Ф,Д
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.       Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.       Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.       Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений.
Учебно –тематический план
№ Наименование разделов Количество часов Примечание
1 Повторение 15 2 Звуки и буквы 67 3 Слово 48 4 Предложение 42 Всего 172    

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Должны уметь:
─составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;─анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);─списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;─писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Должны знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Список литературы
Материалы учебно - методической литературы, используемые учителем:
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.
2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. М. Просвещение, 1991. 3. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4 классы. Автор – составитель Н.П. Мещерякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Программа подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждение VIII вида /Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
5. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей /Под ред. В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1982.
Материалы учебно- методического комплекта, используемые для обучающихся:
1. Аксёнова А .К., Галунчикова Н.Г.. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение 2013.