Использование инновационных образовательных технологий в организации учебного процесса при обучении физике

А.И. Барсукова
Использование инновационных образовательных технологий
в организации учебного процесса при обучении физике
Проблеме качества подготовки специалистов уделяется в настоящее время большое внимание. Это связано с тем, что в последние годы в обществе остро ощущается неудовлетворенность качеством образования. Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения.
К важнейшим причинам, породившим кризис, относятся: возросший спрос на качество образования; новые требования к преподавательской деятельности; консерватизм сферы образования и недостаточная ее адаптированность к меняющимся потребностям общества; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и т.д. В ряду этих факторов стоит неразработанность технологий профессионального обучения. Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов – инновационных и традиционных.
Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
Инновация (нововведение) – это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности, а также в производство и промышленность. Результатом таких преобразований является новшество.
Педагогическая инновация – это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество.
Целями инновационного образования являются:
обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;
создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;
научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста и профессионала, ведущими технологиями становятся личностно и профессионально ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых.
Переходя к образованию по физике, заметим, что главной целью здесь является формирование системы знаний о природе и окружающем мире и развитие творческого мышления, что является основой профессионального сознания. Для достижения этой цели мы используем технологию проблемного обучения, элементы системы В.Ф.Шаталова, технологии индивидуализации и дифференциации обучения, а также компьютерные технологии.
Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952).
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные вопросы это такие вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного проблемной ситуации. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее в сторону поиска неизвестного пока студенту нового знания, условий или способов действий.
Обучение по системе Шаталова включает многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, изучение материала крупными блоками, осуществляемое с использованием опорных конспектов. Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Психологи отмечают, что 15 % новых сведений остаются в памяти, если они передавались с помощью речи. Зрительное же получение информации самое эффективное, запоминающее.
  Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности обучающегося.
Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.
Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты.
При обучении физике объем знаний предмета объективно определяется через решение задач. При этом мы применяем технологию дифференцированного обучения, разделяя задачи на группы по уровню сложности.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:
1)       форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2)       часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:
1)  создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2)   комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
-   по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
-   по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
-  по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
по уровню умственного развития (уровню достижений);
-   по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
-   по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) преподаватель взаимодействует лишь с одним студентом; 2) один студент взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и преподавателя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации.
Все это позволяет студенту работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно.
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
Следует заметить, что при наличии соответствующего программного обеспечения компьютер заметно облегчает работу преподавателя, ведя мониторинг успешности, статистику, генерируя рекомендации по изучению материала, – поэтому для проверки качества обученности нами используется конфигурация «Экзаменатор» системы программ «1С Предприятие».
Конфигурация «Экзаменатор» предназначена для создания, хранения наборов заданий (в электронном и печатном виде), организации проведения контроля. В конфигурации ведется список испытуемых, журнал выполнения задания, что дает возможность анализировать ход подготовки обучающихся, анализировать показанные ими результаты.
При решении заданий в электронном виде возможно использование двух режимов: подготовки (ответы проверяются сразу по мере выполнения задания и пользователю выдаются «мгновенные» подсказки) и контроля (жесткий режим без подсказок) .
В результате полученных данных определяется группа обучающихся, способных выполнять задания на более высоком уровне. Развитие способностей оказывает непосредственное влияние на усвоение обучающимися профессиональных знаний. Таким образом, использование компьютерных технологий приводит к повышению качества образования студентов, посредством активного вовлечения студентов в образовательный процесс, а также позволяют поэтапно контролировать самостоятельную работу обучающихся.
Развивающаяся в процессе занятий активность обеспечивает целенаправленное профессиональное самоопределение.
Во время этих занятий обучающиеся приобщаются к методам научного познания, творческой деятельности, способствующей углублению их профессионального интереса, а также происходит развитие их индивидуальных способностей и склонностей, формирующих индивидуальные качества всесторонней развитой личности. Таким образом, реализация приведенных выше методов позволяет не только выявить уровень знаний, но и активизировать самостоятельную работу обучающихся по приобретению знаний, умений, навыков. Деятельность преподавателя изменяет свои функции, она становится в большей степени контролирующей и корректирующей.
Современное развитие общества предполагает усиление внимания к развитию профессионального, творческого мышления у студентов. Усвоение определенной суммы знаний уже недостаточно, поэтому выпускник вуза должен обладать высокоразвитыми познавательными творческими способностями, целеустремленностью к самообразованию. Разрешить эти проблемы возможно при переходе к новым способам обучения – инновационным технологиям образования.
МБОУСОШ №38 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Воронежа
Литература
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 240с.
Лаврентьев Г.В, Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов./ Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева.- Издательство Алтпйского государственного университета, - 2002. -154 с.
Субетто А.А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга / А.А. Субетто // Образование, 2000. № 2- С. 162-174.