Реферат на тему ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Галиева Линиза Чулпановна, учитель английского языка 1 категории МБОУ СОШ №17 городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан. Инновации в образовательном процессе в рамках реализации Национальной образовательной инициативы « Наша новая школа», федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения
Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы ученики с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как внушить ученику понимание того, что не только учитель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты? Думаю, каждый учитель был бы рад найти ответы на эти вопросы. В последние годы групповое обучение стало одной из эффективных и популярных технологий. В наше время мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: ученики получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего группы в рабочее русло.
Групповые технологии
При изучении иностранного языка ученикам можно преподнести статистические данные такого плана:
Мы усваиваем 10% информации, когда читаем.
20% информации, когда слушаем.
30% информации, когда видим.
90% информации, когда учим других.
Из этого следует, что, дав возможность ученикам как можно чаще обучать друг друга, мы можем добиться неплохих результатов качества обучения.
Выделяют 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
1. фронтальная (одновременная) работа с классом
2. работа в статичных парах.
3. групповая работа (на принципах дифференциации).
4. межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели)
5. фронтально- коллективная деятельность
Собственно групповыми технологиями в практике называют 3 и 4 уровни организации учебной работы в классе.
Цели:
1.Обеспечение активности учебного процесса
2.Достижение высокого уровня усвоения содержания как требует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
Взаимное обогащение учащихся в группе;
Организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
Распределение начальных действий и операций;
Коммуникацию;
Обмен способами действия;
Взаимопонимание
Особенности организации
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
Класс делится на группы для решения конкретных задач;
Каждая группа получает отдельное задание ( либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя.
Задание в группе выполняется таким образом, которое позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Технологический процесс
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1.Подготовка к выполнению группового задания
а) постановка познавательной задачи ( проблемная ситуация);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам;
2. Групповая работа
г) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
д) распределение заданий внутри группы;
е) индивидуальное выполнение задания;
ж) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
з) обсуждение общего задания группы ( дополнения, уточнение, обобщение);
и) подведение итогов группового задания
3. Заключительная часть
к) сообщение о результатах работы в группах;
л) анализ познавательной задачи;
м) общий вывод о групповой работе и качество решения поставленной задачи.
Разновидности групповых технологий
1.Групповой опрос. 2.Общественный смотр знаний 3.Учебная встреча 4.Диспут.
Методические принципы метода активизации
Методические принципы, лежащие в основе метода активизации:
Принцип коллективного взаимодействия.
Принцип личностно-ориетированного учебно-воспитательного общения.
Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса.
Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса.
Принцип полифункциональности упражнений, который отражает специфику системы упражнений.
Ведущим из них является принцип коллективного взаимодействия. Именно этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса как требует ФГОС второго поколения
Технологии уровневой дифференциации
Дифференцированное обучение – это:
Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса качеств;
2.Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся
Основа формирования групп
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования групп, различают дифференциацию:
По возрастному составу ( школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы)
По полу ( мужские, женские, смешанные классы, команды, школы)
По области интересов ( гуманитарные, физико-математические…)
По уровню умственного развития ( уровню достижений)
По личностно-психологическим типам ( типу мышления, темпераменту…)
По уровню здоровья.
По организационному уровню групп выделяют дифференциацию:
Региональную – по типу школ ( спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы)
Внутришкольную ( уровни, профили, отделения, уклоны, углубления…)
В параллели ( группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения …)
Межклассную ( факультативные, сводные, разновозрастные группы)
Внутриклассную и внутрипредметную ( группы в составе класса)
Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:
Обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками ( от репродуктивного до творческого)
Обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении как требует ФГОС второго поколения
Заключение
Итак, в примерной программе образования, воспитания и социализации учащихся ФГОС второго поколения, которая разработана для начального и основного образования четко прописаны все виды внеурочной деятельности, сгруппированные в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направление, а также общественнополезная и проектная деятельность, которые сохранятся и в программе для старшей школы.Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, может быть, один из самых серьезных для нашей школы. Она открывает направление деятельности, которая раньше системно никак не описывалась. Инвариантная часть базисного учебного плана в начальной и основной школе составляет примерно 65%, а на вариативную часть отводится 35%. В старшей школе соотношение иное. Инвариантная часть составляет около 35%, а вариативная - 65%. Так или иначе педагогам придется менять привычные формы работы в пользу групповых технологий и уровневой дифференциации.
По данным анкетирования 82% учеников отметили, что групповая работа и дифференцированный подход повышает качественный уровень усвоения материала.
По анализу проведенных проверочных работ, качество усвоения материала обучающимися вырос на 20 процентов (с 32 до 54 соответственно)
Значит, по-другому нужно будет планировать и учебное время. Не обязательно первую половину дня будут аудиторные занятия, а вторую - внеучебная деятельность. Школа станет более разнообразной, будет лучше учитывать специфику своего местоположения. А стало быть - и более эффективной, более способной участвовать в формировании, возможно, самой «новой» привычки современного человека: привычки учиться.