Доклад Использование игровых технологий для формирования профессиональных компетенций в преподавании иностранного языка

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Байконурский электрорадиотехнический техникум имени М.И. Неделина















Доклад на Семинар по повышению педагогического мастерства по теме:
«Использование игровых технологий для формирования
профессиональных компетенций в преподавании иностранного языка»










Подготовил преподаватель: Е.Е. Мухамедяр















Байконур 2012
Использование игровых технологий для формирования
профессиональных компетенций в преподавании иностранного языка

Сегодня профессиональная деятельность большинства выпускников профессиональных учебных заведений осуществляется в поликультурном пространстве и непосредственно реализуется в условиях многоязычной коммуникации. Высокий уровень владения коммуникацией как на родном языке так и на иностранном языке обеспечивает выпускникам не только полноценное и продуктивное взаимодействие в реальном профессиональном общении, но и становится показателем конкурентноспособности, успешности в трудоустройстве. Фактор коммуникативного подхода содействует подготовке обучающихся к стихийно возникающему спонтанному общению. Социокультурный компонент содержания обучения обусловливает ситуативность использования языка, что в свою очередь непосредственно влияет на коммуникативную компетенцию обучающихся. Коммуникативная компетенция на сегодняшний день является одной из основных целей обучения иностранному языку.
Формирование компетентности – процесс бесконечный. Если студент заинтересован в данном виде деятельности, в решение данного вопроса в этом случае он проявит свою компетентность на уровне имеющихся знаний. Знания играют ключевую роль в формировании компетенций. Нельзя сформировать профессиональные компетенции, если студент не владеет профессиональными знаниями. Знания – это форма проявления компетентности на разных этапах ее формирования. Для эффективного изучения иностранного языка характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий: урок-экскурсия, урок- конференция, урок-защита проектов, игра, КВН.
Использовать игровые технологии в учебном процессе возможно со студентами любого курса, ведь “Вся наша жизнь – игра, а мы в ней все актеры”. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обучении иностранным языкам в техникуме. Многие современные учебники как отечественные, так и зарубежные, широко используют итоговую методику в обучении иностранным языкам. Игра – хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Урок может стать незабываемым путешествием в мир английского языка, дать возможность не только сильным, но и слабым учащимся проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех – огромный шаг на пути познания. Игра способствует выполнению важнейших методических задач:
-обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала;
-влияет на развитие познавательной активности.
-таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным.
Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее студенты запоминают употребляемые в ней слова.
По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на: языковые, речевые.
Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на “аспектные” является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны; однако та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры.
Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном виде речевой деятельности, то есть обучение аудированию, обучение монологической речи, диалогической речи, обучение чтению, обучение письму. По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).
По способу организации игры бывают:
- компьютерные и некомпьютерные;
- письменные и устные;
- с опорами и без опор;
-имитационно-моделирующие и креативные и т.д
Игра – один из самых эффективных способов при изучении иностранных языков. В игре достигается наибольшая активность студентов, следовательно, самый высокий результат запоминания. Для эффективности процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, необходимы условия для осознания коммуникативной значимости иностранного языка в профессиональных ситуациях. Игра дает возможность воссоздать ситуацию, требующую от участников проявления профессиональной компетентности.
На своих уроках отдаю предпочтение игровым технологиям. Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого проигрывания жизненных или профессиональных ситуаций. Об обучающихся возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека.
Игра – особое организационное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если при этом обучающий будет говорить на английском языке? Здесь таятся богатые обучающие возможности. Проигрывание ролей помогает студенту обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в профессионально значимых ситуациях, определить линию своего поведения в создавшейся экстремальной ситуации. Удачной формой проведения занятий, способствующих формированию профессиональных компетенций, являются занятия-конференции. Например, по теме «Деловые письма» занятие проводится в форме конференции. На основе имеющихся знаний и владея англоязычной коммуникацией, студенты ведут диалог об организации деловой корреспонденции, что является профессиональной компетенцией выпускников специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Заключительное занятие по теме «Хорошие привычки» рационально провести в форме круглого стола, групповой диалог между преподавателем и студентами, где задействованы все студенты. Игровые ситуации дают возможность перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами, что дает способность понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Компетентностный подход предполагает интегративность содержания. Имея знания по специальным предметам и владея английской лексикой по теме, студент, в роли преподавателя, рассказывает группе о различных тематических ситуациях, предусмотренных программой «Иностранный язык». Он мобилизует свои знания в новой ситуации. Место того или иного общеобразовательного предмета в профессиональной подготовке, во многом определяется тем, насколько донесены до сознания студентов роль изучаемого предмета и профессиональные преимущества, которые получит специалист, овладевший предметом. Необходимо развивать у студентов поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнений возложенных на него профессиональных задач. Использование игровой ситуации, ролевой игры на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала. Учащиеся приобретают опыт речевого общения. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонала, роль которого играет учащийся, позволяет освободиться от страха показаться смешным. А именно страх, как известно, формирует психологический барьер, сковывающий учащихся, создающий эмоциональную напряженность. Это чувствуется особенно на первом курсе, когда в одной группе собраны выпускники из разных школ, с разным уровнем подготовки по иностранному языку. В ходе игры участники имитируют деятельность того или иного лица, принимают решения.
Игра направлена на развитие у учащихся умений анализировать конкретные практические ситуации развивает творческое мышление и профессиональные умения специалиста.

























Литература


1. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А.
Маслыко – Минск, 1999.
2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение,
преподавание, оценка. – Страсбург: Cambridge University Press, МГЛУ, 2003.
3. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка. – М., 2003.

15