«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения.»


МКОУ Новожизненская ООШ
Тема: «Современные подходы к организации
образовательного процесса в условиях перехода
на ФГОС второго поколения.»Учитель начальных классов Марухина Галина Алесеевна2015г
Тема: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения.»Разработка концепции универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Согласно новому образовательному стандарту на протяжении обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними и из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
К познавательным УУД относятся:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения;
2. Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы и действия;
3. Использование различных способов поиска информации (в справочных источниках, у взрослого), ее сбора, анализа; участие в подготовке проекта, исследовании;
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
5. Овладение навыками в соответствии с учебной задачей; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Обобщение, классификация по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия; навыками смыслового чтения текстов;
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Решение данной задачи не представляется возможным без использования интерактивных методов и приемов обучения в современном учебном процессе. В настоящее время в педагогической копилке учителя находится достаточно большой и разнообразный арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, метод мозгового штурма, метод критического мышления, мини-исследования, конкурсы, игры, ролевые игры, метод анкетирования, проектную деятельность и др.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от учителя, а в процессе собственной активности и сотрудничества с другими учениками. Учебный процесс с использованием интерактивных приемов обучения проходит в режиме ученик – ученик, ученик – класс, ученик – группа, группа учащихся – класс. При этом учитель должен создать благоприятные условия, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания и т.о. строить процесс обучения и познания мира. Использование интерактивных методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке, т.к. все ученики вовлечены в учебный процесс одновременно, а учитель является организатором и
руководителем этого процесса.
Рассмотрим предмет «Окружающий мир».Основным источником информации на уроках в начальной школе является, безусловно, учебник. Работая с учебником, ученики учатся понимать условные знаки: «Что узнаем, чему научимся», «Работаем в паре», «Работаем в группе», «Работаем со взрослыми», «Атлас-определитель», «Электронное приложение к учебнику»; учатся воспринимать и анализировать информацию, выделять главное, находить причинно-следственные связи, выявлять достоверную (противоречивую) информацию, делать обобщение и выводы. Выполнение практических работ, заданий в тетрадях с печатной основой формируют и развивают универсальные учебные действия не только на базовом, но и на продвинутом уровне. Начиная со 2- го класса, ученики работают с дополнительными источниками информации:
учебными пособиями А. А. Плешакова: «Атлас-определитель», «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне» и любой другой справочной литературой. Уже на этом этапе обучения, используя работу в парах, стараюсь вовлечь всех учащихся в активное обсуждение и решение поставленной задачи.
На уроках литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения.
Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения
Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.
Традиционный урок:
До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»
Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.
После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.
Продуктивное чтение:
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Приведу примеры заданий, направленных на достижение результатов каждого из действий.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний. Поэтому перед учеником ставится простая , понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Повышение интереса можно достигнуть следующим приемами; которые формируют коммуникативные и познавательные УУД.
1.«Пересечение тем»- Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие  последний  изученный материал с любой ранее изученной темой. Например:  русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении». 2.« Свои примеры ». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Русский язык :  Тема урока :« Разделительный  твердый знак.»Накануне дети получают задание: « Найти  в орфографическом словаре слова «Ъ».                                                                                                                                                3.« Повторяем с контролем»- ученики составляют серию контрольных  вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные  вопросы , другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.4.«Лови ошибку»- объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Мы можем даже  подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам  предложить роль учителя ( раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками).
5. « Игровая цель»-если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения  игровой цели. Например: Математика.  «Эстафета». Класс делится на команды. На доске записаны примеры в столбики( на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики  по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.  6. « Логическая цепочка»-вспомните всем известную игру в города. Например: русский язык. «Назвать словарные слова». Например : осина, аллея, яблоко и так далее.
Для начальной школы приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Для достижения этих черт личности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей. На уроках я часто использую карточки для закрепления новой темы, после выполнения работы учащиеся проверяют свою работу по эталону( заранее заготовленным учителем), оценивают свою работу . С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием.  Главное здесь -  речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Ресурсы для работы:
Программа формирования УУД (из образовательной программы своей школы).
Прилагаемые материалы (памятки, электронный вариант книги Асмолов и др.«Как проектировать универсальные учебные действия», Фрагмент книги «Программа развития универсальных учебных действий младших школьников» http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=162)
Ссылки в Интернете - литература, которая описывает возможности формирования УУД:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959Программа формирования универсальных учебных действий https://docs0.google.com/document/edit?id=1qBwiyH8DmHJ6eNzncU9CwwOw0yND2UG9kpezi793IsM&hl=ru&authkey=CPKhpY8B&pli=1#Г. Цукерман Совместная деятельность как основа формирования умения учиться
Д. Толлингерова Таксономия ученых задач
Технология проблемного диалога
Е.Л. Мельникова Технология проблемного диалога:методы, формы, средства обучения
Д.Б. Эльконин Психологические вопросы формирования учебной деятельности
Д. Гинзбург, Г. Цукерман Как учиться без отметок?
Д.Д. Данилов Технология оценки образовательных достижений
Система оценивания планируемых результатов
Г.А. Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?