Метапредметный подход в обучении на уроках обществознания — как основное требование ФГОС второго поколения

Метапредметный подход в обучении на уроках обществознания - как основное требование ФГОС второго поколения
«Выводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше,
нежели те, которые пришли в голову другим»
(Блез Паскаль).
Мы живем в сложное время, которое характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, глобализацией в различных сферах жизни.
Наши выпускники должны:
уметь ориентироваться в потоке социальной информации;
видеть и творчески решать возникающие проблемы;
продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере.
Мои предметы, история и обществознание, как никакие другие призваны решать перечисленные задачи. В этом вижу актуальность моей работы. Я поставила перед собой проблему: является ли реальным в современных условиях учителю-практику реализовать метапредметный подход в процессе обучения.
Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
В примерной программе по истории и обществознанию цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
«Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет - о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?». Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. В ее основе лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.
«Выводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Блез Паскаль). Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности. Принцип “метапредметности” состоит также в составлении деревьев понятий, кластеров, приемах сворачивания информации (конспект, таблица, схема).
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.
На уроках истории и обществознания я работаю с понятиями – терминами, предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Излюбленными не только мною, но и учащимися стали уроки-диспуты. Так, например, в 10классе по обществознанию тема «Религия в современном мире» звучала так: «Нужна ли религия современному человеку?»

Основная цель моих уроков - показать на разном учебном материале, каково строение и основные принципы процесса проблематизации (интеллектуальной технологии, обеспечивающей выявление отсутствующих знаний в различных научных и практических областях). 
Предполагается, что результатом изучения обществознания в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:
социально-адаптивной (гражданственной),
когнитивной (познавательной),
информационно-технологической,
коммуникативной.
Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие?
Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Учитывая обозначенные  особенности метапредметной интеграции, становится понятно, как сценировать учебное занятие с элементами метапредметного подхода.
Разбирая тему, учитель должен в первую очередь определиться, какому способу деятельности  он в рамках нее смог бы научить школьников.
Например, тема урока:  «Познание и знание». Эта тема является метапредметной, т.к. она имеет отношение к эпистемологии, учению о знании как таковом, независимо от его предметной специфики. Раскрывая эту тему, мы должны не просто показать, чем познание отличается от знания, но передать средства работы, способ, с помощью которого учащиеся смогут в дальнейшем различать, чем они обладают или чем обладает их собеседник: поверхностным  мнением или глубоким личностным знанием изучаемой темы.
Если учитель  в конце урока предложит применить учащимся данное средство на другом предметном материале, это позволит ему проверить, насколько данное средство действительно освоено, а ученику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на разных учебных предметах.
Я для себя сформулировала алгоритм работы:
Шаг 1 - постановка проблемы (в этом технология преподавания метапредмета «Проблема» близко смыкается с методом образовательных проектов).  Например, проблемный урок на тему « Свобода и деятельность»:     «Свобода в творчестве А.С.Пушкина». Это тема урока обществознания, где свобода - одна из основных философских категорий. В этом случае мы видим, как тесно переплетается тема занятия с курсом литературы.     «Проблема величия Петра Первого». Тема урока истории, на котором большое внимание приходится уделять этимологии и значению термина «величие». 
Итак, метапредмет позволяет свободно выходить за рамки отдельно взятой учебной дисциплины. Это расширяет кругозор школьника и делает урок более эффективным.  Еще одна способность, которую развивает метапредмет - способность понимания.  Шаг 2 - подборка культурных образцов, то есть текстов, на основании которых будет выстраиваться урок. Условие одно: культурные образцы должны представлять порой совершенно разные точки зрения, противоречащие друг другу, однако вполне обоснованные и доказанные (помогает при подготовке к ЕГЭ – работа с текстом, В 21, 22, 23, 24)
Тема «Проблема величия Петра Первого» вполне раскрывается на основе исследований историков Соловьева и Ключевского. Знание, а главное, понимание чужой позиции позволяет формировать свою собственную.
Для меня, как и для любого педагога, очень важно правильно подобрать источники, культурные образцы, а также сформулировать к ним вопросы, ответы на которые окажутся совершенно противоположными. Например, Соловьев говорит о том, что Петр, безусловно, прорубил окно в Европу, сделал Россию процветающим государством. Ключевский же заявляет, что Россия стала не более чем обезьяной Европы. 
Преподавание метапредмета «Проблема» основывается на групповой работе учащихся, в которой сталкиваются между собой их суждения по проблемному вопросу. Для того чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации. Этот навык чрезвычайно важен для процесса социализации школьника и, вне всякого сомнения, пригодится ему в повседневной жизни, это одна из важнейших, на мой взгляд, задач, которую должна решать современная школа.  Групповая форма работы резко увеличивает объем мыслительной и коммуникативной активности, самостоятельно осуществляемой детьми на занятиях, при этом активизируются процессы рефлексии. Однако все это может существовать, если с учащимися идет постоянная работа по обучению их коммуникации в условиях коллективной постановки проблемы. Без этого групповая работа оказывается фиктивной, так как, даже сидя в группе, учащиеся фактически работают индивидуально. От учителя полностью зависит эффективность управления процессом работы в детской группе, поскольку учитель должен работать с множеством различных версий, показывать школьникам принципиальные логические различия между ними. 
 
Требования к сценарию учебного занятия
1. Методическое обоснование темы урока: ступень общего образования, курс обществознания, класс, место в учебной теме (тематическом блоке), актуальность, связь с обязательным минимумом содержания образования.
2. Развёрнутая целевая установка урока: обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока, опора на ценностные ориентиры, соответствие цели конкретной теме.
3. План изучения новой темы: формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной вами рубрики, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы.
4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с одним из содержащихся в материалах рубрики источников (документ, иллюстрация, научно-популярный текст, статистическая таблица). Вопросы и задания направлены на:
атрибуцию источника;
логический анализ его информации;
локализацию содержащихся в нём сведений в пространстве и времени;
критический анализ источника;
аксиологический (ценностный) анализ Текста;
праксеологический анализ источника.
5. Познавательные задания и критерии их проверки, подготовленные на основе приёмов многоперспективного подхода к изучению обществознания, которые можно предложить учащимся для работы в группах или индивидуально.
6. Двухкомпонентная система закрытых и открытых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ по обществознанию, охватывающая содержание новой темы (10 заданий для части А, 5 заданий В)
7. Интеграция содержания учебной темы с региональным компонентом.
8. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии, подводящие школьников к выводам о новизне и неисчерпаемости познания, многообразии источников и интерпретаций, к сопоставлению альтернативных точек зрения и формулированию собственных суждений, к разработке перспектив научного исследования и общественного обсуждения данной темы.

Конечно, предложенные рекомендации – всего лишь схема, модель принципиальных направлений по обеспечению метапредметных результатов. В реальном процессе они наполняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальность педагогов, которые и определят выбор содержания и способов обучения.  В заключение хотелось бы сказать, изучив метапредметность как новый подход к современному образованию, имеющий место в грядущем Федеральном образовательном стандарте для средней школы, могу с уверенностью утверждать, что большинство моих коллег и я, в том числе, в своей педагогической практике давно применяют элементы метапредметности. Так что, как сказала Нина Громыко (кандидат философских наук, разработчик метапредметного подхода) «Метапредметы – это не заумь и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».