Олимпиада по дисциплинам общепрофессионального цикла «ТехОлимп-2016»

Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»
( ГБПОУ РО «РКМиА»)


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

_____________ Т.Ф. Гончарова
Подпись
«___» __________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о.Директора ГБПОУ РО «РКМиА»

_____________ В.И.Деркачёв
Подпись
«___» __________2016 г.









Методическая разработка


Олимпиада
по дисциплинам общепрофессионального цикла
«ТехОлимп-2016»










2016 г.





Одобрено на заседании
методической комиссии
профессии 23.02.03 Автомеханик

Протокол №
от « » 2016г.

Председатель МК
____________Галашокян А.Д.
Одобрено на заседании
методической комиссии
профессии 22.02.06 Сварщик

Протокол №
от « » 2016г.

Председатель МК
____________Михайлова И.В.










Разработчик:
Галашокян Алла Дмитриевна, преподаватель высшей категории ГБПОУ РО «РКМиА»
























Пояснительная записка
«Если чертёж является языком техники, то начертательная геометрия служит грамматикой этого языка, так как она учит нас правильно читать чужие и излагать собственные мысли, пользуясь в качестве слов только линиями и точками, как элементами всякого изображения»
Профессор Курдюмов В.И.
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу разве это не прекрасно!
Конфуций
Сегодня квалифицированный работник – это специалист, умеющий принимать решения, исполнять их и отвечать за эти решения. Основная цель профессионального образования – обеспечить подготовку конкурентно-способных и мобильных на рынке труда специалистов, адаптивных к условиям и задачам труда на уровне мировых стандартов.
Реализовать эти задачи возможно используя практико-ориентированные технологии обучения. В основу Олимпиады по дисциплинам общепрофессионального цикла положена идея, составляющая суть понятия "проект", и его прагматическая направленность на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. И этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Цель проведения олимпиады: выявление уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, повышение качества общетехнической подготовки, мотивация обучающихся к профессиональному росту.
Олимпиада проводится в два этапа:
первый этап – командный зачет, состоит из 2-х туров:
1-ый тур- конкурс газет и кроссворд
2-ой тур- комплексная контрольная работа
Участники: группы 1-ого курса обучающиеся по профессиям: «Автомеханик», «Сварщик»;
второй этап (3тур)– личный зачет – участники: победители первого этапа, занявшие в группах 1, 2, 3 места.
Первый этап Олимпиады- «Командный зачёт» ориентирован на групповую и индивидуальную деятельность обучающихся, которую они осуществляют самостоятельно в течении ограниченного отрезка времени. Одной из целей Олимпиады является и определение для обучающихся межпредметных связей. При выполнении заданий 1-ого этапа участники Олимпиады отвечают на теоретические вопросы дисциплин: «Инженерная графика», «Материаловедение», МДК 01.01.«Слесарное дело и технические измерения», «Допуски, посадки и технические измерения». Результат каждого влияет на результат всей группы. Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.
Тематика первого этапа -это теоретически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессионального цикла. Их решение актуально для выполнения заданий второго этапа -«Индивидуального зачёта».
Результат второго этапа можно применить в реальной практической деятельности. Иными словами -второй этап служит для приобретения опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Критерием успешности обучающегося на втором этапе является его отношение к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами.
При выполнении заданий 2-ого этапа обучающиеся в полном объёме используют свои знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях производственного обучения (измерение элементов деталей, технология их изготовления), на уроках «Инженерная графика» (образно-логическое мышление, пространственное представление, умение пользоваться учебными пособиями, ГОСТами , учебниками) , «Материаловедения»(знание свойств материалов, их назначение), «Допуски, посадки и технические измерения» или МДК 01.01.«Слесарное дело и технические измерения» (знание основных понятий, умение использовать их на практике, навыки пользования мерительным инструментом и справочными данными). Личный зачёт –это мини-проект. При выполнении мини-проекта обучающийся использует свою креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Работы оценивают члены жюри. Оценивание - это имитация профессиональной экспертизы, которое привносит ещё и дух соревновательности, повышающее самооценку, стимулирующее самоутверждение.
Т.е. личный зачёт это проверка сформированности способностей к самостоятельному осуществлению обучающимися учебной деятельности, уровня интеллектуальных достижений обучающихся ,  конкурентоспособности знаний обучающихся. 
При разработке материалов Олимпиады использовались методы педагогических технологий:
-прикладные – т.е. формирующие действенно-практические сферы учащихся, -эвристические- т. е. развивающие их творческие способности.
Содержание заданий олимпиады соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования.










Цели  олимпиады
 
1. Дидактическая:
1.1. Закрепление, обобщение и укрепление знаний по изучаемому материалу.
1.2. Систематизация знаний и умений.
1.3. Закрепление умений и навыков.
2. Развивающая:
2.1. Развитие познавательного интереса к дисциплинам общепрофессионального цикла.
2.1. Развитие творческого подхода к решению поставленных задач.
2.3. Развитие аналитических способностей, умение выражать свои мысли, делать самостоятельные выводы.
3. Воспитательная:
3.1. Воспитание интереса и положительного отношения к профессии.
3.2. Воспитание личностных качеств - дисциплинированности, самостоятельности, усидчивости.
3.3. Воспитание культуры труда.
4. Методическая:
4.1. Применение нетрадиционной формы проверки знаний и умений


















Первый этап
Задания 1тура
Задания 1тура помещаются в конверт, имеющий порядковый номер. Капитан команды выбирает конверт.
1тур-конкурс газет
Задание №1 для оформления газеты:
1.Название газеты -в соответствии с тематикой Олимпиады.
2.Девиз для вашей профессии, поместить его ниже названия газеты.
Обязательные разделы:
3.Найти историю заданного древнего чертежа и написать о нём заметку в газету(приложение А).
4. Сочинить стихотворение «буриме» о дисциплине «Инженерная графика», её раздела «ЧЕРЧЕНИЕ» по заданным словам:
.черчение
вдохновение
..слёзы
..курьёзы
..утомление
.решение
..в журнале
.наказали
5.Закончить заданный чертёж(приложение Б):
-проставить недостающие размеры,
-выполнить рамку и основную надпись,
-обозначить шероховатость поверхности: отверстия обработать по 4 классу, остальные поверхности по 3 классу.
-назначить материал изготовления детали, если она ответственная.
-сделать подпись «Современные требования к чертежам»
6.Расшифровать аббревиатуру ЕСКД и поместить расшифровку в газету
7.Собрать информацию и поместить её в газету о слесарном инструменте «Напильник» (древний напильник, его современная конструкция и материал изготовления).
8.Остальная информация -по решению группы.
Задание №2 для оформления газеты:
1.Название газеты -в соответствии с тематикой Олимпиады.
2.Девиз для вашей профессии, поместить его ниже названия газеты.
Обязательные разделы:
3.Найти историю заданного древнего чертежа и написать о нём заметку в газету(приложение А).
4. Сочинить стихотворение «буриме» о дисциплине «Инженерная графика», её раздела «ЧЕРЧЕНИЕ» по заданным словам:
.черчение
вдохновение
..слёзы
..курьёзы
..утомление
.решение
..в журнале
.наказали
5.Закончить заданный чертёж(приложение Б):
-проставить недостающие размеры,
-выполнить рамку и основную надпись,
-обозначить шероховатость поверхности: отверстия обработать по 4 классу, остальные поверхности по 3 классу.
-назначить материал изготовления детали, если она ответственная.
-сделать подпись «Современные требования к чертежам»
6.Расшифровать аббревиатуру ГОСТ и поместить расшифровку в газету
7.Собрать информацию и поместить её в газету о слесарном инструменте «Молоток»(древний молоток, его современная конструкция и материал изготовления)
8.Остальная информация -по решению группы.





1тур-конкурс газет
Задание №3 для оформления газеты:
1.Название газеты -в соответствии с тематикой Олимпиады.
2.Девиз для вашей профессии, поместить его ниже названия газеты.
Обязательные разделы:
3.Найти историю заданного древнего чертежа и написать о нём заметку в газету (приложение А).
4. Сочинить стихотворение «буриме» о дисциплине «Инженерная графика», её раздела «ЧЕРЧЕНИЕ» по заданным словам:
.черчение
вдохновение
..слёзы
..курьёзы
..утомление
.решение
..в журнале
.наказали
5.Закончить заданный чертёж (приложение Б):
-проставить недостающие размеры,
-выполнить рамку и основную надпись,
-обозначить шероховатость поверхности: отверстия обработать по 4 классу, остальные поверхности по 3 классу,
-назначить материал изготовления детали, если она ответственная,
-сделать подпись «Современные требования к чертежам»
6.Расшифровать аббревиатуру ГОСТ Р и поместить расшифровку в газету
7.Собрать информацию и поместить её в газету о слесарном инструменте «Зубило»(древнее зубило, его современная конструкция и материал изготовления)
8.Остальная информация -по решению группы.




1тур-конкурс газет
Задание №4 для оформления газеты:
Обязательные разделы:
1.Название газеты -в соответствии с тематикой Олимпиады.
2.Девиз для вашей профессии, поместить его ниже названия газеты.
3.Найти историю заданного древнего чертежа и написать о нём заметку в газету (приложение А).
4. Сочинить стихотворение «буриме» о дисциплине «Инженерная графика», её раздела «ЧЕРЧЕНИЕ» по заданным словам:
.черчение
вдохновение
..слёзы
..курьёзы
..утомление
.решение
..в журнале
.наказали
5.Закончить заданный чертёж:
-проставить недостающие размеры,
-выполнить рамку и основную надпись,
-обозначить шероховатость поверхности: отверстия обработать по 4 классу, остальные поверхности по 3 классу,
-назначить материал изготовления детали, если она ответственная,
-сделать подпись «Современные требования к чертежам»
6.Расшифровать аббревиатуру ОСТ и поместить расшифровку в газету
7.Собрать информацию и поместить её в газету о слесарном инструменте «Угломер»(древний угломер, его современная конструкция и материал изготовления)
8.Остальная информация -по решению группы.





Критерии оценки газеты
Разделы газеты
Максимальное
Кол-во баллов
Номер группы



3
9
10
13

Название газеты
5





Девиз
5





История заданного древнего чертежа
10





«Буриме» о черчении
10





Закончить заданный чертёж:
-проставить размеры,
-выполнить рамку и основную надпись,
-проставить шероховатость поверхности:
отверстия обработать по 4 классу,
остальные поверхности по 3 классу.
-назначить материал изготовления детали, если она ответственная,

50





Расшифровать аббревиатуру
4





Информация о слесарном инструменте
6





Дополнительная информация
10





ИТОГО
100





Ф.И.О. члена жюри















Приложение А


Задание №1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Рисунок судна И.П.Кулибина


Задание №3













Архимедов винт




Задание №2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Чертеж «огнем действующей» машины
И. И. Ползунова



Задание №4


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Древняя лебёдка











Приложение Б

Задание №1


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Задание №3
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Задание №2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Задание №4
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






Кроссворд
Кроссворд разгадывают желающие. Выводится средний балл. Кроссворд состоит из 11 вопросов.

1

2 5
9
4


3 6
7


10
8
По вертикали:
1.Назовите элемент детали, размеры которого указаны на чертеже:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. -это изображение предмета, полученное при его мысленном рассечении секущей плоскостью. В нём показывают то, что попало в секущую плоскость и то, что за ней.
1.Назовите элемент детали, размеры которого указаны на чертеже:




1х45є
2 фаски

4. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Так показывают в сечении или разрезе материал !
5.Самый важный инструмент чертёжника –
это !


По горизонтали:
4. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 -Так показывают в сечении или разрезе материал !
6-это изображение предмета, полученное при его мысленном рассечении секущей плоскостью. В нём показывают то, что попало в секущую плоскость.
7. Знаком, указанным на чертеже обозначают элемент детали
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
8.Разъёмные соединения выполняются с помощью элемента детали, параметры которого даны на чертеже:

60є
Р





9.Для передачи крутящего момента зубчатому колесу, на валу фрезеруют шпоночный .
10.Линии перехода можно выполнить с помощью чертёжного инструмента, который называется .
Ответы на вопросы кроссворда:
По вертикали: По горизонтали:
1-отверстие 4-сталь 10. лекало
2-разрез 6-сечение
3-фаска 7-квадрат
4-стекло 8-резьба
5-ластик 9-паз
Критерии оценки кроссворда.
Каждый правильный ответ-1балл. Рассчитывается средний балл группы по формуле: Р=
·Ру/n,
где Ру – количество баллов набранных каждым учащимся,
n – количество учащихся группы, принявших участие в 1 туре.
Второй тур
Инструкция по проведению 2 тура.

1.Комплексная контрольная работа проводится одновременно во всех группах-участниках.
2.Комплексная контрольная работа имеет вид тестового задания и её результаты выставляются в баллах, т.е. рассчитывается средний балл группы
3.Результаты 2 тура с указанием количества баллов, набранных каждым из участников и средним баллом группы, вывешивают на доске объявлений.
4.Для апелляций выделяют 2часа со времени оглашения результатов.
5.В каждой группе выбирают 3 обучающихся, набравших наибольшее количество баллов и занявших соответственно 1,2 и 3место, для участия в 3 туре.
Примечание : для проведения комплексной контрольной работы отведено 2 академических часа.
Тестовые листы и эталоны ответов в приложении В






















Приложение В
Вопросы олимпиады
2 тур
1 ВАРИАНТ
1.Выполнить сечение детали и обозначить его:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.Прочертить вид слева детали с наружной резьбой и проставить её размеры,
если: резьба метрическая, наружный диаметр – 24мм, шаг нормальный, допуск размера-по среднему классу точности.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14153. Из предложенных выберите инструмент для нарезания резьбы наружной, выпишите его номер из задания и запишите наименование инструмента.
1 2



4.Расшифровать марку стали: В Ст 3 кп
5. Дать определение понятию: «СТАЛЬ»
6.В формуле дать определение каждому компоненту и указать его единицы измерения:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
7.Дать заключение о годности детали «ВАЛ» по действительному размеру диаметра 24,936, если заданы его отклонения:




8.Прочитайте размер, установленный на штангенциркуле и запишите его, если цена деления нониуса 0,1мм.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы олимпиады
2 тур
2 ВАРИАНТ

1.Выполнить сечение детали и обозначить его (отверстие сквозное):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.Прочертить вид слева детали с внутренней резьбой и проставить её размеры,
если: резьба метрическая, наружный диаметр – 24мм, шаг нормальный, допуск размера-по среднему классу точности(деталь-цилиндрическая)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3. Из предложенных выберите инструмент для нарезания резьбы наружной, выпишите его номер из задания и запишите наименование инструмента.
1 2



4.Расшифровать марку стали: Б Ст 4 пс
5. Дать определение понятию: «ЧУГУН»
6.В формуле дать определение каждому компоненту и указать его единицы измерения:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
7. Дать заключение о годности детали «ВТУЛКА» по действительному размеру диаметра отверстия 24,936, если заданы его отклонения:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
8.Прочитайте размер, установленный на штангенциркуле и запишите его, если цена деления нониуса 0,1мм.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Эталоны ответов олимпиады
2 тур
2 ВАРИАНТ
№№
Ответ
Кол-во существенных операций



1
А-А
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Р=5

2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Р=5

3
2)метчик
Р=1

4
Б-№ группы(1) гарантируется при поставке химический состав (1)
4- номер марки(1), пс-полуспокойная (1), кострукционная(1), обыкновенного качества(1), углеродистая(1)

Р=7

5
Чугун-это сплав(1) железа (1) с углеродом(1), где углерода от 2,14% до 6,67%(1)

Р=4

6

·-относительное сужение(1), % (1)
A0-площадь поперечного сечения образца до испытаний(1), ммІ(1)
Ак- площадь поперечного сечения образца после испытаний(1), ммІ(1)


Р=6

7
Брак неисправим
Р=1

8
24,2
Р=1

ИТОГО
Р
·=30


















Эталоны ответов олимпиады
2 тур
1 ВАРИАНТ
№№
Ответ
Кол-во существенных операций



1
А-А
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Р=5

2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Р=4

3
1)плашка
Р=2

4
В-№ группы(1) гарантируется при поставке химический состав и механические свойства(1)
3- номер марки(1), кп-кипящая (1), кострукционная(1), обыкновенного качества(1), углеродистая(1)

Р=7

5
Сталь-это сплав(1) железа (1) с углеродом(1), где углерода до 2,14%(1)

Р=4

6

·-относительное удлинение (1), % (1)
l0-длина образца до испытаний(1), мм (1)
lk- образца после испытаний(1), мм (1)


Р=6

7
Брак исправим
Р=1

8
7,6
Р=1

ИТОГО
Р
·=30



Критерии оценки комплексной контрольной работы.
Комплексная контрольная работа имеет вид тестового задания и её результаты выставляются в баллах, т.е. рассчитывается средний балл группы по формуле:
Р=
·Ру/n,

где Ру – количество баллов набранных каждым учащимся,
n – количество учащихся группы, принявших участие в 1 туре.








Второй этап Олимпиады
Третий тур(личный зачёт)

Инструкция по проведению 3 тура.

1. Участники 3 тура перед его началом индивидуально выбирают жетоны с номерами, которые соответствуют номерам деталей, выбранных для задания. В 3 туре используют комплект рабочих деталей узлов комбайна.
Примечание: все детали равной сложности.
2.Для общего пользования на рабочем столе:
-справочные материалы;
- набор образцов шероховатости ГОСТ 9378;
-штанген-глубиномер.
3.Для личного пользования участникам предоставляют:
листы заданий,
бланки формата А4,
карандаши,
линейки,
штангенциркули ШЦ-1-0-125-0.1 ГОСТ166-80,
Микрометр МК25-50 ГОСТ 6507-68
детали, номера которых соответствуют номерам, выбранным участниками,
ластики,
бумагу для черновиков.
4. Участники в соответствии со всеми требованиями выполняют задания
5.Жюри даёт экспертное заключение о качестве выполненных работ в течении суток.
6. Результаты тура вывешивают на доске объявлений на следующий день после его проведения.
7. Для апелляций выделяют 2часа со времени оглашения результатов.
Примечание: для проведения 3-ого тура отведено 2 астрономических часа.
Критерии оценки индивидуальных работ обучающихся.
Работы участников оцениваются в зависимости от точности выполнения следующих требований:
1.Выполнить эскиз детали, с необходимым, но достаточным количеством видов, сечений и разрезов.
2.Построить размерные цепи в соответствии с технологией изготовления.
3.Измерить элементы детали.
4.Проставить размеры на чертеже.
5.Проставить допуски и посадки указанных элементов детали.
Примечание: Допуск на отверстия –H9. Допуск на шпоночный паз-Р9. По справочным таблицам кабинета определить отклонения для измеренного размера и проставить их значения на чертеже.
6.Обозначить шероховатость поверхности, при этом класс качества определить, сравнивая поверхности с эталонами шероховатости.
7.Выбрать из предложенных марок сталей материал изготовления детали (деталь ответственная): В Ст3кп Сталь 45 У12А
Максимальное количество баллов-100.
Невыполнение одной существенной операции уменьшает максимальное количество баллов на 1 балл.


Критерии оценки победителей Олимпиады.
Победителями и призерами считаются обучающиеся, завоевавшие первые три места на втором этапе олимпиады.
Участники олимпиады, занявшие 1-2-3 места награждаются дипломами победителей соответствующей ступени. Остальные участники 3 тура получают сертификаты. 
Результаты Олимпиады транслируются в колледже и на сайте ГБПОУ РО «РКМиА».


Список Литературы

1.Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Н.А. Краля; под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
2.Крикунова, Т. К. Практическая педагогика. Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: учеб. пособие для студентов пед. вузов М.: Academia, 1999. – 150 с.
3.Новиков, А.М. Методология игровой деятельности. М: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с.





40

5

D

d

А

А

13 EMBED Equation.3 1415

А

А

13 EMBED Equation.3 1415



Root Entry