РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГРАММАТИКЕ, ПРАВОПИСАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью 2 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по УВР Приказ №_______ от «___»______2016 года
____________/Т.В. Андреевских/ Директор школы
__________________ _______________/ О. А. Голых/
дата согласования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ГРАММАТИКЕ, ПРАВОПИСАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
для обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 2 коррекционный
Количество часов: 170 часов
Разработала:
Щекотова Марина Геннадьевна,
учитель начального класса
1. Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».
5. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ № 6».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
7. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 8. Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова. Учебник русского языка для специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида . Москва, «Просвещение», 2011г.
2. Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
3. Содержание программы
ПОВТОРЕНИЕ
·         Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
·         Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
·         Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
ЗВУКИ И БУКВЫ
·         Звуки гласные и согласные, их различение.
·         Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
·         Слова с гласной э.
·         Слова с буквами и и й, их различение.
·         Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
·         Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
·         Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
·         Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
·         Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО
Изучение слов, обозначающих предметы:
·         называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;·         называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
·         различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
·         сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
·         называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
·         группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
·         различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
·         умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения:
·         составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
·         заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
·         составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
·         выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
·         Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
·         Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
·         Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
·         Совершенствование техники письма.
·         Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
·         Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
·         Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
·         Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
·         Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
·         Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
·         Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
·         Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
УСТНАЯ РЕЧЬ·         Повторение пройденного за год.
·         Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
·         Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
·         Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
4. Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны уметь:
         анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
·         списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
·         писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
·         писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
·         составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
5. Календарно – тематическое планирование
№.
урока Название раздела, темы
Кол-во часов Форма контроля РР 1. Повторение
14 1.1. Вводное занятие. 1 1.2. Предложение. Употребление
простого предложения. 1 1.3. Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения. 1 1.4. Предложение и его схема. 1 1.5. Составление предложения по схеме. 1 1.6. Распространение предложений 1 1.7. Работа с деформированным
предложением 1 1.8. Контрольная работа. Входной срез 1 КР 1.9. Слово. 1 1.10. Слог - часть слова 1 1.11 Составление предложения с данным словом 1 1.12 Использование словарных слов в предложениях 1 1.13 Звуки и буквы 1 1.14 Контрольное списывание по теме: "Повторение" 1 КР 2.
2.15 Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы. 12
1 2.16 Согласные звуки и буквы 1 2.17 Выделение звука из слова и соотнесение его с буквой 1 2.18 Слова, которые различаются одним звуком 1 2.19 Употребление слов, которые различаются одним звуком 1 2.20 Слова, которые различаются количеством звуков 1 2.21 Употребление слов, которые различаются количеством звуков 1 2.22 Слова, которые различаются последовательностью звуков 1 2.23 Употребление слов, которые различаются последовательностью звуков 1 2.24 Ударение в словах. 1 2.25 Выделение ударного гласного в слове. 1 2.26 Контрольное списывание по теме:
«Звуки и буквы» 1 КР 3.
3.27 Слог
Слог. Деление слов на слоги. 14
1 3.28 Составление слов из
слогов, данных вразбивку 1 3.29 Гласные в образовании слогов. 1 3.30 Перенос слов по слогам. 1 3.31 Упражнения в переносе слов по слогам. 1 3.32 Картинный диктант. 1 * 3.33 Деление слов со звуками и-й на слоги 1 3.34 Слова-родственники. 1 3.35 Употребление слов-родственников. 1 3.36 Контрольное списывание по теме: «Слог» 1 КР 3.37 Различение согласных Л-Р 1 3.38 Употребление слов с согласными Л-Р 1 3.39 Контрольный диктант за 1 четверть 1 КР 3.40 Употребление словарных слов в предложениях. 1 4.
4.41 Парные звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные 13
1 4.42 Различение парных согласных Б - П 1 4.43 Правописание парных согласных В - Ф 1 4.44 Упражнение на различение парных согласных В-Ф 1 4.45 Правописание парных согласных Г – К 1 4.46 Упражнение на различение парных согласных 1 4.47 Правописание парных согласных Д - Т 1 4.48 Упражнение на различение парных согласных 1 4.49 Различение при письме и произношении Ж – Ш 1 4.50 Упражнение на различение парных согласных 1 4.51 Различение парных согласных З-С 1 4.52 Упражнение на различение парных согласных 1 4.53 Контрольное списывание по теме: «Парные звонкие и глухие согласные» 1 КР 5.
5.54. Шипящие и свистящие согласные
Шипящие согласные. 6
1 5.55 Упражнение в выделении шипящих согласных в слове. 1 5.56 Свистящие согласные. 1 5.57 Упражнение в выделении свистящих согласных в слове 1 5.58 Различение шипящих и свистящих согласных 1 5.59 Упражнение в выделении шипящих и свистящих согласных в слове 1 6.
6.60 Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога
Буква Е в начале слова. 10
1 6.61 Упражнение в составлении слов на букву Е. 1 6.62 Буква Ё в начале слова или слога. 1 6.63 Упражнение в составлении слов на букву Ё. 1 6.64 Буква Ю в начале слова или слога 1 6.65 Упражнение в составлении слов на букву Ю. 1 * 6.66 Буква Я в начале слова или слога 1 6.67 Упражнение в составлении слов на буквуЯ. 1 * 6.68 Гласные буквы е,ё,ю,я в начале слов или слога. 1 6.69 Контрольное списывание по теме: «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога» 1 КР 7.
7.70 Твердые и мягкие согласные
Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных 11
1 7.71 Упражнение в составлении слов с гласными Ы - И 1 * 7.72 Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных 1 7.73 Упражнение в составлении слов с гласными О-Ё 1 * 7.74 Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных 1 7.75 Упражнение в составлении слов с гласными У-Ю 1 7.76 Гласные А-Я после твердых и мягких согласных 1 7.77 Упражнение в составлении слов с гласными А-Я 1 * 7.78 Гласная Е после мягких согласных 1 7.79 Различие твердых и мягких согласные 1 7.80 Контрольная работа за 2 четверть. 1 КР 8.
8.81 Мягкий знак на конце слова
Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова 7
1 8.82 Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов. 1 8.83 Письмо слов с мягкими согласными на конце. 1 8.84 Различие твердых и мягких согласных на конце слова. 1 8.85 Упражнения в написании слов с мягким и твердым согласным на конце слов. 1 8.86 Различие слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова. 1 8.87 Контрольное списывание по теме: «Мягкий знак на конце слова» 1 КР 9.
9.88 Слово. Названия предметов
Предмет и его название. 25
1 9.89 Названия предметов, отвечающих на вопрос что? 1 9.90 Употребление слов, обозначающих названия предметов. 1 9.91 Названия частей предмета. 1 9.92 Употребление слов, обозначающих названия частей предметов. 1 9.93 Различие сходных предметов и их названий 1 9.94 Контрольное списывание по теме: «Предмет» 1 9.95 Обобщающее слово для группы однородных предметов. 1 9.96 Упражнение в подборе обобщающего слова. 1 9.97 Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? 1 9.98 Употребление слов, обозначающих одушевленные предметы. 1 9.99 Обобщающее слово для группы однородных предметов. 1 9.100 Упражнение в подборе обобщающего слова 1 9.101 Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? 1 9.102 Картинный диктант. 1 * 9.103 Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. 1 9.104 Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов 1 9.105 Большая буква в именах людей. 1 9.106 Употребление имен в предложениях. 1 9.107 Большая буква в именах и фамилиях людей 1 9.108 Употребление имен и фамилии в предложениях 1 9.109 Большая буква в кличках животных 1 9.110 Употребление кличек животных в предложениях 1 9.111 Практическое употребление имён собственных. 1 9.112 Контрольная работа по теме:
« Названия предметов» 1 КР 10.
10.113 Названия действий
Название действий, отвечающих на вопрос что делает? 18
1 10.114 Название действий, отвечающих на вопрос что делают? 1 10.115 Употребление слов отвечающих на вопрос что делают? 1 10.116 Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как голос подает?» 1 10.117 Употребление названий действий в предложениях. 1 10.118 Кто как передвигается? 1 * 10.119 Подбор нескольких действий к одному предмету. 1 10.120 Слова, обозначающие действие одушевлённых предметов 1 10.121 Подбор нескольких действий к одному предмету. 1 10.122 Слова, обозначающие действие неодушевлённых предметов 1 10.123 Картинный диктант. 1 * 10.124 Подбор нескольких действий к одному предмету. 1 10.125 Различие названий предметов и названий действий по вопросам. 1 10.126 Контрольная работа
за 3 четверть 1 КР 10.127 Предлог как отдельное слово 1 10.128 Предлог как отдельное слово 1 10.129 Употребление предлогов в предложении 1 10.130 Упражнение в написании предлогов 1 11.
11.131 Слова с непроверяемыми гласными
Выделение «трудной» гласной
в словах 5
1 11.132 Употребление слов с «трудной» гласной 1 11.133 Написание гласных в словах-родственниках 1 11.134 Употребление слов-родственников в предложениях 1 11.135 Картинный диктант. 1 * 12.
12.136 Предложение
Выделение предложения из текста 20
1 12.137 Разделение сплошного текста на отдельные предложения 1 12.138 Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. 1 12.139 Правила записи предложения 1 12.140 Контрольное списывание по теме: «Предложение» 1 КР 12.141 Предложение и его схема. 1 12.142 Упражнение в составлении схемы предложения 1 12.143 Различие между набором слов и предложением 1 12.144 Упражнение в составлении предложении из слов. 1 12.145 Порядок слов в предложении 1 12.146 Упражнение в составлении предложении. 1 12.147 Завершение начатого предложения 1 12.148 Контрольное списывание по теме: «Предложение» 1 КР 12.149 Составление предложений по предметной картинке 1 12.150 Составление рассказа по предметной картинке 1 * 12.151 Составление предложений по сюжетной картинке 1 12.152 Составление рассказа по сюжетной картинке 1 * 12.153 Предложения-вопросы и предложения-ответы 1 12.154 Упражнение в подборе ответов к вопросам 1 12.155 Контрольная работа по теме: «Предложение» 1 КР 13.
13.156 Повторение
Звонкие и глухие согласные 15
1 13.157 Правописание слов со звонкими и глухими согласными 1 13.158 Твердые и мягкие согласные 1 13.159 Правописание слов с твердыми и мягкими согласными 1 13.160 Мягкий знак на конце слова 1 13.161 Правописание слов с мягким знаком на конце слов 1 13.162 Разделительный ь и ъ знаки. 1 13.163 Названия предметов 1 13.164 Выделение слов, обозначающих предмет из предложения
1 13.165 Большая буква в именах, фамилия и кличках животных 1 13.166 Упражнения в правописании имен собственных 1 13.167 Контрольная работа за год 1 КР 13.168 Название действий 1 13.169 Выделение слов, обозначающих действия, из предложений 1 13.170 Предложение.
1 Итого: 170 15 12 6. Учебно – методическое обеспечение
Учебник Методические пособия ЭОР
Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова. Учебник русского языка для специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида . Москва, «Просвещение», 2011г Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши»(Э.В. Якубовская»)