Урок по л.чтению (азбука)на тему:Прощай азбука


Обобщающий урок-праздник
Из города Букв в страну Литературию Прощание с АзбукойЦели:
обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;      
подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;
развивать технику чтения детей, речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;      
 воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;   
презентация своей Азбуки.
Ход урока
- Ребята, сегодня у нас необычный урок чтения.
Урок одновременно и радостный и грустный. Почему? Многое изменилось в нашей жизни за это короткое время. Сколько разных событий произошло.
Первого сентября мы отправились в плаванье по стране Знаний, делали открытие  за открытием. Путешествие по стране Азбука мы завершили, сегодня прощаемся с Азбукой, а значит, мы должны отправиться в более долгое путешествие в страну Литературию. Много новых героев вы встретите в этой стране. И сказочные герои, которых вы уже знаете, интересуются, а все ли смогут войти в страну Литературию. Они приготовили для вас испытания
Готовы к испытаниям?
1. Угадайте сказочного героя
Внучка к бабушке пошла,
Пироги к ней понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил! (Красная шапочка) слайд
Она живет возле леса, прислушивается к разным звукам. Вопросы у нее звуковые.
Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика нужна врачам, логопедам, музыкантам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение по Азбуке мы начали именно со звуков.
Сказка «В стране звуков»
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная.
И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками.
А вот слушать их было можно. Шесть звуков были певцами:
А, У, Ы, И, Э, О. слайд
За певучесть и голосистость прозвали их гласными.
Им подпевали Я, Ё, Ю, Е. слайд
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Каждый звук обозначается определенной буквой, буквы имеют своё название. Попробуйте правильно назвать все буквы. ( Ученики читают алфавит хором)
Задания
1 ряд
Какая буква лишняя?  Почему? слайд
Ё, И, Я, Е, Юн, р, к, й, зц, ч, ж, ш
2 ряд
Какая картинка лишняя? Почему? слайд
3 ряд
Какое слово лишнее? Почему? слайд
Красная Шапочка говорит вам ОТЛИЧНО!
2. Угадайте следующего героя.
У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный... Кто же это?.. (Буратино) слайд
-А сколько букв в русском алфавите? Известно также, что звуков в русском языке 42, а букв 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые. В каком из этих слов звуков больше, чем букв.
1 ряд 2 ряд 3 ряд слайд 3шт.
ЕЛЬ МЕЛ ЯМА МЯТА ЮГ ЛЬЮТ
Как правильно записывать звучащую речь? Этому учит ГРАФИКА.
Как звуки научились превращаться в буквы
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен.
- Вы тоже себя представили волшебниками и нарисовали рисунки «На что похожа буква».
Выставка рисунков.
- О каких буквах эти стихи?
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
Три. Получилась буква? (И)
Палочка, рядом две ровные дужки,
Вот и готовы очки для лягушки (В)
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3 (З)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)
Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша?
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит. (А)
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает жужжащий звук (Ж)
-Молодцы! Я думаю, что вы прекрасно знаете буквы алфавита.
Но почему то все они у нас перепутались. Давайте попробуем навести порядок!
Гласные влево, согласные вправо
Задание для всех
Предлагается выйти детям с теми буквами, о которых идёт речь в стихах.
1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит.
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. (Р)
2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну а в мае на берёзе
Жук её узнать поможет. (Ж)
3. С этой буквой, добрым другом,
Долгою дорогой в дом
День за днём, назло недугам,
Даже под дождём идём. (Д)
4. Эту букву паровоз
На своей трубе привёз.
Губу вытяни в трубу
И получишь букву … (У)
5.Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита. (А)
6.Эта буква бодрым шагом
В бой идёт под барабан.
И бодает буква букву,
Будто баловник баран. (Б)
- Вот все буквы перед нами – каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами в слово буквы все собрать.
(Дети собирают слово «дружба»)
Учитель:
 - Получилось слово «дружба»
С ней дорога не беда.
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
Песня « Есть друзья, а для них у друзей нет выходных »
3. Угадайте героя.
С голубыми волосами
   И с огромными глазами.
   "Зубы чистить! Руки мыть!"
   Любит поруководить! (Мальвина) слайд
- Мальвина приготовила задания связанные с орфографией. ОРФОГРАФИЯ – нормы и правила письменной речи. Вам придется подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.
Игра «Камень-вата».
Если учитель читает слово с Ъ - ребята топают или встают мальчики , если с Ь – хлопают или встают девочки
(Лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень, семья, съел.)
Исправьте ошибку.
Догадайтесь-ка, ребята,
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души?
1 ряд- ЕЖЫ ЕРШЫ 2 ряд - ЩЮКИ ЧЮДЕСА слайд
3 ряд - ЧЯЙКИ ВОЛЧЯТА
Все
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩАПишем только букву А!
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У! слайд
Угадайте героя.
Она красива и мила, Имя ее от слова "зола". (Золушка) слайд
Викторина
Отвечают хором
- Золушка хотела бы узнать, знаете ли вы героев литературных книг.
-А – в Африке лечит зверей (Айболит).
-Б – нашёл золотой ключик (Буратино).
-В – гонится за зайцем (волк).
-Г – с Белоснежкой дружит (гном).
-Д – в нём мы живём (дом).
-Ё – в клубок колючки прячет (ёж).
-Ж – по болоту скачет (жаба).
-З – туфлю потеряла, плачет (Золушка).
-К – круглый, песенку поёт (Колобок).
-Л – рыжим хвостиком метёт (лиса).
-М – первое слово ребёнка (мама).
-Н – у Буратино он длинный (нос).
-О – по небу скользит (облако).
-П – в нём ручка и карандаши (пенал).
-Р – золотая, в сеть попала (рыбка).
-С – прыгнула через костёр и растаяла (Снегурочка).
-Т – дом для маленьких зверей (теремок).
-У – птица, которая крякает (утка).
-Ф – за посудой вдогонку помчалась скорей (Федора).
-Х – бывает пшеничный, бывает ржаной (хлеб).
-Ц – стоит на одной ноге (цапля).
-Ч – друг крокодила Гены (Чебурашка).
-Ш – старуха с крысой (Шапокляк).
-Щ – чистит одежду (щётка).
-Э – лестница в метро (эскалатор).
-Ю – игрушка – волчок (юла).
-Я – плод на дереве (яблоко).
- Золушка говорит вам УМНИЧКИ! Слайд с этим словом
Учитель: Мы поздравляем вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаем вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний.
Не робейте, не грустите,
К новым знаниям идите!
В добрый путь!
Учитель: Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь:
Поздравляем грамотеев,
До счастливых новых встреч!
Книг прекрасных очень много,
Постарайтесь их беречь.
Игра «Да», «Нет»
Друга выручим всегда? Да
Врать не будем никогда? Да
В классе списывать ответ? Нет
Кинуть камень кошки вслед? Нет
Брать в автобусе билет? Нет
Ай-яй-яй! Как это нет?
Надо брать билет всегда? Да
Не робеть, когда беда? Да
Не жалеть для дел труда? Да
Рук не мыть когда обед? Нет
Как же это не мыть? Мыть обязательно
Грязь смывать без следа? Да
Солнце, воздух и вода? Да
Мы лентяем шлем привет? Нет
А тем, кто трудиться всегда? Да