РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮИ РАЗВИТИЮ РЕЧИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью 2 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по УВР Приказ №_______ от «___»______2016 года
____________/Т.В. Андреевских/ Директор школы
__________________ _______________/ О. А. Голых/
дата согласования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ЧТЕНИЮИ РАЗВИТИЮ РЕЧИ
для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 2 коррекционный
Количество часов: 170 часов
Разработала:
Щекотова Марина Геннадьевна,
учитель начального класса
1. Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».
5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
7. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 8. С.Ю. Ильина Учебник чтения для специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида . Санкт- Петербург «Просвещение»,2011г.
2. Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета
Основными задачами обучения чтению во 2 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
3. Содержание программы
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
·         Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
·         Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
·         Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
·         Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
4. Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3 – 5 коротких стихов, отчетливо читать их перед классом.
5. Календарно – тематическое планирование
№.
урока Название раздела, темы
Кол-во часов Форма контроля РР Вн.чт.
1. Зазвенел звонок – начался урок.
18 1.1. По Н. Саксонской. «Осень в школе». 1 1.2. Р. Сеф. «Я могу считать до ста». 1 1.3. По В. Берестову. «Где лево, где право». 1 1.4. По В. Драгунскому «Школьные слова». 1 1.5. По М. Яснову «Я учусь писать». 1 1.6. Л. Толстой «Таня знала буквы». 1 1.7. По К. Ушинскому «В школе». 1 1.8. По В. Викторову «Мы дежурим». 1 1.9. По В. Голявкину «Про то, для кого Вовка учится». 1 1.0. По Э. Мошковской «Физкультура». 1 1.11 По Р. Сефу «Пятерка». 1 1.12. По К.Ушинскому «Всякой вещи свое место». 1 1.13. М. Юдалевич «Три плюс пять». 1 1.14. В. Голявкин «Первый урок». 1 1.15 По В. Драгунскому «Уроки». 1 1.16 Г. Мамлин «Давайте складывать слова». 1 1.17 Внеклассное чтение.
Стихи и рассказы о школе. 1 *
1.18 Обобщение по теме: «Зазвенел звонок – начался урок». 1 Тест 2. Осенние страницы 15 2.19 По Г. Скребицкому «Художник-Осень». 1 2.20 С. Козлов «В эту осень» (отрывок). 1 2.21 М. Ивенсен «Падают, падают листья…». 1 2.22 В. Викторов «Здравствуй, осень». 1 2.23 По А. Митяеву «В октябре». 1 2.24 Г. Ладонщиков «Верная примета». Народные приметы. 1 * 2.25 А. Степанов «Когда шубу носить?». 1 2.26 По И. Соколову-Микитову «Белки». 1 2.27 Е. Благинина «Белкина кладовка». 1 2.28 По Г. Снегиреву «Кто сажает лес». 1 2.29 По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий» (часть 1). Животные осенью. 1 2.30 По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий» (часть 2). Медведь осенью. 1 2.31 По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий» (часть 3). Оттепель. 1 * 2.32 Внеклассное чтение.
Стихи об осени 1 *
2.33 Обобщение по теме: «Осенние страницы». 1 СР 3.
3.34 Сказка за сказкой.
Русская народная сказка. Вершки и корешки. 8
1 3.35 Русская народная сказка. Лиса и кувшин. 1 3.36 Русская народная сказка. Рак и Лиса. 1 3.37 Русская народная сказка. Старик и два медвежонка. 1 3.38 Ингушская сказка. Заяц и черепаха. 1 3.39 Румынская сказка. Волк и лошадь. 1 3.40 Японская сказка. Добрый крестьянин. 1 3.41 Обобщение по теме: «Сказка за сказкой». 1 КР 4. Мир животных 19 4.41 Р. Сеф «Кто любит собак». 1 4.42 Барашек. Английская народная песенка. 1 4.43 А. Введенский «Загадка». 1 4.44 В. Лифшиц «Кролик» 1 4.45 Ю. Коринец «Лапки». 1 4.46 Е. Благинина «Котенок». 1 4.47 А. Барто «Собака». 1 4.48 Е. Чарушин «Ёж». 1 4.49 Я. Агафарова «Живой букет». 1 4.50 По Г. Снегиреву «Медвежонок» (часть 1).
Люди в тайге. 1 4.51 По Г. Снегиреву «Медвежонок» (часть 2). Любопытство героя. 1 4.52 По И. Соколову-Микитову «Лисья нора». 1 4.53 С. Черный «Кто?». 1 4.54 По Г Снегиреву «Бобренок»
(часть 1). 1 4.55 По Г Снегиреву «Бобренок»
(часть 2). Главные герои. 1 4.56 С. Маршак «Детский дом». 1 4.57 Р. Зеленая, С. Иванов «Животные». 1 4.58 Внеклассное чтение.
Рассказы о животных. 1 4.59 Обобщение по теме: «Мир животных». Загадки о животных. 1 Тест * 5. Птицы – наши друзья 7 5.60 По И. Соколову-Микитову «Соловей». 1 5.61 Г. Снегирев «Ворон». 1 5.62 Г. Ладонщиков «Спор на скворечне». 1 5.63 По Н. Сладкову «Пылесос»
(часть 1). Воробей и скворечник. 1 5.64 По Н. Сладкову «Пылесос»
(часть 2). Спор воробья и скворца. 1 5.65 По В. Голявкину «Птичка». 1 5.66 Обобщение по теме: «Птицы – наши друзья». Птичьи загадки. 1 * 6. Зимние страницы 17 6.67 Н. Егоров «По ягоды на лыжах». 1 6.68 По Л. Воронковой «Снег идет». 1 6.69 Л. Наппельбаум «Озорные снежинки». 1 6.70 По Е. Кузнецовой «Семка и Мороз». 1 6.71 С. Маршак «Белая страница». 1 6.72 В. Бианки «Книга зимы». 1 6.73 Д. Хармс «Что это было?». 1 6.74 В. Сухомлинский «Зайчик и рябина». 1 6.75 По Н. Сладкову «Зимний запас». 1 6.76 Г. Ладонщиков «Наши друзья». 1 6.77 Внеклассное чтение.
Е. Махалова «Что такое Новый год?». 1 *
6.78 Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» (отрывок). 1 6.79 По Н. Плавильщикову «Храбрая птица». 1 6.80 Ю. Кушак «Ночное приключение». 1 6.81 По Л. Сергееву «Снеговики» (часть 1). 1 6.82 По Л. Сергееву «Снеговики» (часть 2). Исчезновение снеговиков. 1 6.83 Обобщение по теме: «Зимние страницы». Зимние загадки. 1 КР 7. Все сделаем сами и своими руками 19 7.84 Знают мамы, знают дети. Немецкая народная песенка. 1 * 7.85 А. Гарф «Вот какие наши руки». 1 7.86 В. Голышкин «Белоручки». 1 7.87 В. Осеева «Своими руками». 1 7.88 М. Коцюбинский «Десять помощников». 1 7.89 Е. Пермяк «Первая рыбка». 1 7.90 Г. Ладонщиков «Кукла и Катя». 1 7.91 Е. Серова «Разговор о технике». 1 7.92 И. Мазнин «Странное дело». 1 7.93 Внеклассное чтение
Рассказы и стихи о труде детей 1 *
7.94 По П. Тихонову «Вкусный пирог» (часть 1). 1 7.95 По П. Тихонову «Вкусный пирог» (часть 2). Отношения папы и сына. 1 7.96 Г. Глушнев «Мы вдвоем». 1 7.97 По В. Голявкину «Подходящая вещь». 1 7.98 М. Глазков «Танечка-хозяйка». 1 7.99 М. Моисеева «Доктор Петрова». 1 7.100 По Е. Пермяку «Мамина работа». 1 7.101 По Е. Пермяку «Мамина работа». 1 7.102 Обобщение по теме: «Все мы сделаем сами и своими руками». Загадки о наших помощниках. 1 Тест 8.
8.103 Буду делать хорошо и не буду плохо
А. Кузнецова «Подружки». 16
1 8.104 А. Кузнецова «Подружки». Составление картинного плана. 1 8.105 А. Барто «Рыцари». 1 8.106 Н. Сладков «Жалейкин и пруд». 1 8.107 Р. Зеленая, С. Иванов «Страшная история». 1 8.108 По Т. Пономаревой «Хитрое яблоко». 1 8.109 М. Пляцковский «Урок дружбы». 1 8.110 М. Пляцковский «Урок дружбы». 1 8.111 Внеклассное чтение.
Рассказы о хороших поступках. В. Осеева. 1 *
8.112 В. Хомченко «Яблоко». 1 8.113 В. Хомченко «Яблоко». 1 8.114 В. Карасева «Про Людочку». 1 8.115 Р. Баумволь «Никто не мешает». 1 8.116 С. Прокофьева «Сказка про честные ушки». 1 8.117 С. Прокофьева «Сказка про честные ушки». 1 8.118 Обобщение по теме: «Буду делать хорошо и не буду плохо». 1 Тест 9. Ежели вы вежливы… 10 9.119 Н. Красильников «Доброе утро». 1 9.120 Л. Каминский «Как Маша яблоко ела». 1 9.121 По В. Голышкину «Удивительное превращение». 1 9.122 По В. Голышкину «Удивительное превращение». 1 9.123 Внеклассное чтение.
Г. Остер «Вредные советы». 1 *
9.124 А. Седугин «Брысь, шапочка!». 1 9.125 С. Маршак «Песенка о вежливости» (отрывок). 1 9.126 По Я. Пинясову «Кто грамотней?». 1 9.127 По Я. Пинясову «Кто грамотней?». Настя и её подружка. 1 9.128 Обобщение по теме : «Ежели вы вежливы…». 1 КР 10.
10.129 Весенние страницы
Л. Модзалевский «Появление весны». 18 10.130 Л. Модзалевский «Появление весны». Составление картинного плана. 1 10.131 И. Соколов-Микитов «Весна-красна». 1 10.132 Ю. Коринец «Март». 1 10.133 Л. Барбас «Поздравление». 1 10.134 М. Пляцковский «Сосульки». 1 10.135 М. Борисова «Песенка капели». 1 10.136 По Г. Скребицкому «Художник-Весна». 1 10.137 Е. Серова «Подснежник». 1 10.138 По Ю. Ковалю. «Белое и желтое». 1 10.139 З. Александрова «Салют весне». 1 10.140 Н. Сладков «Любитель цветов». 1 10.141 В. Хомченко «Терем-рукавица». 1 10.142 Внеклассное чтение.
Стихи и рассказы о весне. 1 *
10.143 Г. Виеру «Девятое мая». 1 10.144 По Л. Кассилю. «Никто не знает, но помнят все». 1 10.145 Т. Белозеров «Майский праздник». 1 10.146 П. Воронько «Лучше нет родного края». 1 10.147 Обобщение по теме: «Весенние страницы». Весенние загадки. 1 Тест 11. Посмеемся, улыбнемся 8 11.148 О. Григорьев «Повар».
Э. Успенский «Память». 1
11.149 Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета». 1 11.150 По Л. Пантелееву «Как поросенок говорить научился». 1 11.151 Ю. Кушак «Банька». 1 11.152 По Л. Каминскому «Как котенок Яша учился рисовать» (часть 1). Первое задание котенка. 1 11.153 По Л. Каминскому «Как котенок Яша учился рисовать» (часть 2). Котенок в школе. 1 11.154 В. Лапшин «Познакомился». 1 11.155 По Г. Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?». Обобщение по теме: «Посмеемся, улыбнемся». 1 * 12. Летние страницы 8 12.156 Е. Трутнева «Земляника». 1 12.157 К. Ушинский «Солнце и радуга». 1 12.158 Л. Мануш «Мост». 1 12.159 А. Седугин «Шмель и Миша». 1 12.160 По В. Хомченко «Гнездо в траве». 1 12.161 Внеклассное чтение.
Стихи и рассказы о лете. 1 *
12.162 Л. Фадеева «Каникулы». 1 12.163 Обобщение по теме: «Летние страницы». Летние загадки. 1 Тест 13. Как хорошо уметь читать 7 13.164 В. Берестов «Читалочка». 1 13.165 И. Железнова «Раньше улица молчала». 1 13.166 Р. Сеф «Читателю». 1 13.167 В. Голявкин «Спрятался». 1 13.168 Л. Пантелеев «Ау». 1 13.169 Д. Чиарди «Прощальная игра». 1 13.170 Обобщение по теме: «Как хорошо уметь читать!». Книжкины загадки. 1 * Итого: 170 ч. 6. Учебно – методическое обеспечение
Учебник Методические пособия ЭОР
С.Ю. Ильина Учебник чтения для специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида . Санкт- Петербург «Просвещение»,2011г.